Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостатки ДОТ




· Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

· Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

· Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.

· Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.

· Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.

· Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.

· В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения. []

Назначение использования ДОТ. Под дистанционным обучением мы понимаем разновидность заочного образования, предусматривающее активный обмен информацией между учащимися и преподавателями, а также между самими учащимися, и использующее в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудио - визуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации).

Эффективность применения ДОТ в образовательной деятельности вуза требует системного подхода и напрямую зависит от вовлечения студентов, преподавателей и руководства, наличия научно-методической базы для применения ДОТ в учебном процессе, анализа и систематизации информационных ресурсов и способов коммуникации, наличия механизма обратной связи, позволяющего студентам и преподавателям анализировать результаты и эффективно взаимодействовать на всем протяжении процесса обучения, а также качественного технического обеспечения. Основным инструментом дистанционного взаимодействия преподавателя и студента и информационной поддержки учебного процесса является образовательный портал, обеспечивающий реализацию системного подхода к организации и управлению процессом обучения, интегрирующий различные виды учебных и методических ресурсов, обеспечивающий возможность общения преподавателя с учащимися и позволяющий каждому участнику персонализировать среду и адаптировать учебный процесс с учетом личных возможностей и требований, занятости, характера и прочих особенностей. Доступ к порталу может быть организован как через локальную сеть учебного заведения, так и через Интернет, а предоставляемые с его помощью материалы и входящие в состав портала средства интерактивного общения могут применяться не только для дистанционного обучения, но и для аудиторных занятий. Применение ДОТ в учебном процессе открывает для его участников множество перспективных возможностей, наиболее важными из которых являются следующие. Практическая реализация концепции непрерывного образования. ДОТ являются методическим и технологическим фундаментом для создания системы непрерывного обучения, доступной для потребителей образовательных услуг без жесткой привязки к пространству и времени и ориентированной прежде всего на мотивацию к приобретению знаний и умений, формированию определенных компетенций, а не к получению формального документа об образовании. Кроме того, система непрерывного обучения способствует формированию лояльности потребителей и их удержанию в образовательной среде конкретного учебного заведения и является основой для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества вуза с потребителями образовательных услуг как студентов, так и работодателей.

Организация обучения на основе ДОТ позволяет учебному заведению расширить аудиторию потребителей образовательных услуг за счет вовлечения в процесс непрерывного обучения территориально удаленных учащихся, лиц, не имеющих возможности совмещения образования с производственной деятельностью, студентов с ограниченными физическими возможностями и других категорий населения. Расширение географии и привлечение новых потребителей увеличивает потенциал вуза, востребованность его услуг и является источником его дополнительных доходов. Кроме этого, возможность дистанционного обучения без отрыва от производства позволяет вовлечь в процесс постоянного профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников различных предприятий, организаций, государственных структур и т.д. 5. Привлечение квалифицированных преподавателей. Дистанционное взаимодействие в рамках образовательного процесса предполагает возможную удаленность от учебного заведения не только студентов, но и преподавателей. ДОТ открывают для вуза возможность привлечения к обучению квалифицированных преподавателей и практикующих специалистов на постоянной или краткосрочной основе в зависимости от востребованности тех или иных компетенций. Повышение эффективности восприятия материала. ДОТ предоставляют студентам и преподавателям широкий выбор инструментов передачи учебного контента, удобные механизмы общения и совместной работы, стимулируют самостоятельную работу. Комбинированное использование текстовых, графических, анимационных, аудио и видеоматериалов способствует существенному повышению наглядности и эффективности восприятия материалов учебного курса. Оперативность публикации и обновления информации. Публикация учебно-методической информации в системе дистанционного обучения и ее распространение в виде электронных документов существенно сокращают затраты вуза на издательскую деятельность и предоставляют возможность оперативного обновления материалов и исправления выявленных ошибок, что особенно актуально для таких динамично развивающихся отраслей знаний, как информационные технологии, финансовые рынки или маркетинговая деятельность. Объективность оценки уровня знаний. Механизм тестирования как неотъемлемый компонент системы дистанционного обучения создает предпосылки для унификации и формализации требований к контролю знаний и уменьшения роли субъективного фактора в процессе оценки уровня знаний студентов. В то же время применение ДОТ совершенно не исключает непосредственной оценки знаний преподавателем в результате проверки работы студента, представленной в виде электронного документа, или в результате личного контакта, например в форме собеседования путем видеоконференции. Автоматизация рутинных операций. Единая информационно-образовательная среда, реализуемая с помощью образовательного портала, существенно сокращает затраты времени, связанные с планированием учебного процесса и его администрированием, за счет автоматизации большинства рутинных операций по учету и обработке персональных данных, сведений о составе учебных дисциплин, результатов контроля знаний, информации о взаимоотношениях с потребителями образовательных услуг и т.д.

К наиболее существенным ограничениям применения ДОТ в учебном процессе можно отнести следующие. 1. Исчезновение прямого личного контакта преподавателя и студента. В основе традиционной парадигмы образовательного процесса лежит передача знаний от преподавателя к студенту в ходе личного общения, сопровождающаяся гуманистическим и творческим развитием личности. Образовательный процесс в значительной степени строится на формальных и неформальных межличностных отношениях. В дистанционном обучении роль преподавателя, скорее, состоит в управлении познавательной деятельностью и создании условий для эффективной самостоятельной работы учащихся по освоению образовательной программы. ДОТ позволяют частично компенсировать недостаток личного общения с помощью видеоконференций, создающих практически полный эффект присутствия удаленных участников образовательного процесса, или виртуального общения с помощью электронной почты, форумов и досок объявлений, интегрированных в образовательный портал, однако полностью заменить когнитивный эффект от личного общения они не в состоянии. Сложность передачи неявного знания. Некоторые специфические сферы деятельности допускают только непосредственную передачу практических знаний, например в виде текстов и диаграмм, и легко передано другим. Неявные знания могут быть переданы только через обучение или получены через личный опыт. Примерами неявного знания являются умение управлять автомобилем или знание иностранного языка, которые могут быть приобретены в результате наблюдений, личных тренировок под руководством инструктора, попыток погружения в языковую среду, в то время как любые сколь угодно ясно сформулированные правила сами по себе не помогут этому научить. Данная концепция накладывает ограничения на сферы профессиональной деятельности, в которых целесообразно применение ДОТ. Проблемой, характерной для дистанционного обучения, является сложность идентификации лица, удаленно проходящего контроль знаний, так как у студента может возникнуть соблазн посадить к компьютеру вместо себя кого-то другого. С этим связано требование обязательного наличия очной составляющей учебного процесса – образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточных аттестаций (за исключением итоговой аттестации) обучающихся. При проведении текущего или промежуточного контроля знаний студентов решением проблемы идентификации может являться организация видеонаблюдения, а при компактном размещении группы учащихся (например, студенты, обучающиеся в филиале вуза, или сотрудники одного предприятия) 4. Проведение контроля в специализированном помещении в присутствии представителя учебного заведения. Важная роль в решении указанной проблемы принадлежит формированию эффективной системы мотивации участников образовательного процесса. Эффективное функционирование ДОТ невозможно без мотивации всех участников образовательного процесса, обеспечивающей их заинтересованность в его успешном и эффективном проведении. Важнейшей предпосылкой к эффективной мотивации дистанционного обучения является заинтересованность учащегося не столько в получении формального документа об образовании, сколько в приобретении определенных знаний и навыков, предлагаемых в рамках учебного процесса. В противном случае применение ДОТ, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам. Подобная мотивация часто находит отражение в резюме для трудоустройства диплом о профессиональном образовании играет лишь стартовую роль, а работодатель обращает внимание на дополнительные компетенции, подкрепляющие базовое образование. Помимо перечисленных выше преимуществ применения ДОТ, факторами, оказывающими положительное влияние на мотивацию учащихся, вовлеченных в процесс дистанционного обучения, являются: широта выбора (выбор студентом содержания, качества и стоимости курсов существенно расширяется благодаря возможности получения образования практически в любом учебном заведении, предоставляющем возможность обучения с помощью ДОТ) экономия времени и затрат (студент не обязательно должен физически посещать учебное заведение, что сопряжено с затратами времени и денег, особенно при проживании на удалённой территории). Данный фактор может являться сильной мотивацией для лиц, совмещающих учебу с работой (возможность получать полноценное образование без отрыва от работы) − удобство обучения (студент может получать доступ к учебно-методическим материалам в любое удобное для него время независимо от своего местонахождения). Более сложным является вопрос о мотивации преподавателей к применению ДОТ в своей деятельности. На наш взгляд, основными мотивирующими факторами могут являться: снижение аудиторной нагрузки часть традиционных лекционных, семинарских и прочих занятий, в том числе контроль знаний, может быть успешно заменена на дистанционное взаимодействие со студентами; снижение трудоемкости преподавательской работы хотя на этапе разработки дистанционных курсов, безусловно, от преподавателя требуются дополнительные усилия, впоследствии трудоемкость процесса обучения может быть существенно снижена за счет увеличения объема самостоятельной работы студентов и передачи компьютерной информационной системе множества рутинных операций, связанных с распространением учебного контента, формированием вариантов тестовых заданий, проведением контроля знаний и анализом результатов. Однако нельзя обойти вниманием факторы, которые могут оказывать отрицательное влияние на мотивацию участников дистанционного образовательного процесса. Недостаточное решение перечисленных ниже проблем может фактически свести на нет все усилия по организации эффективного дистанционного обучения, разработка курсов с применением ДОТ может потребовать от преподавателей значительных интеллектуальных усилий и трудовых затрат, поэтому резко отрицательными мотивационными факторами могут стать отсутствие снижения традиционной учебной нагрузки и отсутствие материального стимулирования; серьезным барьером на пути развития ДОТ может стать необходимость освоения преподавателями новых информационных и компьютерных технологий и постоянного обновления этих знаний. Одной из причин скептического отношения к ДОТ часто называется более низкий по сравнению с традиционными формами уровень качества образования. Тем не менее при правильной организации процесса дистанционного обучения, наличии квалифицированного кадрового потенциала, хорошей технической оснащенности и высокой мотивации качество дистанционного образования будет не ниже или даже превышать качество традиционного обучения. Дистанционные образовательные технологии являются адекватным ответом на требования современного информационного общества к процессу непрерывного обучения. Учебные заведения, конкурирующие между собой на рынке образовательных услуг, должны осваивать новые технологии и предлагать дистанционные программы и курсы как в виде самостоятельных продуктов, так и в виде дополнения к традиционным формам обучения. Смотря на ряд ограничений, связанных как с техническими, так и с поведенческими аспектами, ДОТ могут эффективно использоваться в разнообразных областях знаний с применением различных форм, методов и инструментов.

В настоящее время все больше возрастает популярность дистанционного обучения, которое позволяет получить образование без отрыва от работы, расширяет границы образовательного пространства.

Значительную роль дистанционные образовательные технологии играют в создании без барьерной среды для студентов с ограниченными возможностями.

Дистанционное обучение открывает возможность получить заочное высшее образование различных уровней: бакалавр, специалист, магистр. Серьёзные усилия преподавателя фактически никак не сказываются на результате обучения. Реализуется классическая ошибка: традиционные технологии нацелены на работу с книгой, замена книги на её электронный аналог без изменения технологии обучения не сказывается на результатах обучения в лучшую сторону. Для использования Интернета преподавателю нужно проделать работу, связанную с большими затратами времени и сил: освоить компьютер, технологии работы с Интернетом, аспекты использования компьютеров в образовании, разрабатывать материалы в Интернете или просто в локальной сети.

Информационные и коммуникационные технологии вообще и Интернет в частности - лишь одно из средств, с помощью которого можно интенсифицировать процесс обучения, повысить результативность, реализовать образовательную безопасность, суть которой в неотвратимости научения. Необходимо разумное перераспределение функций между субъектом управления (преподавателем), новым средством обучения и объектом (обучаемым). На новое средство возлагаются не только функции гибкого и безграничного источника информации, но и элементы управления обучением: индивидуализированный компьютерный контроль и мониторинг, определение индивидуальной траектории обучения, коммуникации не только с преподавателем и одногруппниками, но и со значительно более широким кругом участников учебного процесса. Появляются принципиально новые средства обучения, обеспечивающие интерактивность, пооперационный контроль, адаптивное тестирование и т.п. В связи со всем перечисленным можно не беспокоиться в образовательной системе преподаватель будет всегда. Но этот преподаватель должен будет вписываться в систему владеть на современном уровне не только своей предметной областью, но и компьютерными технологиями, а также образовательными технологиями, предусматривающими широкое использование, в том числе и этих самых компьютерных технологий. []

Возможности Интернета позволяют говорить о качественных изменениях в обучении. Это предоставление обучаемым электронных информационных ресурсов. Возникают не только бесконечные возможности для творчества обучаемых, но и создаются предпосылки для качественного скачка в результатах обучения. Существует специфика в общении между людьми в телекоммуникационной среде. Это, прежде всего большая открытость, возможность пообщаться переводит отношения между преподавателем и обучаемым от сугубо официальных к более доверительным. Возможности Интернета позволяют разрешить большинство кризисных ситуаций в современном образовании. Это разрыв между ограниченными возможностями традиционных информационных источников и практически бесконечным современным информационным пространством. Интернет становится окном, позволяющим обучаемому даже из самой далёкой глубинки получать самые современные сведения об окружающем мире. Он может заниматься дополнительным самообразованием по собственному желанию, что материализует идею непрерывного образования. Имеется разрыв между уровнем подготовки преподавателей и существующими требованиями государства, общества и образовательного учреждения. Интернет предоставляет возможность всем преподавателям обмениваться опытом, учебными материалами, просто учиться и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Использование компьютерных ресурсов (в том числе и через Интернет), обеспечивающих диагностику результатов обучения, позволяет сделать контроль действительно объективным. Технологии использования Интернета, а также существующие системы дистанционного обучения позволяют индивидуализировать обучение.

Тем не менее, использование компьютерных дистанционных технологий способствует более эффективному формированию профессиональной готовности студентов к будущей деятельности и их социализации.

Многие российские вузы используют дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе, применяя российский и зарубежный опыт. К преимуществам внедрения системы дистанционного обучения можно отнести: как для ВУЗов, так и для студентов, дистанционное обучение экономически выгодно по сравнению с традиционными формами обучения для ВУЗа более низкие затраты на организацию образовательного процесса, для студентов более низкая стоимость обучения обучение любого количества студентов, независимо от географического проживания; предоставление студенту различных форм электронных учебно-методических материалов, возможность выбора наиболее интересных курсов и преподавателей; интерактивное взаимодействие и оперативность обмена информацией между студентом и преподавателем контроль и самоподготовка в режиме онлайн тестирования, возможность обращаться к лекциям многократно возможность участия студентов в международных образовательных программах возможности обучения людей с ограниченными физическими возможностями снижение аудиторной нагрузки преподавателей комплексное использование информационных ресурсов головного вуза и его филиалов и т.д. настоящее время применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ). []

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.