Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизация средневекового Запада




Цивилизация классического ислама.

Византийская цивилизация.(к)

Еще римский император Константин Великий (306-337 гг.) перенес свою столицу в Византий – греческий городок, стоящий на стыке путей из Европы в Азию, из знойного Египта в полуночную Скифию (324 г.).

В 395 г. преемники Константина разделили Римскую империю на Западную и Восточную. С этого времени фактически и начинается история Восточной Римской империи или «Империи ромеев» (по самоназванию).

1)Синкретизм. Византийская цивилизация сочетала в себе элементы античной культуры и христианства, ислама и народов Восточной Европы.

2)Византия явилась колыбелью православной цивилизации, сформировавшейся на просторах Восточной Европы, в России, на Ближнем Востоке.

3) Ведущая роль государства. С одной стороны в Византии существовала сильная централизованная власть.Цель использования власти – это победа над вселенским злом

4) чувство Богоизбранности. Ромейская империя, в представлениях византийцев, – это хранитель православия в мире.

5) Пацифизм во внешней политике. Ромеи стремились избегать войн, предпочитая лучше откупиться от врагов. Поэтому большое внимание они уделяли возведению оборонительных сооружений.

6) Мобильность социальной структуры. В Византийской империи в течении длительного времени доступ к власти был связан не с происхождением человека, а с качествами его личности.

7) Безболезненность перехода от рабовладения к феодализму. На Западе такой переход сопровождался крупными социально-политическими катаклизмами, крахом целой империи. На востоке рабство было постепенно изжито к X – XI вв. н.э.

8) Географической положение. Располагаясь на трех полуостровах: Балканском, Малоазиатском и, частично, на Аппеннинском, Византия могла оказывать существенное влияние на такие регионы, как Южная и Юго-Восточная Европа, Северное Причерноморье, Ближний Восток и Северная Африка.

В составе этой цивилизации существуют четыре субцивилизации:

· арабская,

· тюркская,

· иранская,

· малайская.

Главным связующим звеном для них является религия. В наше время исламский мир охватывает огромный регион мира — от Мавритании на западе до Юго-Восточной Азии на востоке, от Волги на севере до Судана и Нигерии на юге.

Таким образом, мир ислама занимает важное стратегическое положение на карте Евразии: он образует пояс между Европой и Юго-Восточной Азией, дает доступ к Индийскому и Тихому океанам. Последнее время ислам начинает распространяться в США, Латинской Америке, и в Западной Европе.

Родиной арабо-исламской цивилизации является аравийский полуостров. Его обитатели – племена арабов, были преимущественно кочевниками.

В начале VII в. н.э. на Аравийской полуострове возникает религия ислама (дословно - покорность), основателем которой стал Мухаммад (570-632) – торговец из Мекки.

1) Терпимость классического ислама. в VII – XI вв. арабо-мусульманский мир был толерантной цивилизацией». Терпимость к другим народам способствовала быстрому завоеванию арабами ближневосточных провинций Византии.

2) Роль религии. В центре исламской картины мира находится Аллах. Весь мир обязан своим существованием его желанию вечности.

3) Умма и государство. Все мусульмане объединены в умму (общину), которую каждый член должен поддерживать материально. Умма контролирует жизнь индивида, так как индивидуальное самоограничение наравне с общественной солидарностью ставятся выше прав и интересов отдельной личности.

Исполнителями закона, установленного пророком, считались халифы.

4) Мораль и право. Исследователь Г. Гибб выделяет несколько особенностей правовой системы исламской цивилизации:

· оно содержит учение об обязанностях по отношению к Богу (правоверие и соблюдение ритуалов), и по отношению к другим людям. Но так как те и другие в явной или неявной форме предписаны Богом, между ними нет принципиального различия;

· практичность и неспекулятивность.

· на протяжении трех первых веков исламской не только теологи, мухаддисы и судьи-практики, но и филологи, историки, беллетристы вносили свой вклад в хранилище правовой литературы и принимали участие в обсуждении правовых вопросов.

5) Отношение к богатству. Богатство как таковое не осуждалось на Востоке. Для поднятия своего престижа человек мог приобрести землю, дом. Коран покровительствовал торговле (сам Мухаммед занимался торговлей).

6) Ислам и наука. Арабо-мусульманская культура изначально демонстрировала высокую восприимчивость к инокультурному опыту, донеся средневековой Европе античное наследие (Греческая философия, римская архитектура

Становление Средневековой Европы. Средневековый Запад, подобно античной Греции, рождался в бурную эпоху крушения могучей цивилизации, нашествия многочисленных народов, возникновения протогосударств. Во II–V вв. - вся Европа, Северная Африка, Ближний Восток. Волны народов (готы, гунны, вандалы, аланы…) словно изливались из глубин Европы и Азии, сновали из одной части империи в другую, сметая на своем пути остатки римской цивилизации, либо просто заселяя покинутые местным населением территории.

1) Иерархичность. Средневековое европейское общество было иерархичным, состоявшим из трех основных сословий: «молящихся», «воюющих», «работающих». На верху этой пирамиды было духовенство, молившиеся за остальных, являвшееся хранителем знаний и церковного Предания. Во главе «молящихся» стоял римский папа.

Следом шло сословие феодалов, владевших землями и зависимыми крестьянами.

Последним являлось сословие горожан и крестьян. Сословная принадлежность определялась по рождению, что затрудняло социальную мобильность в средневековом обществе, однако случаи перехода из одного социального слоя в другой все же имели место.

2) Корпоративизм. Спасение индивида представлялось возможным в группе и через группу. С другой стороны, без общины человек не мог быть свободным. Свобода гарантировала статус личности.

3) Религия, власть и общество. Средневековое общество Запада строилось на основе религиозных доктрин христианства.

В 1054 г. завершился процесс раскола христианской церкви на восточную (православие) и западную (католичество). Церковь выступала в роли посредника между человеком и Богом, властью и обществом, богатыми и бедными. Она регламентировала поступки правителей, взаимоотношения в семье, трудовую деятельность. Церковным пониманием были пронизаны наука и просвещение, мораль и искусство.

4) Мораль Средневековья. Женатый рыцарь мог вступать в любовную связь с крестьянскими девушками, бесчестить женщин захваченных городов, и это не считалось изменой. Среди рыцарей ценилось честное слово.

5) Символизм.. Человек ходил в церковь, раздавал милостыню, совершал другие добрые и благочестивые дела. Тем самым он покупал у Бога спасение. С помощью разнообразных символов человек пытался в целом воздействовать на потусторонний мир, который он также считал реальным.

6) Отношение к времени. Временем на средневековом Западе не дорожили, оно было менее значимым по сравнению с вечностью

7) Собственность. С точки зрения христианской религии, человек лишь вечный странник на земле. Он призван в этой жизни подготовиться к вечности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.