Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможность вмешательства. Средства и перспективы 3 страница




Практически конкретные цели и формы каждой системы педагогически организованной деятельности должны быть тесно связаны с возрастными особенностями ее участников (воспитанников). В первую очередь - с типом ведущей деятельности, соответствующей возрасту, с которым имеют дело воспитатели. Но и помимо этого у педагогически организованной деятельности есть свои законы существования и развития. Пренебрежение этими законами, незнание их, а нередко - нежелание знать порождают педагогическую беспомощность, так ярко проявившую себя в буднях отечественной школы последних десятилетий. Эта беспомощность послужила стартовой площадкой для криминогенной молодежной среды, успешно породившей к концу 80-х годов организованную преступность во многих регионах страны.

Важнейшая закономерность - принцип деятельностного опосредования формирования личностных качеств подростка, согласно которому лишь в групповой деятельности, соответствующей возрастным особенностям развивающейся личности, возникает и закрепляется отношение молодого человека к окружающим его людям: к близким и к обществу с его разнообразными нормами поведения. Только через специально построенную, педагогически организованную и управляемую деятельность можно создать благоприятные условия для развития начал социальной ответственности в нашем раздираемом противоречиями обществе.

При этом ложной посылкой, на наш взгляд, представляется перекладывание ответственности за нравственное воспитание на семью и церковь. Семья, в лучшем случае, способна лишь к воспроизводству свойственных ей отношений в новом поколении. К тому же она педагогически беспомощна и психологически не подготовлена к задаче воспитания собственных детей в новой социальной обстановке. Семье скорее нужно помогать, чем на нее надеяться в этом отношении. Церковь же в условиях российского общества еще никогда в новейшее время не представляла самостоятельной нравственной и политической силы. Традиции православного христианства, не в пример протестантству и католичеству, плохо согласуются с рыночными отношениями. Уже сегодня, как и до 1917 г., часть пастырей благословляет черносотенное националистическое и национал-социалистическое движение, а часть, вместе с чиновничеством, озабочена сомнительными проектами суперстроительства. Поэтому, на наш взгляд, воспитание и обучение молодого поколения - дело прежде всего педагогов.

Только при этом не следует забывать наставлений российского педагога XVIII века Г. Винского: «О отцы, матери и все вы, от коих зависят дети, войдите в подробнейшее разыскание разности между воспитанием и научением; пекитеся ваших чад прежде воспитывать, потом научать».

 

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ КУРСА

Введение

 

Цели воспитания в отечественной педагогике. Проблема цели воспитания в качестве ключевой в подходе к личности ребенка. А.Г. Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин о месте воспитания в педагогике. Соотношение целей в руслах двух течений российской педагогики (формирование Человека Послушного и Человека, Действующего Самостоятельно).

 

Личность как особое качество индивида

 

Понимание личности по А.Н. Леонтьеву. Представление о трех уровнях психического здоровья личности по Б.С. Братусю. Направленность личности как ее системообразующий признак. Концепция направленности личности в трудах отечественных и зарубежных психологов.

Деятельностный подход (принцип деятельностного опосредования)

 

Способы воздействия на потребностно-смысловую сферу личности. Деятельностный подход как метод воспитания. Деятельность как психологическая категория. Структура деятельности. Деятельность -мотив; действие - цель; операция - соответствие условиям. Блоки деятельности: потребностно-мотивационный, операционально-действенный, блок общения. Зависимость поведения от степени включенности в смыслообразующую деятельность.

Ведущая деятельность

 

Концепция ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину. В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, А.В. Петровский о проблеме ведущей деятельности. Концепция смыслообразующего характера ведущей деятельности. Ведущая деятельность в онтогенезе личности. Педагогически организованная деятельность как понятие, включающее характеристики ведущей деятельности данного этапа развития личности.

Педагогически организованная деятельность (ПОД)

 

Педагогически организованная деятельность ребенка, подростка, юноши как основной фактор воспитания. Педагогически организованная деятельность в школе, во внеучебной сфере, в семье, на разных этапах развития личности. Формирование педагогически организованной деятельности по двум вариантам (по Б.С. Братусю). Особенности развития педагогически организованной деятельности; поэтапное формирование групповой ПОД подростков.

Проблемы педагогического руководства

 

Психологические особенности диалогического и авторитарного способов педагогического руководства, необходимость их сочетания в реальной педагогической практике. Абсолютная и относительная авторитарность; личностная и ролевая. Понятие единства деятельности. Единство деятельности как основа педагогической практики при условии диалога. Проблема педагогического конфликта.

Подростковая группа как фактор нравственного развития личности

 

Необходимость референтной группы для личностного развития подростка в нравственном отношении. Субкультура группы как черта, определяющая характер ее личностного воздействия (законы и нормы группы, пути их навязывания). Подростковая группа в развитии (по Л.И. Уманскому, А.В. Петровскому). Концепция уровней совместной деятельности (УСД) по В.М. Сергееву.

Этапы развития педагогически организованной подростково-юношеской группы, психологические особенности каждого из них, роль педагога на каждом из этих этапов. Типичные конфликты как отражение противоречий развития личности в группе.

Проблема трудного детства

 

Психологическая сущность отклоняющегося поведения. Психологическая сущность механизмов отклоняющегося поведения (на основе специфического развития форм ведущей деятельности и их преемственности). Психологические основы коррекции отклоняющегося поведения. Роль учебной деятельности, внеучебных форм педагогически организованной деятельности (ПОД), семейной педагогики в коррекции отклоняющегося поведения. Типичные ошибки семьи в воспитании. Семьи: нормальная, дезорганизованная, проблемная. Проблемы коррекции ошибок семейного воспитания.

Психологические проблемы детей без семьи

 

Последствия деформации ведущей деятельности в результате отсутствия семейного окружения:

а) в младенческом,

б) в дошкольном периоде развития,

в) в младшем школьном возрасте,

г) в подростковом возрасте.

Виды психической депривации детей, растущих вне семьи: сенсорная, двигательная, социальная депривация, дефицит впечатлений.

Психологические особенности детей из детского дома. Проблема коррекции психических особенностей детдомовского воспитания. Особенности позиции педагога-воспитателя в детском доме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.