Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступительное слово




Введение

Вступительное слово

Глава 1
Создание миллета мусульман Оренбургского
магометанского духовного собрания и его развитие
в конце XVIII – первой половине XIX веков

Глава 2
Оренбургское магометанское духовное собрание
в период «Великих реформ» 1860-х гг. и контрреформ
1880–1890-х гг.

Глава 3
Оренбургское магометанское духовное собрание
и его реформы в начале XX века

Заключение


История ОМДС (1788-1917): институты, идеи, люди

26.10.2011

История Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788–1917 гг. является общим достоянием всех российских мусульман (кроме региона Северного Кавказа). В течение более чем столетия российская умма вырабатывала свои стратегии развития и направления взаимодействия с Российским государством и обществом. Рост численности мечетей более чем в сто раз позволяет нам понять объемы этого сотрудничества. Важнейшими фактами для российских мусульман в это время является почти полное прекращение ассимиляции и незначительное число случаев отъезда на жительство за рубеж. И сегодня мы видим, что опорными пунктами российской уммы являются преимущественно те города и аулы, которые стали центрами религии Ислам именно в эпоху ОМДС.

В настоящее время слышатся голоса, критикующие систему духовных собраний и управлений, деятельность их председателей – муфтиев. Действительно, идеальных институтов и людей не бывает. Революция 1905–1907 гг., крушение российской монархии в ходе Февральской революции 1917 г. и падение Временного правительства в результате Октябрьской революции 1917 г. не были случайными явлениями. Они свидетельствовали о недостатках государственного строя и политических институтов России. Однако нужно посмотреть, какие регионы стали зонами межнациональных и межрелигиозных столкновений, этнических чисток, которые были не редкостью в российской истории. Огромный регион ОМДС (от Петербурга до Читы и от Астрахани до Архангельска) остался свободен от этих кровавых конфликтов. Этого, к сожалению, нельзя сказать ни о Закавказье, ни о Северном Кавказе, ни о Казахстане, ни о Средней Азии. Выходцы из этих регионов, приезжая в города и аулы Волго-Уральского региона, привыкали к стандартам мирного сосуществования, получали образование в мектебе и медресе, зачастую овладевали татарским языком. В регионе ОМДС в 1910-е гг. единственным исключением стала часть Зауралья, где башкиры-вотчинники продолжили свое противостояние славянским переселенцам. Не случайно и в 1990-е гг. борьба за суверенитет не привела к кровавым столкновениям в Волго-Уральском регионе. И в обеспечении этого мирного добрососедства велика заслуга всех муфтиев ОМДС от Мухаммеджана Хусаина до Галимджана Баруди. А ведь Мухаммеджан Хусаин (род. 1756) был современником пугачевщины – последней великой бойни из ряда тех, что захлестнули Волго-Уральский регион после распада Золотой Орды.

ОМДС была тем редким «ведомством», которое при минимальных расходах на свое содержание максимально удовлетворяло потребности населения. Это касалось не только сферы богослужения и выполнения обрядов, но и образования, суда в случае незначительных конфликтов и проступков, поддержания морально-нравственных стандартов и семейных устоев. Татароязычная система образования в медресе создала основу изучения тюрко-татарской истории, татарского языка и литературы в современных вузах и школах. Имамы в отличие от христианского духовенства не были выделены в отдельное сословие, не были они и чиновниками, как преподаватели государственной средней и высшей школы. Поэтому они в полном смысле были близки к народу.

Существует мнение о том, что ОМДС и его члены в лице муфтия и трех казыев были всего лишь чиновниками-исполнителями, не видевшими общероссийскую ситуацию из своей уральской глубинки. Однако уже Мухаммеджан Хусаин два века назад предложил создать высший судебный орган, распространяющий полномочия на всех мусульман империи. Проекты в последующем выдвигались как единолично муфтиями (например, проект муфтия С.-Г. Тевкелева в 1867 г.), так и собраниями имамов округа ОМДС (например, проект «Голяма жэмгыяте» апреля 1905 г.). Важную роль здесь играли и Всероссийские мусульманские съезды 1905–1906 гг. и 1917 г. На них также ставились вопросы о создании единых структур российских мусульман, объединяющих все духовные собрания империи в главе с единым лидером в ранге Шейх-уль-Ислама или Раис уль-улама. Вопросы организации жизни махалли, религиозного образования, создания и поддержания вакфов, многоуровневой (обычно трех-) системы управления, взаимодействия с органами власти, порядка избрания духовенства от низшего до высшего и предъявляемых к нему требований обсуждаются российскими мусульманами уже на протяжении третьего столетия. Этот опыт не теряет свою актуальность и в новом тысячелетии, когда российская умма вновь ставит вопросы о своем единстве, развитии финансов и образования, личности мусульманина в изменяющемся мире…

Заместитель председателя ДУМЕР
Д. В. Мухетдинов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.