КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретической основой дифференциации это учет индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах
Данные гипотезы были положены в основу педагогического подхода и следовательно дифференциация обучения осуществляется через индивидуализацию форм, методов обучения, создание индивидуализированных средств обучении. Дифференциация и индивидуализация в обучении В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в основе стандарта положено. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика [14, с. 66]. Основные цели индивидуализированного обучения: • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); • содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся; • формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; • улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. Общие принципы индивидуализации обучения: • индивидуализация есть стратегия процесса обучения; • индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности; • использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам; • индивидуальная работа с другими формами учебной деятельности; • учение в индивидуальном темпе, стиле; • предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения. В своих трудах учеными выдвигались различные гипотезы о необходимости и важности реализации индивидуального подхода в обучении. В работах ИнгаУнт вывела гипотезу, что в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома. [8, с. 56] Гипотеза Антонины Сергеевны Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. [4, с. 34] Гипотеза Владимира Дмитриевича Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. [11, с.134] В педагогической энциклопедии исследователи сравнивают два таких понятия, как индивидуализации и дифференциация. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности обучающиеся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика[15, с. 98]. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности младших школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности [15, с. 79]. Унт И.Э, одна из исследователей данной проблемы, разграничивает понятия индивидуализация и дифференциация следующим образом: Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.[9, с. 67] Дифференциация - учет индивидуальных особенностей обучающихся в той форме, когда обучающихся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам.[10, с. 88] Таким образом, составители одинаково понимают индивидуализацию и рассматривают ее как учет индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения. А вот дифференциацию обучения они рассматривают по-разному: И. Э. Унт делает упор на группировку учащихся на основании каких-либо их особенностей для отдельного обучения. А педагогическая энциклопедия - на учет интересов, индивидуальных особенностей школьников без деления обучающихся на группы. Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени, тогда применительно к процессу обучения дифференциация понимается как действие, задача которого - разделение учеников в процессе обучения для достижения главной цели обучения и учета особенностей каждого обучающегося [15, с. 37]. И.М. Осмоловская считала за основу выделения видов дифференцированного обучения берётся признак, который является основным в данной форме дифференцированного обучения. По своему характеру основания дифференциации можно подразделить на личностные и социальные.[7,с.90] Дифференциация может осуществляться на различных уровнях. Так, например, Рональд де Гроот выделил три уровня по общим признакам.[6, с. 76] 1-й уровень, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса. Этот уровень дифференциации называется внутренний или внутриклассный. 2-й уровень – уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями. 3-й уровень – дифференциация между школами, создание различных типов школ. 2-й и 3-й уровни представляют собой дифференциацию внешнюю. За основу классификации форм индивидуализации и внутриклассной дифференциации берутся два критерия: 1) Характер дифференциации (личностный, личностно-социальный, социальный). Характер дифференциации определяет виды дифференцированного обучения: - по общим способностям; - по интересам; - по индивидуально-психофизиологическим особенностям. 2) Способы организации учебного процесса на основе индивидуальных особенностей (его формы): - индивидуализация процесса обучения; - выделение разных уровней требований[13, с. 57]. Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя. Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи[3, с. 45]. Внешняя дифференциация – это разделение обучающихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются[10, с. 65]. Виды дифференциации определяются, исходя из тех признаков (оснований), который лежат в основе разделения учащихся на группы. Традиционные виды дифференциации – это дифференциация по общим и специальным способностям, по интересам. Дифференциация обучения используется для создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования. Современное общество в центр образовательного процесса ставит личность, в цели образования включается необходимость обеспечения актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности. Поэтому наряду с психологическими особенностями личности необходимо учитывать имеющийся субъективный опыт индивида, его предпочтения, ценности. Дифференциация и индивидуализация - понятия, тесно связанные между собой, но не тождественные. Дифференциация в процессе формирования предусматривает учет социально-психологических, психофизиологических, личностных особенностей, а также уровня квалификации, опыта и возраста обучающихся. Как принцип и условие эффективного обучения она предполагает, таким образом, знание мотивов, интересов, индивидуальных черт, направленности личности, уровня профессиональной ее подготовленности. Следовательно, дифференциация невозможна без индивидуализации. Вывод по 1 главе: В процессе организации обучения дифференциация появилась еще в дореволюционное время и развивалась очень стремительно. На современном этапе дифференцированное обучения представляет собой довольно противоречивый процесс. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования индивидуализация является обеспечение условий для всех обучающихся, а дифференциация это одно из средств индивидуализации. Дифференциация подразумевает под собой разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Так же, выделяют виды дифференциации: по способностям, по интересам и по индивидуально – психологическим особенностям. В работе сделан уклон на уровневую дифференциацию. Уровневая дифференциация — это внутренняя дифференциация по общим способностям и интересам учеников, обеспечивающая каждому обучающему право и возможность выбора уровня изучения учебного предмета. И.М. Осмоловская различает положительные и отрицательные аспекты уровневой дифференциации.
Глава 2: Уровневая дифференциация на уроках окружающего мира
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |