КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление Афинской Демократии
РОЛЬ ФЕМИСТОКЛА И АРИСТИДА В РАЗВИТИИ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой [11]. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность [19]. Разделения властей в современном понимании не было. По замечанию американского эссеиста Карлина Романо, опыт афинской демократии по сей день привлекает внимание учёных больше, чем современные реализации демократии. Древние афиняне, скорее, назвали бы британскую и американскую политические системы олигархическими.. В. П. Бузескул подчёркивал правовой характер афинской демократии, где воля народа ограничивалась законом. Древнегреческая демократия была ограниченной демократией только свободных граждан, оставляя без политических прав рабов и женщин, составлявших абсолютное большинство населения, античная демократия была рабовладельческой демократией. Рабы, метэки (иноземцы и освобожденные рабы) и женщины не имели прав граждан и не могли участвовать в управлении государством. Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам было 1:3, поэтому в управлении государством (за вычетом женщин, детей и метэков) участвовали не более 15 % населения. Среди дореволюционных российских антиковедов, исследовавших афинскую демократию, особо выделяется исследователь её становления и развития зачинатель отечественного антиковедения М. С. Куторга, также известны посвящённые данной теме работы В. П. Бузескула. Несмотря на различия во взглядах на её историю, оба они признавали определяющим политическим субъектом Афин демос, а его лидеров — выразителями интересов большинства[11]. В. П. Бузескул настаивал, что афинская демократия была чисто народным созданием, результатом работы целого ряда деятелей и поколений, а не результатом честолюбия и интриг отдельных личностей. Он видел в ней глубокий гуманистический смысл, заключавшийся в открытости и терпимости к иному мнению, подчеркивал её постепенный, эволюционный характер, особо выделяя эпоху Перикла как период её расцвета[11]. Аристотель описывет в "Конституции Афин" все конституционные реформы в Афинах, первые из которых были направлены на развитие соборного строя и на предотвращение возможных политических и социальных потрясений. Первой такой реформой было учреждение должности полемарха-архонта (воеводы, буквально - военачальника, префекта конницы в Риме, тысяцкого в Новгороде), первоначально в качестве первого помощника царя (архонта-василевса). Должность полемарха была учреждена для предотвращения возможных затруднений, в случае отсутствия военных талантов у очередного архонта-василевса. Такая важная роль военного вождя становится одной из главных характеристик афинской демократии. В последний период существования Афинского полиса, военный вождь становится первой фигурой афинской демократии. (Как известно, самым известным демократическим лидером Афин был военный вождь Перикл). Затем учреждается должность третьего архонта (буквально: начальника). Со временем, этот третий архонт становится первым архонтом, с титулом архонта-эпонима, т. е. дающего свое имя году. Титул царя (архонта-василевса) сохраняется для второго архонта, без каких-либо особых политических или военных функций, кроме председательства в Аеропаге и возглавления религиозных жертвоприношений и обрядов. Третьим архонтом становится полемарх (воевода, тысяцкий). Этот порядок рангов между тремя старшими архонтами в будущем меняется. Под конец афинской демократии, первым архонтом становится полемарх, архонт-василевс продолжает быть вторым архонтом, а архонт-эпоним становится третьим. Все отслужившие свой срок архонты становятся членами совета старейшин (сената), заседающих на Ареопаге (холме бога войны Ареса), напротив Акрополя, под председательством архонта-василевса. С 753 года архонтов выбирают не пожизненно, а на 10 лет. С 682 года их выбирают только на 1 год, и одновременно учреждаются шесть младших архонтов, для административных работ, так что Афинами управляют девять архонтов. ("Архонт" можно буквально перевести, как "начальник", от корня "архе" - начало, власть. Южные славяне переводят этот титул, как "князь"). Таким образом, первой конституционной демократической реформой Афинского полиса было учреждение военной власти, ставшее началом создания тройственной верховной власти афинской демократии (политической, религиозной и военной), олицетворяемой тремя старшими архонтами, при содействии шести младших архонтов. Вторая конституционная реформа в Афинах была реализована в 624 году архонтом Драконом, который создал первое письменное уголовное законодательство, затем всенародно опубликованное, с жестокими наказаниями за уголовные преступления, в том числе, особенно, за воровство. Такое отношение к преступникам, с этого момента, становится тоже характерным для афинской демократии, до конца её существования, хотя законодательство Дракона было затем частично смягчено. Третью конституционную реформу произвёл архонт Солон. Законодательство Солона и все его реформы были направлены к тому, чтоб устранить главные причины бедственного положения государства и предотвратить возможность возобновления их в будущем; он хотел освободить граждан, которые были отданы в работу кредиторам; освободить от долгов заложенные земли поселян, а чтоб облегчить уплату долгов, которыми были обременены простолюдины, он находил надобным изменить монетную систему. Солон сделал это посредством законов, в которых, по его собственному выражению, «насилие было соединено со справедливостью», и которые, по общему своему значению, обозначаются общим названием «сисахфия» («снятие бремени», льгота). Во-первых, реформами Солона была отменена отдача неисправного должника в работу кредитору. Солон освободил своих несостоятельных должников от уплаты долгов ему; эти долги, прощенные им, составляли 5 талантов (более 10.000 русских дореволюционных рублей), – сумму, огромную по тогдашней ценности денег. Поступив так относительно своих должников, Солон особой реформой объявил отмененными все те долги, которые были сделаны под залог личной свободы должника; таким образом, получили свободу все те афиняне, которые находились за долги в работе у кредиторов; а те, которые были проданы за долги в рабство, были выкуплены на счет государства, и было установлено, что кредитор не имеет права на личность должника или его детей, что личность не может быть предметом залога. Государство освободило своих должников и отказалось от всех взысканий по неуплаченным ему долгам. Известия о том, в чем состояла реформа Солона относительно долгов частным лицам, передаются греческими писателями не одинаково: по одним известиям, были совершенно уничтожены и эти долги, по другим, они были только уменьшены на 27 процентов. В одной из элегий Солона есть выражения, смысл которых, по‑видимому, согласен с известиями, что должники были совершенно освобождены от уплаты долгов [13]. Известия об уменьшении долгов на 27 процентов выставляют это уменьшение результатом изменения монетной системы, которое – совершенно достоверный факт. Ещё одной реформой Солон ввел новую монету легче прежней; 100 драхм новой монеты были равны по весу серебра 73 драхмам прежней монеты, чеканившейся по эгинской монетной системе. Но древние писатели, говорящие о системе монеты, введенной Солоном, выражаются так, как будто это была система, изобретенная самим Солоном; нет, он только ввел в Афинах систему, называвшуюся эвбейской и употреблявшуюся, между прочим, в Коринфе. И быть может, ошибаются греческие писатели, ставя эту реформу в связь с распоряжениями об облегчении должников; цель Солона была, вероятно, другая: при всей выгодности положения Афин для торговли, Аттика была до той поры чисто земледельческим государством; преобладание земледельческих интересов довело государство до разорения. Введением монетной системы, употреблявшейся у коринфян, потому принятой в морской торговле, Солон, вероятно, хотел облегчить афинянам переход к торговым занятиям. Реформа сисахфии вывела народ из бедственного положения, но было надобно предотвратить повторение такого же бедствия в будущем. Освободив граждан, находившихся в рабстве у кредиторов, и возвратив на родину тех, которые были проданы на чужбину, где «не слышали они звуков аттической речи», Солон воспретил давать ссуды под залог личной свободы. Продавать афинского гражданина в рабство было запрещено под страхом смертной казни; это запрещение распространялось и на несовершеннолетних детей. Но Солон не принял для облегчения должников той меры, которую употребляли для этого в новой Европе, не определил законной нормы процентов, выше которой воспрещалось бы брать; в его законах было, как мы знаем по цитатам из них, положительно сказано, что право заимодавца назначать величину процентов не стеснено никакою нормою. Чтобы поселянин, выкупивший свою землю и восстановивший свое самостоятельное хозяйство, был огражден от алчности крупных землевладельцев, Солон постановил, что никто не может иметь более определенного законом количества земли; этим было предотвращено поглощение мелкого землевладения крупными, сосредоточение земельной собственности в немногих руках. Радуясь успеху своей реформы, Солон призывал землю-мать в свидетельницы, что она «избавлена им от ненавистного бремени заимодавческих столбов»; но для того, чтобы государство получило устройство, обеспечивающее ему здоровую жизнь, оставалось сделать еще очень много. Потомок Кодра Солон снова имел полную возможность захватить в свои руки верховную власть: народ охотно предоставил бы ему ее за обещание раздела земель. Но Солон не поддался искушению. Этою мудрою сдержанностью он приобрел доверие эвпатридов. По принесении торжественной жертвы благодарности богам за восстановление мира между сословиями, собрание эвпатридов назначило Солона устроителем и законодателем государства с неограниченной» властью. Он исполнил это трудное поручение в духе мудрой справедливости очень успешно. Продолжением реформ Солон хотел примирить враждующие между собою сословия, уменьшить неравенство в распределении собственности и прав, создать средний класс, интересы которого были бы неразрывно соединены с благом всего государства. Верный этому своему стремлению, Солон старался удовлетворить потребностям простолюдинов, по возможности сохраняя привилегированное положение эвпатридов, и организовал новые государственные учреждения на широкой основе расчетливого сочетания аристократически-консервативных элементов с демократически-прогрессивными. Солон постановил, что размер политических прав должен быть пропорционален средствам и желанию служить государству, сделал мерилом политических прав лица количество продуктов, доставляемых этому лицу земельною собственностью его. Все население Аттики очередной реформой Солона было разделено на четыре класса; принадлежность гражданина к тому или другому классу определялась собственным его показанием о том, сколько чистого дохода сельскохозяйственными продуктами получает он от своей земли. К первому классу принадлежали, согласно этой реформе Солона, те граждане, которые получали чистого дохода от своей земли не менее 500 медимнов (около 150 четвертей) ячменя (или другого хлеба) или столько же метретов (несколько более 1500 ведер) вина и оливкового масла. Они назывались пентакосиомедимнами, «пятисотмедимными гражданами». По рыночной цене продуктов, капитал, подлежавший обложению податями, при этом наименьшем, размере дохода граждан первого класса составлял 6000 драхм или 1 талант. Ко второму классу реформа Солона отнесла тех граждан, которые получали со своей земли от 500 до 300 медимнов чистого дохода; таким образом наименьшая величина капитала во втором классе была 3600 драхм. Граждане этого класса назывались «всадниками» (hippeis). К третьему классу Солон причислил получавших от 300 до 150 медимнов дохода; наименьшая величина капитала их была, 1800 драхм. Они назывались зевгитами («имеющими пару волов»). Наконец, все те граждане, которые не имели 150 медимнов дохода от земли, то есть, не имели земельной собственности такого размера, который обеспечивает хозяйственную самостоятельность, по этой реформе Солона составляли класс фетов (рабочих людей) [13]. Обязанности военной службы Солон распределил между гражданами соответственно этому делению их на классы по порядку земельной собственности. Первый класс был обязан содержать 48 триер; он и строил и снаряжал их на свой счет. Менее богатых землевладельцев, составлявших второй класс, реформа Солона обязала служить всадниками; каждый гражданин этого класса обязан был содержать двух боевых коней, одного для себя, другого для оруженосца. Граждане третьего класса, зажиточные поселяне, имевшие столько земли, что для её обработки было надобно содержать по крайней мере пару волов (или лошадей, или мулов), имевшие и работников, служили в войске гоплитами, тяжеловооруженными пехотными воинами; каждый из них обязан был иметь полное вооружение – то есть, и латы – для себя и для одного работника, шедшего с ним на войну. – Фетам реформа Солона предписала служили в войске только легко вооруженными, а во флоте матросами. Кроме военной службы, на афинянах эпохи реформ Солона лежало очень мало государственных тягостей. Постоянных налогов не было. Все общественные должности были почетные; их могли получить только граждане трех первых классов; жалованья должностные лица не получали. Издержки на обеды в Пританее, на посольства, и на другие государственные расходы совершенно покрывались доходами от государственных земель, серебряных рудников, судебных штрафов и таможенных пошлин. Расходы были тем менее значительны, что на должности вообще выбирались люди зажиточные, за почет, оказанный им, охотно принимавшее на себя часть должностных своих издержек. Налоги установлялись лишь временные, во время войны или по каким‑нибудь чрезвычайным случаям. Они платились гражданами первого класса со всей суммы их оценочного имущества (с 6000 драхм); граждане второго класса платили только с пяти шестых долей своего оценочного состояния (из 3600 драхм только с 3000); граждане третьего класса только с пяти девятых долей своего состояния (с 1000 драхм из 1800). Например, если установляли налог в 2 процента, то пентакосиомедимн платил 120 драхм, всадник – 60, зевгит – 20. Феты были свободны от всяких налогов, Установленное реформами Солона распределение народа на эти классы заменило прежние привилегии знатности рода привилегиями по богатству, аристократическую форму правления тимократией, «правлением богатых». Но основанием ценза исключительно служила земельная собственность, а большая часть удобной земли в государстве принадлежала эвпатридам, потому господствующим классом и после реформ Солона фактически оставались они. Впрочем, установление классов по цензу все‑таки было большим шагом вперед к равноправности граждан: привилегированность положения перестала быть наследственною; обедневшие эвпатриды лишались привилегий; простолюдины, достигшие трудолюбием, дарованиями или удачею до обладания цензом, получали соединенные с ним почет и права. Введённый Солоном ценз представлял для общества и другие выгоды; он побуждал молодых эвпатридов беречь и увеличивать отцовское поместье, поднял ценность собственности, противодействовал чрезмерной склонности ионийцев предпочитать торговлю сельскому хозяйству. Солон сделал сельское хозяйство самыми почетным занятием афинского гражданина, землю самым драгоценным для гражданина имуществом; это много помогало развитию крепкого здоровья в народе, содействовало тому, что граждане были людьми, расположенными энергически защищать родину. Те люди, почет, права, благосостояние которых совершенно срослись с родными нивами, всегда будут готовы твердо защищать безопасность и благосостояние родины [13].
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |