Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дела семейные 2 страница




* Уварова Н. Оживи куклу! // Семья и школа. 1988. № 6. С. 47-49.

 

Родителям, отдающим себе отчет в том, какую личность они хотели бы заложить в своем ребенке, недостаточно избегать всех перечисленных выше драматических ошибок. Позитивная программа может быть основана на представлении об особенностях ведущего отношения ребенка к миру на каждом из возрастных этапов развития, на содержании и, главное, смысле деятельности, необходимой на этих этапах. И что особенно важно, на отношениях, связывающих старшее и младшее поколения на важнейших отрезках жизненного пути ребенка. Понимая всю необходимость родительской защиты для младенца, развития в нем уверенности, что мать всегда явится на зов, поможет избежать неприятностей, понимая, что чем сильнее дискомфорт (болезнь, неприятные ощущения), тем важнее для ребенка присутствие взрослого спасителя, надо ориентироваться не только на сегодняшний, но и на завтрашний день. А именно - обеспечить малышу наибольшую свободу движений, отказываясь от тугих пеленок уже в первые недели жизни. Движение - путь к высокой энергетике, к активности, к постановке цели. Цель появляется по мере включения ребенка в простейшую игру: дрставание игрушки. Но уже здесь надо создавать достаточно трудные условия для ее достижения. «Трудные» - это значит в среднем 50% успеха. Усложняется игра по мере развития - усложняются и цели, и снова успех не обязателен, при всех усилиях ребенка - «пятьдесят на пятьдесят», причем к успеху должен вести именно рост активности, а не родительская жалость. Эта стратегия закладывает на первом году жизни малыша тот фундамент, на котором, по И.А. Аршавскому, строится энергичный характер, умение не сдаваться при неудачах и бороться с судьбой «до последнего». Это - содержание деятельности, а содержание общения? Исследования многих ученых показали, что еще задолго до овладения речью ребенок ориентируется на проявление человеческих эмоций и отвечает на них своим поведением. Поэтому для малыша важно не только то, что говорят и делают окружающие, но и как они это делают. Т. Шибутани, ссылаясь на Салливена, указывает, что «истоки многих личностных расстройств могут быть прослежены до раннего детства, когда беспокойство матери передавалось ребенку посредством... экспрессивных движений». Ниже тот же автор пишет: «...Взаимоотношения, в которых оказывается ребенок в младенчестве, имеют решающее значение для развития его личности. В это время формируются ориентации, которые нелегко изменить впоследствии. То, как поступает мать по отношению к своему ребенку, зависит от ее чувства к нему; если по какой-то причине она испытывает обиду или ее чувства амбивалентны, это будет отражаться на обращении с ним, даже если такие склонности будут вытеснены из ее сознания. Многие значения, включая невротические тенденции, фиксируются в ранний период жизни, когда родители... ненамеренно проявляют подавленные импульсы»*.

* Шибутани Т. Социальная психология. М, 1969. С. 416.

 

Следующий шаг в психическом развитии «Я» - подражание наиболее любимым членам семьи и бессознательное копирование их шаблонов поведения - манер, диалекта, привычек, даже поз и жестов. Таким образом делается шаг к принятию роли, точнее, к освоению сразу нескольких ролей. Изучение детей от трех до семи лет показало, что они очень рано (?) начинают различать роли родителей, сообщает Т. Шибутани, отец рассматривается как добытчик, а мать - как домохозяйка. Приспосабливаясь к авторитетным фигурам, ребенок учится действовать с точки зрения одной, а затем и другой стороны. Путем наблюдений и подражания каждому из родителей он приходит к пониманию их интересов и ожиданий*.

* Шибутани Т. Социальная психология. М, 1969. С. 417.

 

По-видимому, родители окажутся мудрыми, если, во-первых, их поведение в быту не будет противоречить тем ценностям, которые им хочется передать своим детям; во-вторых, если они не пожалеют сил и времени для полуигрового включения ребенка в повседневные семейные заботы; в-третьих, если они, опять-таки, не пожалеют сил и времени для участия в ролевых играх своих малышей. Участие - не только сама игра, но и расширение сферы впечатлений, на которых игра может строиться. Раньше эту роль играли бабушкины сказки и дедова «бывальщина», сегодня расширение сферы впечатлений формируют мультфильмы и другие детские телевизионные передачи. Однако невозможно переоценить роль семейного чтения, и не только «сугубо детского». Книги полнее и лучше телевидения вводят ребенка в мир человеческой культуры. Благодаря своей избирательности, чтение вслух незаменимо, если вы хотите рассказать своему сыну или дочери о наиболее дорогих для вас сюжетах мироздания.

Приближение «школьных чудесных лет» ставит перед родителями новые проблемы. Важнейшей из них, на наш взгляд, является включение в жизненную сферу ребенка нового мощного канала воздействия, далеко не всегда благотворно влияющего на развитие личности. Школа несет знание - это несомненно. Однако одновременно «перегрузка учащихся учебным материалом, классов - учащимися, учителей - работой и дополнительными нагрузками - все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов. На каком бы уровне не возникал конфликт, он прямо или косвенно бьет по детям»*. Одна из таких проблем - система оценки успеваемости и поведения ученика, которая в реальной обстановке легко становится в глазах самих школьников оценкой их личности. Быть «отличником» или «троечником» - это уже личностная характеристика. За первой из них может стоять и действительное умение самостоятельно мыслить, и способность идеально соответствовать привычкам и требованиям данного учителя или группы учителей при отсутствии собственных интересов, высокая исполнительность и послушание при отсутствии инициативы. Немалую роль, особенно в начальной школе, играет и репутация ученика, далеко не всегда объективно соответствующая его уровню способностей и развитию личности. Репутация может целиком зависеть от первого впечатления, которое ученик произвел на учителя, и от атмосферы класса, далеко не всегда дружелюбной, и от многих других причин. В этих условиях родители оказываются в очень сложном положении. Ведь именно к ним ребенок обращается за пониманием и сочувствием, ощущая себя задетым или несправедливо оцененным. К ним же апеллирует и учитель, требуя «оказать воздействие» на нерадивого или недисциплинированного ученика. Специальной психолого-педагогической подготовки родители не получили, впрочем, чаще всего ее не получил и учитель. Но учитель требует оказать воздействие, и на первый взгляд, для родителей естественно выполнить его требования любой ценой. Вот тут-то и кроется ошибка. На деле позиция родителей должна прежде всего обеспечить ребенку чувство безопасности, уверенности в своей необходимости для близких людей, и только на фоне этих положительных эмоций можно ставить и решать любые проблемы. Ни двойка (Опять двойка!), ни грозная запись в дневнике не должны повергать родителей в панику и толкать их к наказаниям. «Наказания, - пишет Э. Шостром, - всегда вызывают тревогу и порождают нервозность, а зачастую и подавленность. Не говоря уже о том, что самое невинное наказание... может породить ненависть к родителям, как к тому, кто наказывает, так и к тому, кто не препятствует этому». Далее Э. Шостром отмечает, что родитель, понимающий чувства своего ребенка, исходит из этого понимания и отделяет человека от его действия. «Мать и отец могут быть неприятно поражены тем, что сделал их ребенок (то есть они могут быть недовольны его действием), но их чувства к нему как к личности не должны от этого меняться. «Да, нам не нравится этот поступок, но мы любим тебя и верим, что этого больше не повторится»**. Возможно, что за жалобой ребенка на учителей не стоит ничего, кроме потребности выговориться, высказать свое отношение. Родительский юмор достойно завершит диалог. А, может быть, в детских словах проглянет небезопасное намерение. Тогда уместным будет спокойное, даже сочувственное обсуждение ситуации и четкое деловое выражение здравой позиции. Помните, выше мы обсуждали возможные трансакции по Э. Берну. Так вот, во всех случаях необходима трансакция Взрослый-Взрослый. Как альтернативу приведем классическую зарисовку:

* Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989. С. 106.

** Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М., 1992. С. 84-85.

 

«В этой большой комнате, выходящей окнами на улицу, творила Ксения мужниным ремнем расправу над провинившимся сыном. (...)

- Учительница жаловаться приходила! - закричала она, потрясая ремнем. - Тимка учиться не хочет, зараза, запорю! - резко обернулась она к Тимофею. - Я буду не я, коли учительница еще раз придет! Понял ли, нет?

- Понял! - плаксиво протянул Тимофей, потирая зад и болезненно кривя лицо»*.

* Кибирь В. Беглецы // Север. 1991. № 4. С. 17.

 

Здесь беспомощность учительницы, умноженная на беспомощность родителей, творят новое зло: ненависть ребенка к школе, учебе, книге в конце концов. «Ложь во спасение» становится необходимостью, а за нею следует потеря ребенком совести.

В книге Э. Шострома приведены «семь принципов, которые могут очень помочь вам в дисциплинировании своего ребенка без риска потерять контакт с ним и испортить отношения.

1. Отделите чувства от действий. Не судите самого ребенка, даже если его действия достойны осуждения. Ребенок непременно должен понимать, что его самого любят, но что его действия неприемлемы и должны быть улучшены.

Любые действия являются результатом чувств. Чтобы изменить поступки, прежде всего нужно понять чувства и научиться с ними обращаться.

2. Внимательно изучите ребенка и определите - нормальный ребенок перед вами или невротический. Действия ребенка в состоянии нервного расстройства должны рассматриваться родителями как симптом более глубоких эмоциональных затруднений, вызванных критикой, обвинением или наказанием. Наказать ребенка в такой ситуации означало бы еще больше выбить его из равновесия.

3. Ответьте на чувства ребенка. Создайте такие условия, чтобы ребенок мог выговориться, "выпустить пар", дать выход своим эмоциям. То есть освободиться от враждебных чувств, которые он пытался подавить.

4. Если необходимо наказание, пусть ребенок сам его выберет. Практика показывает, что дети обычно выбирают более строгое наказание, чем хотели предложить родители. Но - что очень важно - они уже не считают его жестоким и несправедливым.

5. Наказывая ребенка, убедитесь, что он понимает, за что. Что он винит в этом себя, а не тех, кто наказывает. Помогите ему понять, что правилам группового поведения следует повиноваться так же неукоснительно, как правилам спортивной игры.

6. Сделайте так, чтобы дисциплинарные проблемы были не вашими, взрослыми проблемами, а общими с детьми. Дайте ребенку знать, что вы чувствуете их как взаимные проблемы. Это поможет вам как самим отделиться от проблемы, так и отделить ее от ребенка. Тогда вы сможете поместить ее в некоторое отдаление и вместе исследовать ее, работать над ней. Поняв, что у проблемы есть внешняя точка отсчета, ребенок не станет превращать дисциплинарную ситуацию в межличностный конфликт.

7. Наложите ограничения на опасные и разрушительные действия. Помогите ребенку направить свои действия по другим, дозволенным каналам. Это и есть основная формула динамического подхода к дисциплине»*.

* Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М., 1992. С. 86-87.

 

С приближением подросткового возраста у родителей возникают новые проблемы. Важнейшая из них - появление у ребенка новой для него (и для родителей) референтной группы сверстников. В младшем подростковом возрасте это еще не слишком заметно, но вполне достаточно, чтобы неподготовленная к переменам семья ощутила некоторую тревогу. Повод для нее очевиден - у сына (дочери) появились люди более значимые, чем родители. Возникли отношения, тревоги и радости, в которые совершенно не обязательно посвящать старших. Появилось острое желание достойно выглядеть перед товарищами, обостренное самолюбие, нежелание слыть «ребенком». Взрослые - родители, учителя по-прежнему еще много значат для младшего подростка, но некоторое отдаление уже наметилось, определились требования, основное из которых - требование уважения, отношений по взрослому варианту трансакций. Если родители оказываются не готовы к этому, возникают конфликты. Готовность родителей предполагает их способность к пониманию и принятию правоты новой позиции ребенка, умение свести к минимуму конфликты из-за несовпадения интересов и умение прийти на помощь при необходимости.

Э. Шостром пишет: «Помочь подростку избежать опасного поведения можно двумя путями: удовлетворять те интересы подростка, которые приемлемы (походы, рыбная ловля, футбольные матчи, клубы гонщиков, охота), и помогать ему объяснять, называть свои негативные чувства. Кроме того, подростки должны четко знать, что есть три момента, ограничивающие их деятельность. Они обязаны сдержать себя, если:

1) этого требует безопасность и есть угроза здоровью;

2) это угрожает их или родительской собственности;

3) этого требует закон и порядок социальной приемлемости»*.

* Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М., 1992. С. 98.

 

На наш взгляд, совет справедлив, но недостаточен. Родители ребенка, вступающего в младший подростковый возраст, значительно выиграют, если друзья их сына или дочери станут в доме добрыми знакомыми и если они найдут силы и время превратить дружескую компанию в дружную группу, занятую интересным и полезным делом. Это могут быть совместные походы и экскурсии, встречи и интересные знакомства. Взрослые, участвуя в этих занятиях, имеют шанс избежать «собачьей старости», подстерегающей рядового российского обывателя. Самое главное - родители станут объектом искреннего уважения сверстников своего ребенка и, тем самым, укрепят эмоциональные связи с ребенком, получат в свое распоряжение мощные, хотя и непрямые каналы влияния на него через совместную деятельность и через общественное мнение разновозрастной группы. Высшей наградой решительным родителям будет, пожалуй, осознание того, что благодаря их усилиям ребенок и группа его сверстников на рубеже подросткового возраста остаются в сфере влияния социально положительной деятельности. Это важно потому, что именно в раннем подростковом возрасте формируются интересы подростка. Исследования Г.К. Тулягановой* показали, что так называемых трудновоспитуемых подростков в психологическом плане отличает от «благополучных» существенная разница в структуре сферы их интересов. «Трудновоспитуемые» (стоящие на учете в правоохранительных органах) прежде всего характеризуются слабой выраженностью интересов, концентрирующихся в немногих областях знания: спорт, техника, зрелища (кино, эстрада и цирк), рок-музыка, мода, танцы и, естественно, сфера общения. Беседы психолога показали, что в большинстве случаев «престижный интерес» носит не столько познавательный, сколько сугубо прикладной характер. Выбор вышеозначенных интересов продиктован прежде всего стремлением произвести впечатление на других членов «референтной группы», прослыть «своим», осведомленным и причастным к областям жизни, уважаемым членами группы.

* Туляганова Г.К. Интересы "трудных" подростков как отражение их мотивационно-потребностной сферы: Автореф. канд. дис. Ташкент, 1993.

 

Интересы «благополучных» школьников, во-первых, значительно более выражены и, во-вторых, отличаются более широким спектром. Наряду с уже упомянутыми направлениями в круг интересов входят чтение, легкая и серьезная музыка, туризм, музеи, театр, история, география, трудовые занятия, политика и учебные занятия, любовь к животным. Определенная концентрация интересов в некоторых направлениях представлена и здесь, но, во-первых, эти направления более разнообразны и, во-вторых, носят выраженный познавательный характер. Исследования Г.К. Тулягановой показали, что сфера интересов подростков формируется, начиная с младшего школьного возраста, и вполне возможно, что именно специфическая структура этой сферы у части подростков может быть оценена как предпосылка девиантного развития личности. Можно сделать вывод, что внимание семьи к развитию широких и разносторонних интересов ребенка (не позднее вспышки познавательных потребностей в младшем школьном возрасте) - одно из самых надежных средств формирования нормально развивающейся полноценной личности. Практически это означает, что ребенку с ранних лет надо рассказывать, читать и показывать как можно больше интересного из самых разных областей знания. Неважно, что он половину вроде бы и не запомнит: память ребенка цепка, и кто знает, в какой день и час жизнь подведет его к узнанным в детстве фрагментам знания как к достойным интереса и подробного изучения? Вспомним фразу, приписываемую Наполеону: «Когда вы попадаете в незнакомый город, вы не скучайте, а изучайте этот город. Откуда вы знаете, не придется ли вам когда-нибудь его брать?».

Однако и более близкая перспектива может стать решающей с точки зрения развития личности - речь идет об особенностях старшего подросткового возраста. Среди них есть и такая: способность подростков 13-16 лет создавать группировки по интересам. В отличие от младших, чьи настроения переменчивы и непостоянны, а симпатии в основном строятся на эмоциональной основе, старшие уже определились в своих пристрастиях и ищут друг в друге компаньонов по общим увлечениям. Значит, от уровня сформированности сферы интересов вашего ребенка зависит, с кем ему будет интересно в 13-16 лет, и следовательно, кто в эти годы окажет наибольшее влияние на развитие его личности. Ведь не секрет, что именно свободная группа сверстников для старшего подростка наиболее значима. Рядовая семья, не искушенная в возрастной психологии, воспринимает «внезапно» возникший негативизм старшего подростка как катастрофу, что неизбежно влечет за собой непрекращающиеся конфликты и нервотрепку. Причина, как правило, тривиальна: родители слишком привыкли к послушанию детей и считают себя вправе манипулировать их поведением. В старшем подростковом возрасте, между 13 и 15-16 годами, потребность в суверенитете личности обостряется настолько, что становится самоцелью и готова подтвердиться бунтом. В известной мере -это первое испытание семейных отношений: способности детей и родителей проникнуться уважением и доверием друг к другу в той степени, которая позволит соблюсти дистанцию и без необходимости не вмешиваться в личные дела. Наихудшим вариантом «борьбы за суверенитет» будет демонстрация с обеих сторон силовых приемов, превращение семейных отношений в поле боя или борцовский ковер. В этом случае у подростка включается мощная система психологической защиты, направленная, в первую очередь, на сохранение представления о самом себе. Родителям, чтобы у них не накапливался опыт непонимания в острой ситуации подросткового бунта, полезно иметь понятие о формах такой защиты,. Среди этих форм психологи выделяют, во-первых, защиту на уровне восприятия информации, когда человек не воспринимает того, что способно вызвать у него душевную боль, создать внутренний конфликт. Он не осознает собственной вины, не видит промахов собственного поведения, не замечает молчаливого недовольства, не реагирует на намеки близких, искренне считая, что отношения благополучны и его поведение безукоризненно. В этом состоянии подросток может пропускать мимо ушей упреки и замечания родителей, тем более -их нравоучения. В результате разражается скандал, который учиняют «доведенные до крайности» родители, и встреченный подростком даже с некоторой долей удивления: «Чего это они?..».

Другой механизм, называемый рационализацией, состоит в таком неосознанном изменении отношения к болезненной ситуации, при которой снимается ее эмоциональная значимость и тем самым исключается внутренний конфликт. В реальности подросток может уйти из дома, отодвигая от себя мысль о беспокойстве родителей, убеждая себя в их плохом к нему отношении; родительская привязанность как бы обесценивается. Возможно, в состоянии конфликта подросток свое собственное раздражение приписывает родителям, придавая словам, сказанным в запале ссоры, абсолютное значение. Тем самым конфликт из внутреннего переводится во внешний, чувство раздвоенности исчезает, и отношение к родителям становится однозначно враждебным. Психологический смысл происходящего состоит в том, что внутренний конфликт личностно опаснее, он угрожает неврозом; внешний конфликт упрощает ситуацию, позволяя сохранить выгодное представление о себе как об искателе свободы и прав.

Наконец, существует и третий механизм психологической защиты - вытеснение из сознания одного из конкурирующих мотивов. Подросток, искренне любящий родителей, не в силах противостоять их властной гиперопеке, исключающей всякую самостоятельность. Потребность в самостоятельности, самоуважении, суверенной позиции вытесняется в подсознание, и все, что с ней связано, уходит туда же. Происходит как бы отказ от поиска выхода из создавшегося положения. Однако и вытесненный мотив требует удовлетворения. Так возникает внутреннее напряжение, чреватое психическим срывом. В "Нашей практике был случай, когда подобная ситуация привела старшеклассницу в психиатрическую клинику.

Поскольку старший подростковый возраст по своей природе конфликтен, он нередко сопровождается неясной тревогой невротического характера. Причины этой тревоги непонятны самому человеку, хотя могут им каким-то образом интерпретироваться. Однако поиск тревожащих причин при неврозе направлен не столько на действительные проблемы, сколько на снятие тревожного состояния любым способом. Истинная же проблема чаще всего оказывается вытесненной в подсознание.

Для профилактики вышеописанных состояний, американские психологи настоятельно советуют родителям подростков применять следующие способы переключения негативных чувств детей на социально приемлемые действия.

«1. Дать возможность выговориться и тем самым превратить недовольство в душе в слова.

2. Четко обозначить словами свои негативные чувства. После такого пристального наблюдения они обычно исчезают.

3. Смоделировать выход из ситуации»*.

* Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М., 1992. С. 97-98.

 

Четвертый способ снятия напряжения в семейных отношениях в американском варианте (теннис, гольф, шахматы) для нашей культуры вряд ли применим. Но идея здравая: в игровом противостоянии хорошо снимается агрессия. В целом родителям старших подростков можно посоветовать взрослый уровень отношений друг к другу на основе взаимного уважения и доверия в разумных принципиальных предела (поскольку ответственность за проблемы подростка все-таки лежит на родителях). При всей сложности «подростковой эпохи» в жизни семьи, она - временна, из нее семья может выйти, сохранив с детьми дружеские отношения понимания и доверия. Но можно и сломать на крутых поворотах все, что прежде связывало детей и родителей, и впоследствии только терпеть друг друга.

В заключение хочется привести особенности хотя и «бунтующего», но благополучного с психологической точки зрения подростка, изложенные Э. Шостромом. Их три: во-первых, протест выражается не внешними символами (одежда, прическа, макияж), а реальной целью, смыслом деятельности, жизненными задачами. Во-вторых, для подростка значимы не только чувства сверстников, но и переживания родителей, он старается не задевать ни их привычек, ни самолюбия. В-третьих, подросток, не отрицая ни прошлого, ни будущего, стремится испытать всю полноту сегодняшней жизни и сегодняшних переживаний. Радость бытия не делает его ни самовлюбленным эгоцентриком, ни безбрежным идеалистом «не от мира сего». Благополучно «переплыв» старший подростковый возраст, семья, сохранившая дружеские отношения, как правило, их уже не теряет. Проблемы, конечно, возможны и в более старшем возрасте, но открытые, прямые и честные отношения поколений, коль скоро они уже состоялись, могут помочь найти достойный выход в самых сложных житейских коллизиях. Остается только признать друг для друга право на риск и право на ошибку - при условии, что и за риск, и за ошибку расплачивается рискующий, хотя, конечно, семья готова помочь ему в беде.

В самом общем плане «родительское счастье» рисуется нам как возможность увидеть в детях людей, близких по системе ценностных ориентации, по направленности личности, т.е. по основной системе нравственных координат. Говорят, что каждое поколение больше похоже на свое время, чем на своих родителей. Может быть, это и так, если судить в пределах моральных принципов. Но нравственные критерии - понятие более глубокое и всеобъемлющее, поскольку охватывает не государство, не данное общество, но все человечество. Через них каждый человек соотносится со всеми людьми и определяет свое поведение в единой для всех системе координат. Поэтому они основательнее всего объединяют людей одной нравственной категории, единой направленности. Можно быть людьми разных культур, общественных группировок, даже разных эпох - но «рыбак рыбака видит издалека». Объединение происходит на основании общих «смысловых полей», так как у этих людей единое понимание «плохого» и «хорошего», добра и зла. И напротив, сложнее всего понять друг друга в прямом общении, скажем, гуманисту и эгоцентрику. В системе «значений» они, скорее всего, договорятся, в системе «смыслов» - едва ли, поскольку для них полюса «добра» и «зла» взаимно противоположны. С этой точки зрения влияние семьи может быть важнее, чем влияние эпохи, - ибо главным образом через семью наследуются нравственные координаты, направленность личности. И в этом ее непреходящее значение. Если, конечно, она способна его нести, что бывает далеко не всегда.

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ АНТИМИРА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.