Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ решения проблемы в многонациональных школах 2 страница




Территория города делилась на округа (части), полицейский надзор в котором осуществлял частный пристав. Часть подразделялась на кварталы, где назначались подчиненные приставу квартальные надзиратели и квартальные портики. Кварталы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: наблюдение за порядком, соблюдением законов, проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов, пресечение нарушений, осуществление дознания и розыска, задержание преступников и даже решение мелких уголовных дел (на сумму до двадцати рублей).

Городские тюрьмы находились в ведении полицейских органов (если это были не специальные тюрьмы и крепости для содержания политических и особо опасных преступников).

С 1775 г. стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, подвергнутые заключению в административном (не судебном) порядке и обвиненные в "непотребном и невоздержанном житии".

Для содержания неимущих (бродяг, мелких воров, беспризорников) создавались работные дома, включенные в систему мануфактурных и иных государственных производств.

 

 

51. Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами, утвержденными докладами (резолюциями монарха) и другими формами актов.

В 80-х гг. XVII в. делались неоднократные попытки привести в систему и в соответствие с Соборным Уложением ряд «новоуказных статей». Давались указания по составлению проектов новых законов по делам, не урегулированным в действующем законодательстве.

В первой четверти XVIII в. можно отметить новые черты, свойственные законодательству, — оно становится более четким по форме и менее казуальным, усиливаются черты юридического формализма и абстрактности. Впервые появляется указание на то, что закон обратной силы не имеет, подчеркивается неукоснительность его исполнения.

Публикация и толкование законов возлагались на Сенат. Последний предлагал свое толкование императору, принимавшему окончательное решение по существу.

Для законотворческой деятельности абсолютизма была характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенные формы в первой четверти XVIII в.:

1. Регламенты. Всего в этот период было утверждено 7 регламентов:

- 1711 г. — регламент о выдаче жалования в полках;

- 1719 г. — о госрасходах;

- 1719 г. — о торговле;

- 1720 г. — о форме и деятельности коллегий;

- 1721 г. — о городском устройстве;

- 1721 г. — о Синоде и церковном управлении.

Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направление деятельности отдельных госучреждений.

2. Манифесты. Издавались только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, начале войны или подписании мира и т.д.

3. Именные указы. Издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения, относящиеся и адресованные к конкретным госучреждениям или должностным лицам.

4. Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом и были нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и административные предписания.

5. Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (1716 г. — Воинский устав, 1720 г. — Морской устав, 1729 г. — Вексельный устав).

Для системы правовых источников в целом в данный период было характерным очевидное преобладание законодательной формы над судебной практикой и, особенно, обычаем.

Гражданское право в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Начала прослеживаться индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав. Доминирующим источником прав и обязанностей стал закон, а традиционные и обычные нормы отошли на второй план.

 

 

52.

  Уголовное право в первой и второй четверти XVIII века Источник уголовного права - это форма, в которую облекаются правовые отношения, это нормы права, правовые положения, содержащиеся в юридических актах. Источниками права называют и сами юридические акты, содержащие эти нормы. Основными источниками уголовного права в первой четверти XVIII являлись законы, изданные государством в форме указов, регламентов, уставов, манифестов. Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. Достаточно назвать указ о единонаследии от 18 марта 1714 г., Табель о рангах 1722г., Указ о форме суда от 5 ноября 1723 г., чтобы представить то разнообразие общественных отношений, которые регулировались ими. Регламенты - это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Например, Генеральный регламент коллегий от 29 февраля 1721 г., Духовный регламент от 29 января 1721 г. Уставы - это сборники законов, объединяющие норма права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства (Устав о векселях 1729 г., Устав о купеческом водоходстве 1781г., Устав благочиния 1782 г.). В 1716 появляется Воинский устав, содержащий нормы, которые регулировали жизнь армии. В 1720 г. издается Московский устав. По своему содержанию он аналогичен Воинскому уставу, только относится к службе на флоте. Нормы уголовного права, содержащиеся в разделе «О штрафах», почти дословно заимствованы из Воинских артикулов. В особо торжественных и важных случаях императоры издавали Манифесты (например, Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»). В 1715 г. были созданы «Артикул воинский» (представлявший собой уголовный кодекс) и «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» (процессуальный кодекс). Продолжало действовать Соборное уложение 1649 г. В XVIII в. делались неоднократные, но бесплодные попытки создание нового Уложения. Три такие попытки были предприняты при Петре I. В 1767 г. Екатериной II была образована комиссия для создания нового проекта Уложения. В комиссии были представлены все сословия, за исключением помещичьих крестьян и духовенства. В ходе работы комиссии вскрылись противоречивые интересы различных сословий, и проект Уложения так и не был создан.

 

 

53.

Система судов в первой четверти XVIII в.

строилась на сословном принципе, судебная

власть не была отделена от власти административной.

Высшую судебную инстанцию представлял монарх. Его компетенция

в сфере судопроизводства была неограниченной.

Следующую инстанцию — Сенат, подчинявший себе Юстиц-кол-

легию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат

являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были оконча-

тельными.

Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись при-

казы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексель-

ные споры, Вотчинная — земельные споры, Мануфактур-коллегия —

дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников), Камер-коллегия —

финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной ин-

станцией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобще-

нию судебной практики и подбор кадров.

Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях

учреждены ландрихтеры (местные судьи).

С 1719 г. страна была разделена на судебные округа, в которых

учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-прези-

дента и двух — шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по

доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреж-

дался, руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к

нижним судам.

В 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следившие

за правильностью судопроизводства.

Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиаль-

ные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское

сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Го-

рожане судились в магистратах, духовенство — в консистории при

епархиальных архиереях, духовных дел управлениях и Синоде. Полити-

ческие дела рассматривались в Преображенском приказе или Тайной

канцелярии.

В 1722 г. проведена радикальная судебная реформа. Были упраздне-

ны нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные

суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.

В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал

судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные

уголовные и гражданские дела.

В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов

сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось

рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.

Параллельно с гражданской судебной системой образовывались

военные суды. Высшей инстанцией в этой системе являлся генеральный

кригсрехт, рассматривавший наиболее важные дела, связанные с госу-

дарственными и воинскими преступлениями. Нижней инстанцией стал

полковой кригсрехт, рассматривавший все остальные дела. Военные суды

также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблю-

давший за законностью правосудия. Приговоры генерального кригсрехта

выносились на утверждение в военную коллегию.

Новыми чертами организационной судебной системы в первой чет-

верти XVIII в. стали:

коллегиальное устройство судов;

попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и

функцию от административной;

учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально

учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудиторов);

совмещение гражданской и военной юстиции (аналогичная ситуация

складывалась в сфере местного управления, где наряду с гражданскими ор-

ганами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).

 

54. Идеология «просвещенного абсолютизма»

впитала в себя много идей западноевропей-

ских мыслителей, касающихся вопросов естественного права, представи-

тельного правления, принципа разделения властей, «правового государ-

ства» и т.п.

Необходимость менять (или реформировать) систему правления проис-

текала из конкретного и вполне реального российского опыта. Процессы

социального и экономического развития страны требовали иного государст-

венного и правового оформления, появлялись первые симптомы кризиса

(дворцовые перевороты, крестьянские войны, экономический спад и т.п.).

В идеологии «просвещенного абсолютизма» важное место занимал

вопрос о крепостном праве. Историческое происхождение этого институ-

та связывалось с событиями Смутного времени (В.Н. Татищев), однако

отмена данной системы могла угрожать самому существованию государ-

ства, поэтому речь шла только о смягчении условий закрепощения. Сло-

жилась тенденция рассматривать крепостное право как договорное отно-

шение, которое не может быть расторгнуто в одностороннем порядке.

Идеологи «просвещенного абсолютизма» настаивали на точном опре-

делении юридического и экономического статуса основных сословий в

государстве.

На дворянство возлагались военная и государственная служба, и его

привилегии должны были соответствовать этим задачам. Купечество и

горожане основной сферой приложения своих сил и средств имели тор-

говлю и ремесло.

Предполагая лучшей формой правления для России монархию, Тати-

щев считал необходимым создать выборный двухпалатный орган, на

который опирался бы монарх для осуществления лучшего управления

государством. Высшей палатой должен был стать Сенат, состоящий из

дворян, вторая палата — Совет — должет представлять более широкие

слои населения. Функции Совета — законосовещательные, верховным

же законодателем остается монарх. Издаваемые законы будут соответ-

ствовать естественному праву, справедливости и общей пользе.

С выделением проблемы законности связана необходимость провес-

ти кодификационные работы, обсуждать готовящиеся законопроекты,

привести в систему многочисленные и противоречащие друг другу акты.

С требованием ограничить власть монарха и критикой самого опреде-

ления «просвещенная монархия» выступил князь М.М. Щербатов, быв-

ший в 1767 г. депутатом Уложенной комиссии, созванной Екатериной II

для составления нового свода законов.

Впервые самым определенным образом подчеркивались договорное

происхождение государства и принципы естественно-правовой теории,

обстоятельно разработанные западноевропейскими мыслителями Про-

свещения. Как и многие из них, Щербатов ставил форму правления и

характер законов страны в зависимость от климата, размеров территории,

плодородия почвы и численности народонаселения.

Критикуя деспотическое правление, для которого характерны своево-

лие правителя, беззаконие и коррумпированность чиновничьего аппара-

та, Щербатов в качестве положительного примера выделял английскую

конституционную монархию с ее принципом разделения властей и прин-

ципом законности. Республиканская форма не вызывала симпатий мыс-

лителя — она чревата бунтами и мятежами, партийным жульничеством

и обманом избирателей.

Конституционная монархия может быть как наследственной, так и

выборной. В русской традиции великие князья всегда опирались на

Совет, что не позволяло им превратиться в деспотов и тиранов.

Щербатов предлагал сформировать в России представительный

орган — Высшее правительство, — состоящий из пяти департаментов

(уголовных дел, государственных доходов, торговли, военных, морских и

иностранных дел). Здесь должна быть сосредоточена законодательная и

судебная власть (из выборных судей). Местное управление должно осу-

ществляться выборными органами дворянского и купеческого самоуправ-

ления.

Идеологи «просвещенного абсолютизма» подвергали критике пет-

ровскую Табель о рангах как закон, ущемлявший дворянские привилегии.

Обсуждался вопрос о крепостном праве, но требований по его отмене не

выдвигалось.

Элементы «просвещенного абсолютизма» в политической жизни

России на протяжении второй половины XVIII в. становились то более,

то менее явными и определяющими. Изменялись социальная и экономи-

ческая структуры общества, формировалась новая идеология. В ее рамках

монарх рассматривался не просто как «отец нации», а как блюститель

законности: «просвещенный абсолютизм» неразрывно связывался с ле-

гитимностью (законностью), «правильной организацией» управления и

суда. В официальную идеологию начали проникать идеи всесословного

характера власти.

 

 

55. Екатерина II правила практически всю вторую половину XVIII в. (1762–1796 гг.). Эту эпоху принято называть эпохой просвещенного абсолютизма, так как Екатерина, следуя новоевропейской просвещенческой традиции, была намерена служить обеспечению общественного блага с помощью прочной правовой основы в виде системы законов.

Но политика Екатерины была направлена прежде всего на укрепление положения той социальной базы, которая обеспечивала ей политическое господство. При ней много было сделано для укрепления прав дворянства как особо привилегированного сословия, для урегулирования его взаимоотношений с государством.

При Екатерине был ликвидирован кабинет министров, введенный Анной Иоанновной. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых имел свои полномочия.

Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишался законодательной функции, которая все более переходила к императрице.

Екатерина провела вторую секуляризацию земель. Духовенство еще более утрачивало экономическое могущество, оно окончательно превращалось в особый разряд государственного чиновничества.

Екатерина II придавала огромную роль законодательству. В первые годы своего правления она издавала десятки законодательных актов в месяц. Но самым крупным мероприятием Екатерины был созыв комиссии для создания уложения – нового свода законов.

Для членов комиссии она собственноручно составила Наказ, в котором на основе тщательно подобранных цитат из сочинений видных европейских просветителей обосновывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.

Работа комиссии продолжалась более года, в 1768 г. под предлогом начала войны с Турцией она была распущена на неопределенное время, так и не составив нового уложения.

Но работа по укреплению государственного управления в стране была продолжена.

В 1775 г. было принято Учреждение для управления губерний Всероссийской империи, согласно которому страна делилась на губернии (к концу правления Екатерины их насчитывалось 50).

Губернии делились на уезды. В отдельную административную единицу был выделен город. Город делился на районы, а те, в свою очередь, – на кварталы.

В 1785 г. были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, которыми регулировалось законодательство о правах и обязанностях сословий.

В 1782–1786 гг. была проведена школьная реформа, положившая начало системе среднего образования. В стране также была полностью изменена судебная система

 

56. Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определяющий деятельность местных органов го-сударственного управления и суда. Эта система местных ор-ганов просуществовала до Великой реформы 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранилось до 1917 г.

7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на гу-бернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения. Впервые были созданы го-сударственные учреждения с социальными функциями. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены: уездный, казначей и уездный землемер.

Используя теорию разделения властей, и совершенствуя сис-тему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое со-словие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях, и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя рас-права в уезде, горожан городовой магистр в уезде и губерн-ский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссо-рящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешаться в дела суда. В от-дельную административную единицу был возведен город. Во главе города стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский кон-троль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адми-ралтейскую. Функции коллегий перешли губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская сечь, а большинство казаков переселили на Кубань. Сложившееся система управления территорией страны в новый условиях решала задачу укрепления власти дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а яицкое казачество в уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.

 

 

57. Для судебной функции были установлены сначала единоличные ландрихтеры, а потом (8 января 1719 г.) и коллегиальные надворные суды из президентов и асессоров под председательством обер-ландрихтеров. В больших городах были установлены коллегиальные «провинциальные» суды под председательством обер-ландрихтеров и городовые судьи – в малых городах.

Петр I стремился осуществить принцип отделения суда от администрации, который так до конца и не был воплощен в жизнь. Губернаторы, не вмешиваясь в судопроизводство, могли остановить исполнение решений суда, хотя и отвечали за неосновательный протест.

В 1722 г. суд был вновь соединен с администрацией. В надворных судах председательствует губернатор. Что касается провинциальных судов, то там в качестве судей выступали воевода и один или два асессора. Иногда последние откомандировывались в отдаленные города данной провинции для единоличного суда.

Петр создал систему военных и военно-морских судов.

Появились прокуратуры, которые создавались сверху: сначала в 1722 г. был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (уже созданные в 1711 г. как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того, генерал-прокурор надзирал за Сенатом.

В ходе реформы 1775 г. была совершена попытка отделения суда от администрации, т. е. суды не подчинялись местным исполнительным органам. Были созданы сословные суды (для дворян, судья – дворянин, для горожан – горожанин, но для крестьян мог быть и дворянин).

Появились две инстанции судов:

1) для дворян – уездный и верхний земский суд;

2) для горожан – городской магистрат, губернский магистрат;

3) для крестьян – нижняя расправа в уезде и верхняя расправа в губернии.

Тогда же создается государственный суд, делящийся на гражданскую палату и палату уголовного права. Этот суд состоял из чиновников, которые назначались государством. Он носил апелляционный характер, а решения его можно было обжаловать в Сенате.

Апелляционный суд рассматривается по той же схеме, что и в первой инстанции. Апелляция может подаваться при любом исходе суда, но тогда она носила чисто формальный характер и затягивалась (в связи с отсутствием средств коммуникаций) иногда на десятилетие.

В начале XVIII в. появляется новый орган в системе государственного аппарата – полиция, выполнявшая важную задачу по охране крепостнического строя.

Первоначально полицейские органы были созданы в Петербурге и в Москве. В 1718 г. учреждается должность генерал-полицеймейстера в Петербурге, в 1722 г. в Москве – обер-полицеймейстера. Они возглавляли канцелярии полицеймейстерских дел. Полиция опиралась в своей деятельности на старост улиц и десятских, избираемых из купцов и ремесленников. Компетенция полиции была обширной: охрана порядка, борьба с преступностью в городе, городское благоустройство, поимка беглых крестьян, противопожарные мероприятия.

Тюрьмы занимали заметное место среди карательных органов. По Соборному уложению 1649 г. тюремное заключение как мера наказания предусматривалось в 40 случаях; применялась эта мера и по Артикулу воинскому 1715 г.

 

58. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства издана 21 апреля 1785 г. Включала систематический свод дворянских привилегий и подтверждение всех ранее присвоенных дворянством льгот. Жалованная грамота дворянству тесно связана с рядом предшествовавших ей законодательных актов, в том числе Манифестом о вольности дворянства 1762 г. Грамота подтверждала исключительное право дворянства на владение землей и крепостными крестьянами, закрепляла права дворянина на эксплуатацию крепостных и обеспечивала рядом политических и личных прав всю систему внеэкономического принуждения, на которой держалась крепостная система хозяйства. Дворянин был свободен от обязательной службы, как военной, так и гражданской, освобождался от податей, рекрутской повинности, постоя, телесных наказаний, объявлялся подсудным лишь дворянскому суду. Грамота формулировала ряд положений, охранявших классовые монополии дворянского сословия: дворянское достоинство объявлялось наследственным и передавалось от отца к детям из рода в род. Утверждался ряд важнейших корпоративных прав дворянства и участие дворянства в аппарате управления страной: дворяне каждого уезда и губернии составляли общество (корпорацию) и имели право собраний. Все общие сословные дела разрешались на губернских дворянских собраниях, созывавшихся каждые 3 года в губернском городе. Дворянские собрания выбирали предводителей дворянства и должностных лиц во все губернские учреждения, имели права юридического лица, обладали капиталом, недвижимой собственностью. Важной привилегией дворянских собраний являлось право непосредственного обращения к центральной власти – в Сенат и к царю.

Грамота на права и выгоды городам Российской Империи издана вместе с Жалованной грамотой дворянству. Состояла из краткого введения о «пользе городов» и «городового положения», представлявшего собой обширный свод правил, главным образом заимствованных из шведских, прусских и остзейских источников. «Городовое положение» устанавливало состав «общества градского» и принципы его самоуправления. Организациями городского самоуправления являлись: собрание «общества градского», созывавшееся губернатором раз в 3 года; «общая городская дума», состоявшая из представителей всех разрядов городского населения; «шестигласная дума» для отправления текущих дел. Устанавливался строгий контроль над вступлением в купеческое звание и мещанство, закреплялся ряд феодальных стеснений торговли: охранялась монополия на торговлю вином, продажу соли, вводился ряд бытовых ограничений. Обширное «ремесленное положение», включенное в Грамоту, в значительной степени воспроизводило шведский цеховой устав 1669 г. и стремилось установить в русской мелкой промышленности отжившие уже на Западе цеховые средневековые формы.

 

59. Первая половина XIX века характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке - самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис.

Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного строя

 

60. Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и

управления, сопровождались развернутой кодификацией действующего

права. Основные направления работы намечались в деятельности Уло-

женной комиссии Екатерины II.

После вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос о

новом Уложении, и в 1796 г. создана комиссия, целью которой, однако,

было не составление нового, а подготовка сводного Уложения, в котором

были бы собраны все действующие законы из области уголовного, граж-

данского и государственного (административного) права.

За время царствования Павла I комиссия успела подготовить 17 глав

из сферы судопроизводства, 9 — вотчинного права и 13 — уголовного

права.

 

61. Развитие права во второй половине XIX в. нашло отражение в российском законодательстве. Продолжал действовать Свод законов Российской империи, который при переизданиях пополнялся новыми узаконениями. С 1863 г. под контролем Сената начинается периодическое издание «Собрания узаконений и распоряжений правительства». Оно обобщало сенатскую практику, вбирало в себя текущие постановления министров, помещало уставы акционерных обществ, кредитных учреждений и т.п.В гражданском праве произошло окончательное оформление понятии юридического лица. Это понятие применялось ранее к государству, учебным заведениям, монастырям. Теперь с ростом товарно-денежного хозяйства, рынка, статус юридического лица приобрели все купеческие, промышленные, предпринимательские организации, товарищества, акционерные общества и т.п.Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц и учреждения. Это деление сохранялось до 1917г. В уголовном праве окончательно утверждаются 4 важных принципа а понимании преступного деяния: 1) нет преступления, не предусмотренного законом, 2) нет наказания, не предусмотренного законом, 3) привлечение к ответственности может иметь место лишь в случае виновности, 4) презумпция невиновности (обвиняемый становится виновным лишь на основании приговора суда, доказанности вины).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.