Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политики региона




Организационные основы государственной инвестиционной

Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из трёх взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.

Первый блок – это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм её реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в регионе; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия. Первые главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые в свою очередь определяет комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой.

Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики; 2) формирование региональной инвестиционной программы; 3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.

Третий блок – механизм реализации инвестиционной политики, который предусматривает достижение целей такой политики, иными словами, стратегию привлечения инвестиций. Основополагающими этого блока являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его действия (правового, организационного, информационного) [4, c. 82].

Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса, в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.

Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.

Необходимым условием успешной реализации государ­ственной инвестиционной политики является наличие механизма, регулирующего инвестиционную деятельность в республике и регионах.

Правильно определенные приоритетные направления государственной инвестиционной политики конкретизируют роль государства в этом процессе, обеспечивают взаимосвязь инвестиционной политики с другими направлениями работы.

Структура республиканских и местных органов власти, занимающихся реализацией государственной инвестиционной политики представлена в Приложении А.

Основным разработчиком и координатором государственной инвестиционной политики Республики Беларусь, а также ответственным за её реализацию является Главное управление инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь. Инвестиционная политика региона строится на основании прогнозов социально-экономического развития, на базе Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь. На основе целей и задач принятой Программы социально-экономического развития, в соответствии с оценкой современного состояния инвестиционной деятельности, определяют основные цели, задачи и направлении инвестиционной политики региона [5]. Также в разработке и реализации инвестиционной политики участвует Национальное агентство инвестиций и приватизации.

В целях повышения эффективности работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики, обеспечения проведения последовательной государственной политики в этой области в республике функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь.

Государство стимулирует инвестиционную активность хозяйствующих субъектов методами налоговой, финансовой, организационно-правовой, денежно-кредитной, ценовой, амортизационной, антимонопольной политики (Приложение Б).

Анализируя опыт государственного управления региональным развитием Республики Беларусь, необходимо отметить, что в нашей стране принят и введён в действие ряд законодательных актов, направленных на реализацию государственной инвестиционной политики и регулирующих привлечение инвестиций в экономику региона, обеспечение гармоничного регионального развития.

В Республике Беларусь приняты Инвестиционный кодекс, ряд декретов и указов Президента, постановления правительства, рассчитанные на создание стабильных и привлекательных условий хозяйствования, как для национальных, так и инос­транных инвесторов. Ряд конкретных мер по активизации инвестиционной деятельности содержится в программных постановлениях и документах, относящихся к формированию региональной политики.

Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются: Инвестиционным кодексом, нормативными правовыми актами Республики Беларусь, гражданским и иным законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами и межгосударственными соглашениями, принятыми на территории, на которой осуществляется эта деятельность, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Двусторонние соглашения включают четыре основных обязательства: благоприятный режим для капиталовложений инвесторов; предоставление защиты от национализации; гарантия беспрепятственного перевода своих доходов; рассмотрение споров в международном арбитраже. Так с целью более тесного и эффективного сотрудничества Гомельским областным исполнительным комитетом заключено более 30 соглашений с местными органами исполнительной власти иностранных государств (Приложение В).

Основополагающим документом, определяющим правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики. Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.

Указом Президента Республики Беларусь каждый год утверждается Государственная инвестиционная программа, так Указом Президента Республики Беларусь 17 февраля 2012 г. № 75 утверждена Государственная инвестиционная программа на 2012 год [6].

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.

Согласно действующему законодательству в нашей стране все инве­сторы независимо от форм собственности и видов инвестиционной деятель­ности имеют равные права по её осуществлению, если иное не установлено другими законодательными актами.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.

Правовое обеспечение инвестиционных проектов охватывает очень широкий круг вопросов, включая антимонопольное законодательство, систему налогообложения, банковское и валютное регулирование, меры по поддержке малого и среднего бизнеса и другие.

Наряду с поддержкой, иностранные инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное – независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов [7, c. 45].

В соответствии с белорусским законодательством инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать её на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой. Республика Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года [8].

В целях создания благоприятной среды для инвестиционной деятельности и свободного движения капиталов на территории государств-участников ЕЭП в настоящее время подготовлен проект Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории стран-участниц ЕЭП. В рамках государств-участниц ЕврАзЭС подписан проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества.

В пределах свободной экономической зоны в отношении резидентов устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Инвестиционная политика строится на основании прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы, в частности, современная инвестиционная политика – на базе Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, в которых региональная экономическая политика определена как составная часть государственной макроэкономической политики, направленная на формирование территориальных пропорций и создание экономических и социальных структур хозяйства регионов, а также государственное содействие развитию проблемных регионов, оказавшихся в относительно неблагоприятных условиях. Также ежегодно Указом Президента утверждаются важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, разрабатывается государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений [9, c.68].

Одним из наиболее важных программных документов в области привлечения иностранных инвестиций является Стратегия привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года, которая определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в данной сфере. Целью стратегии является стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь. [10].

Все это свидетельствует о том, что в Республике Беларусь руководство страны осознает важность и актуальность региональных проблем привлечения инвестиций и предпринимает весьма энергичные и адекватные меры для их решения.

Таким образом, белорусский механизм в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.

Государственная инвестиционная политика должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях экономической деятельности.

Разработка эффективной и практически полезной государственной инвестиционной политики представляет для органов власти одну из стратегических целей. Таким образом, инвестиционная политика, в первую очередь, предопределяет устойчивые тенденции экономического роста и создает необходимые условия для социально-экономического развития региона [11, c. 12].

Правильно определенные приоритетные направления государственной инвестиционной политики конкретизируют роль государства в этом процессе, обеспечивают взаимосвязь инвестиционной политики с другими направлениями работы.

Гармоничное развитие всех рыночных инвестиционных институтов и обеспечение стабильной работы инвестиционной системы в целом является для них приоритетной задачей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.