КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование задачи исследования
Формирование задачи исследования по темам (проблемам) предполагает выполнение некоторых действий исследовательского характера, объединенных в пять этапов. Ниже приводится содержание этих этапов и перечень необходимых действий. В качестве примера (в табличной форме) приводятся действия, сформированные как намерения по теме «Качество образования». Эта тема выбрана не случайно, поскольку студенты так или иначе задумываютсяо том, насколько качественное образование они получают, то есть обладают определенными знаниями и экспертной квалификацией. Фрагменты таблицы, иллюстрирующие то или иное действие, показывают, что можно было бы написать, если бы студент взял тему «Качество образования».
1. Постановка задачи исследования. Для постановки задачи исследования необходимо представить себе, что еще не исследовано или мало исследовано в выбранной теме. Для этого необходимо поработать с теми фрагментами текста литературных источников, который был сформирован при выполнении задания 1. Следует иметь в виду, что направления исследований формулируются в научных статьях и монографиях, а не в учебниках. Поэтому библиографический список должен включать и научные статьи, и монографии, а в рамках задания 1 следует просмотреть 2-3 научных источника (статьи, монографии). Постановка задачи исследования включает следующие действия:
· Описание задачи. Исследователь задает сам себе вопросы, связанные с темой исследования. Количество таких вопросов: 7-10. Эти вопросы включаются в отчет о НИР
· Словесная формулировка задачи исследования. Студент должен сформулировать задачу исследования по выбранной теме. Это значит, что словесная формулировка задачи исследования не должна повторять выбранную тему. Задача формулируется на основе описания проблемы (тех вопросов, которые заданы исследователем самому себе). Словесная формулировка задачи исследования должна укладываться в одну фразу.
· Финитизация задачи исследования***. Предполагает формулирование окончательного результата решения исследовательской задачи. Таким результатом может быть: анализ данных, анализ позиций различных авторов, разработка системы взглядов, доказательство некоторого положения, разработка методики, разработка показателя или системы показателей, разработка концепции (системы взглядов) и другие.
2. Построение задачи исследования. Этот элемент формирования задачи исследования предполагает ее более глубокое осмысление и предполагает выполнение следующих действий:
· Композиция задачи***. Строится предполагаемая последовательность (логика) решения задачи, перечисляются выполняемые действия. Последовательность должна быть хорошо продумана (4-5 выполняемых действий: анализ, оценка состояния, предложения, опробывание, выводы).
· Локализация задачи. Предполагает установление рамок для ее решения. Например, исследование выполняется для определенного временного промежутка, для определенной категории объектов, для определенной сферы деятельности и т.п. Желательно пояснить, почему вводятся такие ограничения (недостаток материала, недостаток возможностей для исследования, доступа к информации и т.п.)
3. Оценка задачи исследования. На этом этапе выполняются следующие действия:
· Кондификация задачи***. Это действие предполагает выявление всех условий для решения задачи, в том числе методов, средств, приемов, методик. Необходимо перечислить, какие методы средства и возможности собирается использовать исследователь (в пределах разумного). Например, анализ литературных источников, опрос сотрудников организации, опрос исследователей и экспертов, использование результатов опросов, выполненных другими исследователями или организациями
· Когнификация задачи***. Предполагает выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения задачи
· Квалификация задачи. Предполагает отнесение задачи к одному из трех видов: оценочная (оценка типа «хорошо-плохо», «много-мало» или разработка инструментов для такой оценки), моделирующая (разработка модели: как надо поступать, как следует действовать), концептирующая (разработка концепции, системы взглядов: существует ли «это», как «это» понимать, как к «этому» относиться: «это» в данном случае объект исследования)
4. Обоснование задачи. На этом этапе выполняются следующие действия:
· Конектизация***. Предполагает установление связей данной задачи с другими задачами из данной области исследований (в нашем случае - связи с другими задачами из менеджмента). Наличие таких связей показывает, что решение данной задачи вносит вклад в повышение методического уровня менеджмента. Надо просто подумать, с какими задачами менеджмента связана решаемая в рамках курсовой НИР исследовательская задача.
· Актуализация. Предполагает приведение доводов в пользу реальности задачи, ее постановки и решения. Следует написать, почему, по мнению студента, формируемая задача исследования выполнима. Например, потому, что подобные задачи уже успешно решались, и студенту известны такие случаи. Актуализация задачи исследования предполагает некоторую осведомленность в теме, которая достигается путем работы с литературой или общения с экспертами
· Компрометация. Предполагает выдвижение возможно большего количества возражений против задачи. Это необходимо для того, чтобы подготовиться к возможной дискуссии по теме и предусмотреть высказывания оппонентов.
5. Обозначение задачи. На этом этапе выполняется экспликация задачи, то есть даются определения основных понятий, их соотношение. Определения заимствуются из источников библиографического списка (задание 1) со ссылками. На этой основе возможно формирование собственных (авторских) определений. Определения не должны содержать противоречий. Прежде всего, определяющий текст не должен содержать определяемого понятия.
Результаты формирования задачи исследования оформляются по форме (см. Приложение 2). Задание по объему должно уместиться на 3-5 страницах. Пункты, помеченные ***, выполняются по желанию студента (задания повышенной сложности) ЗАДАНИЕ 3
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |