Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику региона




Беларуси

 

Город Частные потенциалы Инвестици-онный потенциал Место
Ресур-сно-тру-довой Место Инсти туцио наль ный Место Финан совый Место Потре- битель ский Место
Гомель 0,4126   0,2962   0,6074   0,3380   0,4136  
Минск 0,4205   0,5766   0,5225   0,5259   0,5114  
Витебск 0,4317   0,3477   0,5458   0,3610   0,4216  

Анализ финансовых рисков показал, что минимальный уровень риска сложился в Новополоцке, а максимальный в Бресте (13). Гомель получил 10 место, Минск 12 место по степени финансового риска.

В 2012 г. вниманию общественности представлен десятый из серии ежегодно публикуемых отчёт исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Ведение бизнеса – 2012» («Doing Business – 2012»). По результатам исследования Беларусь заняла 69 позицию среди охваченных рассматриваемым рейтингом 183 стран (см. таблица 2.5) [23].

 

Таблица 2.4 – Динамика мест Беларуси в рейтинге Doing Business

 

           
           

 

 

Рассматривая изменение позиции Беларуси в отчёте «Ведение бизнеса – 2012» относительно других стран, не следует оценивать его как констатацию ухудшения условий ведения бизнеса. На фоне стран своего региона Беларусь по-прежнему остается в первой половине списка наиболее активных реформаторов, значительно опережая Россию, Украину, Польшу.

 

Содержание механизма реализации инвестиционной политики в регионе можно охарактеризовать как процесс концентрации и мобилизации инвестиционных ресурсов, организации контроля за их эффективным использованием, выработки регулирующих воздействий, направленных на усиление позитивных тенденций в инвестиционной сфере и ослаблении негативных.

Сущность механизма реализации инвестиционной политики состоит в целенаправленном воздействии региональных органов власти и управления на развитие инвестиционного процесса в направлении, заданном стратегическими документами социально-экономического развития региона[24, c. 152].

Развитие экономики региона во многом зависит от инвестиционного климата, привлечения инвестиций, притока капиталов и реализации проектов, связанных, в первую очередь, с элементами рыночной инфраструктуры. Именно регион способен обеспечить научно обоснованную экспертизу реализуемых инвестиционных проектов на предмет их наивысшей социально-экономической значимости и эффективности.

Регионы Беларуси различны по экономическому и социальному развитию. Если раньше органы управления в значительной степени нивелировали эти различия посредством центрального распределения ресурсов, то сейчас его возможности в этом отношении резко сужаются, и все большая ответственность приходится на местные органы управления.

На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики:

- предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых налогов, поступления от которых зачисляются в местные бюджеты, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);

- создание за счёт средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;

- участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций.

Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности – посредством законодательной инициативы [25, c. 24].

Таким образом, регионы Беларуси обладают богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.

Местные исполнительные органы государственной власти Гомельской облатси придают первостепенное значение вопросам привлечения инвестиций, улучшению инвестиционной привлекательности и поддержанию положительного имиджа.

Реализацией и проведением государственной инвестиционной политики в Гомельской области, формированием экономической среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования внутренних и внешних инвестиций занимается Комитет экономики Гомельского областного исполнительного комитета, который в своей деятельности подчиняется облисполкому и Министерству экономики Республики Беларусь.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями облисполкома, местными исполнительными и распорядительными органами Минэкономики и иными республиканскими органами государственного управления и организациями. Комитет разрабатывает принципы и механизмы координации государственной инвестиционной политики, включая стимулирование, привлечение и использование внутренних и внешних инвестиций, меры по сотрудничеству с национальными и иностранными инвесторами.

При комитете экономики функционирует отдел научно-инновационной деятельности и инвестиций комитета экономики Гомельского областного исполнительного комитета (Приложение Д).

В структуру Отдела входит сектор инвестиций, который осуществляет следующие функции:

- разрабатывает и реализует меры по совершенствованию механизмов реализации государственной инвестиционной политики, включая стимулирование, привлечение и использование внутренних и внешних инвестиций, сотрудничество с национальными и иностранными инвесторами;

- разрабатывает приоритетные направления научно-технического развития Гомельской области, готовит предложения по формированию региональной научно-технической политики;

- организовывает разработку и анализирует ход выполнения отраслевых и региональных (городских, районных) планов мероприятий по активизации инвестиционной деятельности и др.

В Гомельской области, как и во многих других регионах, создана и действует система правовых гарантий и льгот иностранных инвестиций.

Законодательство в сфере инвестиционной деятельности предусматривает ряд государственных гарантий прав и защиты иностранных инвестиций, а также льгот, прежде всего экономических.

Система гарантий включает:

1) гарантия использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;

2) гарантия свободы распоряжения прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности и на беспрепятственный перевод за границу;

3) гарантия от национализации, реквизиции и применения сходных мер в отношении собственности инвесторов;

4) гарантия обеспечительного характера;

Обеспечительной является гарантия от неблагоприятных изменений актов законодательства, принятых после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшающих положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Неблагоприятные изменения выражаются, в дополнительных либо увеличенных по сравнению с ранее существовавшими обязанностях, ограничении в правах либо лишении имевшихся прав.

Мораторий на их применение в отношении иностранных инвесторов, коммерческих организаций с иностранными инвестициями носит срочный характер и составляет 5 лет.

5) гарантия от незаконных действий (бездействий) государственных органов и их должностных лиц.

Система льгот включает:

- освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 3 лет с момента объявления прибыли, включая первый прибыльный год, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

- уменьшение ставки налога на прибыль на 50 процентов ещё на срок до трёх лет для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, если эти организации производят особо важную для Республики Беларусь продукцию;

- освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями;

- право без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства;

- право без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства;

 

- право устанавливать размер амортизационных отчислений на восстановление, отличный от норм и порядка, предусмотренных для юридических лиц Республики Беларусь;

- право самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок её реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров (работ, услуг);

- право самостоятельно распоряжаться выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства после уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

- право иностранных работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями на получение заработной платы в иностранной валюте и ее перевод за границу;

- защита прав интеллектуальной собственности.

Важнейшим элементов привлечение иностранных инвестиций в экономику Гомельской области является Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон», созданная Указом Президента Республики Беларусь сроком на 50 лет. Целью её создания является развитие ориентированных на экспорт производств, основанных на новых и высоких технологиях. На территории СЭЗ «Гомель-Ратон» действует специальный правовой режим, в рамках которого предприятия-резиденты пользуются рядом налоговых и таможенных льгот. Предоставляемые льготы позволяют снизить сумму уплачиваемых налогов и пошлин более чем в 2 раза. Эффективная работа администрации СЭЗ и региональных органов исполнительной власти способствовало увеличению количества резидентов свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» в течение 2011 года выросло с 41 до 81, из них 35 предприятий с иностранным капиталом [26]. Данные предприятия работают в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий, химической промышленности, металлургии и машиностроения.

Значительный вклад в привлечение иностранных инвестиций дают проведение экономический форумов и выставок ярмарок. Комитет экономики на Белорусском инвестиционном форуме проходившем 16–19 ноября 2009 года в Лондоне 3 инвестпроекта. Также свои проекты представил СЭЗ «Гомель-Ратон». В прошлом году проводились такие форумы как Белорусско-итальянский региональный форум, экономические форумы с участием Словении и Москвы, VIII Гомельский экономический форум. В этом году проведены IX Гомельский экономический форум, XIII Международная выставка-ярмарка «Весна в Гомеле», запланированы и другие знаковые мероприятия для иностранных инвесторов (Таблица 2.5) [27].

 

Таблица 2.5 – Выставки в г. Гомель в 2012 году

Дата Наименование
   
7-10 февраля VI Специализированная строительная выставка «Строим дом»
4-7 апреля IХ Межрегиональная выставка-ярмарка товаров и услуг для здорового образа жизни «Здоровье, сила, красота»
16-19 мая XIII Международная универсальная выставка-ярмарка «Весна в Гомеле»+ Экспотур 2012
Май III Международная специализированная выставка «ГОМЕЛЬПРОМЭКСПО»

Окончание таблицы 2.5

   
24-27 июля Ярмарка «Летний ценопад»
24-27 октября IX Международная универсальная выставка-ярмарка «Бизнес в регионах»
18-21 декабря VII Выставка-ярмарка потребительских товаров «Новогодний калейдоскоп»

Примером успешного мероприятия по привлечению иностранных инвестиций является закончившийся недавно IX Гомельский экономический форум, который принес области немалую пользу. По количеству участников – около 400 человек и представительству стран – 29, нынешний форум превосходит все предыдущие. Было заключено 7 инвестиционных договора в различных отраслях экономики. Наиболее значимыми по объёму инвестиций являются промышленность, энергетика и туризм. Так в ближайшем будущем в Гомельском районе построят логистический центр (7,5 млн. долл). Здесь же построят предприятие по производству спирта. Создадут солнечные парки по выработке электроэнергии в Брагинском и Ельском районах. Иностранное предприятие «Брикбилд» намерено вложить 2 млн. долларов в развитие туристической инфраструктуры в Ветковском районе. Почти 17 млн. долларов пойдут на создание производства гипса и других строительных материалов. Очень важно, что сырьем при этом послужат производственные отходы ОАО «Гомельский химический завод». Всего же по результатом форума было заключено инвестиционных договоров на 103 млн. долларов.

В Гомельской области также организуются аукционы по продаже коммунальной собственности. Отношения в данной сфере регулирует Инструкция о порядке проведения аукционов (конкурсов) по распоряжению объектами, находящимися в коммунальной собственности Гомельской области утверждённая Решением Гомельского областного Совета депутатов от 23.06.2009 N 238. Инструкция определяет порядок организации и проведения аукционов (конкурсов) по распоряжению объектами, находящимися в коммунальной собственности Гомельской области, в том числе подлежащими продаже на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, и на аукционе с понижением начальной цены. Предметом торгов являются:

- объекты приватизации – предприятия как имущественные комплексы, находящиеся в коммунальной собственности;

- объекты отчуждения – находящиеся в коммунальной собственности изолированные помещения, иное недвижимое имущество (Приложение Д).

Продажа объектов приватизации и объектов отчуждения на торгах является открытой.

Участниками торгов могут быть граждане Республики Беларусь, юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, а также иностранные инвесторы.

При продаже объекта приватизации на торгах от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий:

- сохранение назначения или профиля деятельности объекта на определенный срок;

- сохранение или создание новых рабочих мест;

- выполнение инвестиционных программ;

- сохранение исторического характера объекта, являющегося историко-культурной ценностью.

Большую роль в информационном обеспечении в области права и правовой информатизации для каждого региона Республики Беларусь играют Интернет-сайты, на которых можно ознакомиться с правовыми актами органов местного управления и самоуправления, получить информацию о правовом режиме свободных экономических зон и условиях хозяйственной деятельности в них, узнать новости о регионах, а также иную информацию связанную с инвестиционной деятельностью в регионе (invest.gomel-region.by, ccigomel.by).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.