Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права и обязанности граждан и юридических лиц по использованию земельных участков общего пользования




Исходя из анализа п. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ, можно выделить основные права, которые предоставлены гражданам и юридическим лицам в связи с использованием земельных участков общего пользования.

Во-первых, это право находиться на таких земельных участках. Данное право свободно, то есть оно не требует наличия специального разрешения, принадлежит всем без ограничений — и гражданам, и юридическим лицам.

Во-вторых, право использования имеющихся на этих участках природных объектов. Оно также является свободным. Следует отметить, что закон упоминает лишь о возможности использования природных объектов, однако ничего не говорит о праве пользования объектами инфраструктуры, а также иными зданиями, сооружениями.

Закон не содержит запрета на возведение объектов недвижимости на землях общего пользования, также как и нет запрета на осуществление на такой территории различных видов предпринимательской деятельности. При этом собственники таких объектов, как уже отмечалось ранее, обязаны приобрести этот участок в аренду.

Закон также не содержит запрета на благоустройство территорий общего пользования. Однако здесь существует опасность привлечения к ответственности за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (ст. 7.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Так, ООО было привлечено к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Из материалов дела следовало, что Общество использовало под стоянку автомобилей земельный участок, прилегающий к административному зданию. Участок, который в соответствии с документацией относился к землям общего пользования, был частично огорожен декоративной изгородью и заасфальтирован. Однако суд установил, что все это не препятствовало использованию этого участка неограниченному кругу лиц, в том числе не являющихся работниками общества. Арбитражный суд признал решение о привлечении общества к административной ответственности незаконным, поскольку «факт благоустройства земельного участка обществом не означает его самовольного занятия или использования[19]».

В следующей ситуации суд, наоборот, усмотрел нарушение в деятельности юридического лица. Потребительское общество было привлечено к ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ (Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) по причине установления шлагбаума в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования. Суд установил, что наличие шлагбаума на тротуаре создает угрозу безопасности дорожного движения. В этой связи решение о привлечении общества к ответственности было признано обоснованным[20].

При использовании земельного участка граждане и юридические лица обязаны использовать его по целевому назначению с учетом вида разрешенного использования. В противном случае, это также может повлечь за собой привлечение к административной ответственности.

Так, предпринимателю на праве аренды был предоставлен земельный участок с видом разрешенного использования под проезд. Однако в ходе проведенной проверки было установлено, что предприниматель использует данный участок для складирования металлического лома и стоянки транспортных средств. Арбитражный суд признал обоснованным привлечение предпринимателя к ответственности[21].

Одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ). В связи с этим немаловажным является вопрос налогообложения земель общего пользования. Это одна из основных обязанностей граждан и юридических лиц.

Как уже отмечалось, ранее действовавшее законодательство, а именно Закон РФ «О плате за землю» предусматривал полное освобождение от налогообложения земель общего пользования. На сегодняшний день подобная норма отсутствует. В связи с этим возникает вопрос о том, какие земельные участки из состава земель общего пользования облагаются налогом, и кто является плательщиком земельного налога.

В соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к категории местных и регулируется не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами муниципальных образований. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах конкретного муниципального образования. При этом, закон (п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ) предусматривает перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения. Среди них есть и земли общего пользования. В частности, к ним относятся:

1) земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

2) земельные участки из состава земель лесного фонда;

3) земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Помимо этого, ст. 395 Налогового кодекса РФ предусматривает освобождение от налогообложения организаций в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. Остальные же виды земельных участков общего пользования являются объектом налогообложения.

На практике наибольшее количество вопросов возникает в связи с налогообложением земель общего пользования, принадлежащих садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям. По этому поводу существуют многочисленные разъяснения органов исполнительной власти Российской Федерации. Все они содержат в себе одну основную мысль: подобные земли облагаются налогом, налогоплательщиком является непосредственно объединение[22]. При этом плательщиком такого налога могут выступать как сами граждане соответственно их долям в общей собственности объединения, так и непосредственно объединение как юридическое лицо[23].

Мнение о налогообложении земель общего пользования, принадлежащих садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям вызывает вполне обоснованное недовольство членов подобных объединений[24]. Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» под имуществом общего пользования понимается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории такого объединения потребностей его членов в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

В большинстве случаев территория дачного объединения не является огороженной и зачастую ею могут пользоваться не только члены такого объединения, но и жители близлежащих населенных пунктов, а также другие граждане, которые могут в любой момент воспользоваться дорогой. Тогда почему за эти территории должны платить лишь граждане, которые являются членом объединения? На наш взгляд, это необоснованно и следует освободить такие участки от налогообложения.

Помимо указанных выше прав и обязанностей, следует сказать, что граждане и юридические лица обязаны соблюдать все законодательные ограничения, установленные в отношении земель общего пользования, использовать их таким образом, чтобы это не привело к нарушению природных свойств земельного участка и к его ухудшению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.