Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е издание 3 страница




4. Определение особенностей влияния субъективных факторов на ответы ис­пытуемых. Их, например, может искажать эффект непосредственного на­строения. Шварц и Штрак (Schwarz & Strack, 1991) обнаружили, что люди сообщали о значительно более высоком уровне счастья и удовлетвореннос­ти жизнью, если была солнечная погода или когда футбольная команда Гер­мании одержала победу. Подобные влияния можно уменьшить, если попро­сить респондентов описать свои ощущения «в течение нескольких послед­них недель», а не в настоящий момент и если, разумеется, не стремиться привести их в необычное расположение духа.

28 Глава 2. Как измерять и изучать счастье

Существует также опасность того, что респонденты станут делать вид, что они счастливее, чем на самом деле, чтобы лучше выглядеть в глазах иссле­дователя или самого себя. Большинство людей определяют свое счастье зна­чительно выше среднего уровня, например, на 6 или 7 баллов по 9-балльной шкале (Andrews & Withey, 1976). Но огромное число англичан также гово­рят, что очень счастливы в браке, при этом половина из них разводится. Удовлетворенность жизнью, как было установлено, коррелирует с уровнем самообмана (Hagedorn, 1996). Однако, по-видимому, в данном случае в от­ветах не отражается настрой на социальную желательность — склонность давать социально одобряемый ответ (Vella & White, 1997). Как это согласу­ется с вышеописанным уклоном в сторону позитивного? Вероятно, подоб­ная склонность есть у каждого. Возможно, любой ощущает, что его уровень счастья выше среднего: ведь раз люди говорят так, нам следует заключить, что они действительно счастливы. Серьезная проблема возникла в связи с кросс-культурными исследованиями, которые мы сейчас и затронем.

5. Определение возможности применения теста в разных популяциях. Во­прос о том, являются ли одни страны или культуры более счастливыми, чем другие, представляет как практический, так и теоретический интерес. Одна­ко для его решения требуются опросники, валидные не только для одной культуры. Мы уже видели, что исследования счастья в коллективистских сообществах Востока связаны с определенными трудностями, поскольку са­мооценки удовлетворенности основаны не только на ощущаемом индивидом личном счастье, но и на воспринимаемом им благополучии группы. Мы ви­дели, что использование субъективных критериев порождает некоторые со­мнительные результаты, в частности, иногда они не отражают значительные различия в таких объективных социальных показателях, как доход, образо­вание и здоровье. Отмечены и некоторые другие, столь же подозрительные результаты. Например, «Евробарометр» выявил очень низкую удовлетво­ренность у жителей Франции и Италии: лишь 10% из них «очень доволь­ны жизнью в целом», тогда как в Дании таковых 55%, а в Голландии — около 45% (Inglehart & Rabier, 1986). Можно предположить, что это, вероятно, свя­зано с различными культурными нормами дозволенности отрицательных и желательности положительных эмоций, а не с огромными национальными различиями в уровне счастья. Решением данной проблемы может быть при­менение менее прямых формулировок.

6. Определение наилучших способов измерить уровень счастья. Таковые могут существовать, но все они, вероятно, неудобны и дорогостоящи по срав­нению с опрашиванием людей. Единственный часто используемый альтерна­тивный метод — «замер переживаний» {experience sampling). Он заключается в том, что человек сообщает о своем настроении в разные моменты времени, затем полученные баллы усредняются. Брандстеттер (Brandstatter, 1991) использовал его так: он раздал испытуемым график, составленный случай­ным образом, — в нем отмечены моменты времени в пределах каждого из шести 4-часовых суточных периодов. «Расписание» охватывало 30 дней, — таким образом, оно в сумме рассчитано на 180 отметок. Ларсон (Larson, 1978)

Социальные показатели 29

замерял настроение людей в разные, случайно отобранные, моменты време­ни. Затем он стал использовать секундомер, запрограммированный на вы­ключение в определенные моменты. Пока что данные методы использовались не столь широко, чтобы можно было понять, сколько требуется замеров или каков наилучший способ их получения. Однако эти методы обладают зна­чительной степенью очевидной («лицевой») валидности. Это тоже самоот­четы, но они ближе к непосредственному опыту индивида и предъявляют меньше требований к запоминанию и обобщению переживаний. Другой воз­можный способ замера настроения заключается в том, чтобы получить дан­ные о выражении лица и тоне голоса в моменты времени, выбранные в из­вестной мере наугад. Такой способ тоже привлекателен, но совершенно не­практичен.

Еще один метод состоит в том, чтобы попросить друзей обследуемых инди­видов оценить их. Для получения всесторонней информации важно, чтобы оценки дали несколько друзей. Такой подход позволяет избежать описанно­го выше искажения, вызванного предубеждениями, что характерно для са­моотчетов. Однако это приводит к другим проблемам: в частности, оценки друзей могут отражать их взаимоотношения с субъектом. Данный метод вполне пригоден для использования на практике и недорог, однако приме­няется редко.

Наконец, можно оценивать некоторые физиологические процессы, напри­мер, влияние серотонина и других химических веществ, регулирующих на­строение, или активность левой лобной доли коры головного мозга, где на­ходится зона хорошего настроения, хотя метод экстракции может снизить уровень счастья. Однако данные способы изучения еще предстоит детально изучить.

Социальные показатели

Очевидно, что измерение счастья посредством опросов связано с некоторыми про­блемами. Альтернатива — использовать объективные социальные показатели. Та­кой метод наиболее часто применяется при сравнении городов или государств по таким критериям, как средний доход, число лет обучения и продолжительность жизни. Данный метод может также использоваться для изучения исторической динамики благосостояния.

Основная сложность такого подхода заключается в том, чтобы выделить инди­каторы. Британское правительство в 1999 г. объявило о своем намерении провести мониторинг и ряд мероприятий по улучшению 13 социальных показателей, среди которых — уровень дохода, образования и безработицы; были среди них и менее привычные: разнообразие птиц и уровень загрязнения рек. Делает ли большое чис­ло птиц счастливыми людей, или важнее какие-то иные аспекты жизни? Может, имеет смысл снова обратиться к субъективным критериям. И если, например, по­пуляции пернатых не приводят к большему счастью человека, то мы можем этот показатель не учитывать. Другая проблема заключается в том, что один и тот же индикатор измеряется в разных местах неодинаково. Скажем, когда говорим о по-

30 Глава 2. Как измерять и изучать счастье

годе, то как можно понять, какая температура или какой температурный диапазон лучше?

По ходу изложения мы затронем вопросы о влиянии денег и некоторых других объективных факторов, а в главе 12 вернемся к объективным показателям, пред­назначенным для изучения национальных различий.

Объективные показатели возможно использовать применительно как к стра­нам, так и к индивидам, характеризуя их доход, образование и т. д. Такой подход задействуется при оценке качества жизни с точки зрения здоровья, когда людей не спрашивают, как они себя чувствуют, а устанавливают, какие действия они способ­ны производить, насколько ограничена их жизнедеятельность (Jenkinson & McGee, 1998). В рамках других подходов, направленных на изучение благополучия паци­ентов, оценивается успешность их физического, психологического, социального и экономического функционирования (Raphael et al., 1996).

Объективные или субъективные показатели

Важны обе группы показателей. Основной недостаток объективных показателей заключается в том, что мы не знаем, какой из них выбрать. Кроме того, мы сталки­ваемся с проблемой нахождения эквивалентных критериев для разных стран. Ос­новное слабое место субъективных показателей — в том, что на них влияют когни­тивные искажения, например: ожидания и адаптация. Поэтому мы не знаем, на­сколько можно доверять полученным данным. Диннер и Сью (Diener & Suh, 1997a) полагают, что объективные и субъективные показатели следует как-то сочетать. Конечно, если мы располагаем двумя массивами данных, это многое проясняет. В своем исследовании, где сравнивалось благополучие в 40 странах, эти ученые установили, что корреляция между субъективным благополучием и введенным ими Индексом качества жизни {Quality of Life Index) составляет 0,57. При этом были выявлены значительные несоответствия: например, в Австрии и Нигерии оказался (схожий) уровень субъективной удовлетворенности, однако по шкале качества жизни первая из стран набрала 71 балл, а вторая лишь 30. Таким образом, если бы мы бы хотели улучшить там жизнь людей, то вполне могли бы проигнори­ровать субъективные показатели счастья. Скандинавские страны всегда демонстри­руют высокий уровень субъективной удовлетворенности — выше, чем можно было бы ожидать при взгляде на объективные показатели. Вполне вероятно, что со сход­ными проблемами мы столкнемся при сравнении молодых и пожилых, мужчин и женщин, людей с разными личностными чертами.

Исследовательские методы

Социальные обследования

Это был первый метод, использованный для изучения счастья, и на сегодняшний мо­мент проведено уже значительное количество обследований. Некоторые из них были весьма масштабны (например, в одном из обследований участвовало 160 000 респон­дентов). Это означает, что полученные данные можно с уверенностью использовать для статистического анализа. Сначала исследователей в основном интересовал

Исследовательские методы 31

вопрос о том, какова среди населения доля счастливых и несчастных людей. Затем проводилось много обследований, в которых исследовалась статистическая взаи­мосвязь между уровнем счастья, определенным по самооценке, и другими перемен­ными, например возрастом, семейным положением, занятостью и т. д. Первым таким примером является очень широко известное исследование Кэмпбелла (Campbell et al., 1976). Затем ученые осознали, что некоторые переменные взаимосвязаны, т. е. одна из них может отражать воздействие другой. С целью показать независимое влияние различных величин социологи стали широко применять множественную регрессию. Выше мы ссылались на 630 исследований, переработанных Венховеном (Veenhoven, 1994): во многих из них использовались именно такие методы. Из этих работ мы узнаем, например, что раса слабо влияет на субъективное благополучие, ели принимаются в расчет доход, образование и другие подобные переменные.

Существуют и другие оригинальные способы проверить гипотезы о причинах благополучия. Например, Кларк и Освальд (Clark & Oswald, 1996) установили, что удовлетворенность доходом никак не связана с фактическим его уровнем; однако эта удовлетворенность оказалась выше у тех, кто, учитывая свой возраст, образо­вание, характер работы и т. д., рассчитывал на меньшее. Эти люди были рады по-иучить больше, чем ожидали (вероятно, больше, чем получали раньше), или пре­успеть значительнее, чем другие люди, — но эти аспекты надо исследовать допол-штельно.

Однако подобные исследования все же не показывают истинной направленно­сти причинной связи: люди могут быть счастливы из-за того, что состоят в браке, вно, возможно, у счастливых людей больше шансов вступить в брак. В некоторых случаях никакой проблемы не возникает: например, возраст может быть исключи­тельно причиной, но никак не следствием. Однако в том, что касается других пере­менных, зачастую возникают серьезные сомнения, и из одной совокупности дан­ных, отражающих состояние дел в определенный момент времени, направление связи вычленить невозможно. За этим мы обращаемся к лонгитюдным и экспери­ментальным методам.

Лонгитюдные исследования

Большинство из них имеют вид «панельного исследования», в рамках которого од­них и тех же индивидов тестируют дважды — с промежутком в несколько месяцев или лет. Таким образом, можно построить множественную регрессию, чтобы пред­сказать благополучие в момент времени t2, исходя из уровня благополучия в момент t{ и вероятных причинных переменных, к которым относятся семейное положение, занятость и личностные черты. Бенкс и Джексон (Banks & Jackson, 1982) изучали, влияет ли безработица на психическое здоровье, или у людей с плохим психическим здоровьем просто меньше шансов устроиться на работу. Было протестировано не­сколько сотен выпускников школ с использованием Общего опросника здоровья, повторное тестирование проводилось через 2 и 4 года. Показатели, полученные в разные периоды времени, представлены в табл. 7.5. Те, кто не нашел работы, набра­ли по опроснику больше баллов, чем во время выпуска, т. е. их психическое здоро-. вье ухудшилось. Причинная связь была выявлена в обоих направлениях, однако I сильнее она в направлении безработица—психическое здоровье.

32 Глава 2. Как измерять и изучать счастье

При обследовании психического здоровья используется следующая процедура: исследуются группы «повышенного риска», например те, для которых характерен высокий риск депрессии. Наиболее близкий к этому подходу метод, направленный на изучение счастья, — это исследование индивидов, подверженных высокому «риску» вступления в брак или влюбленности (например, студентов-первокурсни­ков). В результате выяснилось, что любовь — важнейший источник психического здоровья.

Эксперименты

Это широко распространенный метод выявления причинной направленности. Но в рассматриваемой области он применялся мало. В основном это касалось «созда­ния настроения», когда его уровень у субъектов повышается, например с помощью бодрой музыки или демонстрации забавных видеоматериалов. Учеными установ­лено, что таким образом человека можно сделать счастливым в лабораторных усло­виях, однако эффект обычно довольно непродолжителен: 10-15 минут. Было про­ведено множество подобных экспериментов, и соответствующий их обзор будет сделан нами в главе 13.

Основные достоинства лабораторных экспериментов таковы: во-первых, они позволяют прояснить причинную связь, а во-вторых, в таких условиях возможно удерживать неизменными множество переменных. Это позволяет проверять до­вольно сложные теории с помощью прогнозов. Только вот у лабораторной работы есть существенный недостаток: эти исследования искусственные, масштаб фено­менов в них уменьшается, а потому оказывается не так много убедительных моде­лей реальных объектов — как того требуют комиссии по этике. Тем не менее в их рамках могут воссоздаваться позитивные эмоциональные состояния, что не нахо­дит принципиальных возражений в отличие от генерации отрицательных эмоций.

Как счастье коррелирует с личностными чертами?

Важным вопросом в рассматриваемой сфере является влияние личностных осо­бенностей на счастье: какие черты способствуют ему и в какой мере. Так, напри­мер, во многих исследованиях установлено: существует довольно сильная корре­ляция между счастьем и экстраверсией, в некоторых работах достигающая 0,5. Желательно, чтобы такие переменные, как возраст и пол, оставались постоянны­ми. Известно, что экстраверсия и ряд иных личностных черт являются довольно устойчивыми, носят преимущественно врожденный характер и имеют физиоло­гическую основу, поэтому считается, что скорее именно они являются причиной счастья, а не наоборот. Однако счастье — это тоже отчасти врожденное и устой­чивое свойство. Оно также может иметь определенную физиологическую осно­ву. В некоторых исследованиях обнаружили, что экстраверсия — зависимая пе­ременная, возрастающая под воздействием приятных социальных переживаний и высокого уровня благополучия (Headey, Holstrom, & Wearing, 1984). Таким образом, вопрос о направленности причинной связи четко не прояснен. Раньше не было понятно, какие личностные характеристики могут коррелировать с субъек­тивным благополучием, но сегодня мы это знаем благодаря множеству проведен­ных исследований.

_____________________________________________________________Выводы 33

Влияние благополучия на поведение

Причинная связь касается и следствий счастья. Этот аспект можно изучать с по­мощью тех же методов, которые используются для выявления его причин. Для это­го возможно применить лабораторные эксперименты, в ходе которых испытуемых приводят в хорошее, нейтральное или плохое настроение с целью проследить, как будет меняться какой-либо аспект их поведения. Здесь организуются и масштаб­ные обследования, когда многие переменные удерживаются постоянными, чтобы установить, например, живут ли счастливые люди дольше. В главе 14 мы увидим, что счастье и даже хорошее настроение оказывают впечатляющее воздействие на здо­ровье и на продолжительность жизни, психическое здоровье, общительность, а так­же отзывчивость и альтруизм. Хорошее настроение влияет на мышление неодно­значно: оно способствует творчеству, но приводит к менее глубокому мышлению.

Выводы

Установлено, что счастье — единый фактор человеческого опыта, однако оно со­стоит по крайней мере из 3, отчасти независимых, факторов: удовлетворенности жизнью, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций. Эти компо­ненты можно измерить с помощью единичных вопросов, хотя предпочтительнее использовать более подробные шкалы.

Существуют хорошо зарекомендовавшие себя методы оценки счастья, которые обладают высокой внутренней согласованностью, устойчивы во времени и валид­ны по сравнению с другими методиками. Однако на результаты измерения могут влиять такие субъективные факторы, как непосредственное настроение; это подоб­но влиянию на межнациональные сравнения местных обычаев, которые вызваны желанием казаться более или менее счастливым, чем это есть на самом деле.

Альтернативное средство оценить благополучие — использовать социальные индикаторы, однако трудно решить, какие показатели следует избрать. Между объек­тивными и субъективными критериями наблюдаются некоторые противоречия.

Широко используются социальные обследования, а также лонгитюдные мето­ды (например, исследование субъектов, отличающихся склонностью к «высокому риску»), эксперименты и коррелирование счастья с личностными чертами. Экспе­римент — основной метод изучить воздействие позитивного настроения.

2 Зак 312

ГЛАВА 3

Радость и другие положительные эмоции

В предыдущей главе отмечалось: счастье чаще всего определяют как ощущение радости. Согласно исследованиям, таков один из 3 основных компонентов счас­тья — наряду с удовлетворенностью жизнью и отсутствием отрицательных эмоций. Радость — его эмоциональная сторона, а удовлетворенность — когнитивная. Хоте­лось бы узнать, сколько положительных эмоций существует, как они выражаются (мимика, голос) и какие ситуации и занятия их вызывают. Эти вопросы обращают нас к экспериментальной сфере и к такому важному методу исследования счастья, как «создание настроения». Указанные вопросы касаются и физиологических про­цессов, отвечающих за появление радости. В связи с этим интересно также узнать, что происходит в мозге, какие его области задействуются, какова роль нейротранс-миттеров и могут ли улучшить настроение наркотики.

Переживание положительных эмоций

Люди испытывают разнообразные отрицательные эмоции (гнев, тревогу, депрес­сию и т. д.) и только одну — положительную, обычно называемую радостью. Мы трактуем настроение как достаточно продолжительное эмоциональное состояние. Исследования позитивного настроения и положительных эмоций выявили, что они включают в себя чувства удовольствия, ощущение легкости и уверенности в себе. В одной из работ было показано, что данные эмоции складываются из очень высокого уровня радости, достаточно высокого — увлеченности, меньшего — удив­ления (Izard, 1977). Измерение радости/депрессии можно оценить по шкале, ана­логичной той, которая была разработана Вессманом и Риксом (Wessman & Ricks, 1966), что представлена в табл. 3.1.

Однако, вероятно, благодаря когнитивным процессам, сопутствующим базово­му физиологическому состоянию, существуют некоторые разновидности положи­тельных эмоций. Одна из них — веселость, временное состояние радостного воз­буждения, возникающее, например, когда человек смеется. Рач (Ruch, 1993) создал шкалу, состоящую из 19 пунктов.

Другая разновидность — это радость, которую испытывают люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, искатели острых ощущений, жаждущие сильных пе­реживаний; хотя у некоторых людей положительные эмоции возникают при удачном приземлении благодаря чувству облегчения или возбуждению (Zuckerman, 1979).

Переживание положительных эмоций 35

Таблица 3.1 Шкала радости/депрессии

Насколько радостным или подавленным, счастливым или несчастным вы чувствовали себя сегодня? 110 Полное ликование. Восторженное, повышенно радостное настроение.

Очень весел и в чрезвычайно приподнятом настроении. Сильный восторг и жизнера­достность.

Весел и в приподнятом настроении. 7 Чувствую себя очень хорошо и бодро. 6 Чувствую себя довольно хорошо. 5 Ощущаю некоторое уныние. Чувствую себя неважно. 4 В подавленном настроении. Немного хандрю. 3 В депрессии, очень подавленном настроении. Хандра. 2 Чрезвычайно подавлен. Чувствую себя ужасно, тоскливо, просто кошмар. 1 Абсолютная депрессия и уныние. Чувствую себя в совершенно подавленном настрое­нии. Все представляется в мрачном, черном цвете.

| Источник: Wessman & Ricks, 1966.

Средние баллы по этой шкале у американских студентов составили 6,0 для мужчин и 6,14 для женщин, однако было замечено довольно много колебаний: каждый день плюс-минус полбалла.

Позитивное эмоциональное состояние, противоположное указанным, — ощу­щение расслабленности, которое люди испытывают, например, когда смотрят те­левизор. Кьюби и Чиксентмихайи (Kubey & Csikszentmihalyi, 1990) установили, что оно очень приятно, однако настолько расслабленно, что телезрители при этом едва бодрствуют, а иногда и вовсе засыпают.

У радости, помимо прочего, есть особое измерение — глубины, которое не со­всем совпадает с мерой интенсивности. Чиксентмихайи (Csikszentmihalyi, 1975) описывает состояние «потока», или погруженности, увлеченности, которое прино­сит глубокое удовлетворение, когда люди, обладая для этого достаточными навы­ками, берутся за выполнение очень сложных задач, например занимаются альпи­низмом1. Аргайл и Кроссленд (Argyle & Crossland, 1987) попросили людей класси­фицировать положительные эмоции в зависимости от занятий, с учетом сходства ощущений. В результате было выделено четыре измерения, одно из которых — глу­бина эмоций, порождаемых, например, мощной музыкой, близкими отношениями с другими людьми или удовольствием от общения с природой. Уотерман (Water­man, 1993) выявил такие переживания, как «чувство, что живешь по-настоящему» и «чувство, что ты можешь быть самим собой», оказавшиеся независимыми от показателей удовольствия. В других исследованиях был выделен сходный аспект положительных эмоций; например, Маслоу (Maslow, 1968) говорит о так называе­мых пиковых переживаниях, для которых характерно следующее:

• поглощенность, концентрация внимания;

• осознание силы;

1 Подробнее о состоянии «потока» можно прочитать в статье: Буякас Т. М. О феномене наслажде­ния процессом деятельности и условиях его возникновения // Вестник МГУ. Серия 14. тПсихо-логия» 1995. № 2.

36 Глава 3. Радость и другие положительные эмоции

• большая радость, ценность и смысл;

• непосредственность, легкость;

• интеграция и идентичность (Privette, 1983).

Указанные разновидности положительных эмоций можно развести по 2 изме­рениям, — те, которые предложены Расселом (Russell, 1980) в результате многомер­ного шкалирования эмоционально окрашенных слов, показаны на рис. 3.1. Гори­зонтальное измерение —«счастливый—печальный», а вертикальное — «возбужден­ный, напряженный, взволнованный—расслабленный, сонный». Прыжки с «тарзанки» попадают по данной системе координат в правый верхний угол, а просмотр телеви­зора — в правый нижний.

Рис. 3.1. Два измерения эмоций. Источник: Russell, 1980

Использование единого измерения — «счастливый—печальный» или «позитив­ные—негативные» — противоречит представлению о том, что положительные и отрицательные эмоции не зависят друг от друга (об этом велись оживленные дис­куссии). Динер и его коллеги обнаружили, что обратная зависимость между поло­жительными и отрицательными эмоциями больше, когда они сильнее, а также ко­гда во внимание принимается более короткий период времени (см., напр.: Diener & Larsen, 1984). Как установили Рассел и Кэррол (Russell & Carroll, 1999), между эмоциями существует настолько сильная отрицательная корреляция, что их мож­но рассматривать через единое измерение.

Особый исследовательский интерес вызывает измерение интенсивности эмо­ций (вертикальная ось), характеризующее силу эмоциональных состояний — как положительных, так и отрицательных. Ларсен и Динер построили Шкалу интен-

Переживание положительных эмоций 37

сивности аффекта (Affect Intensity Measure — AIM), состоящую из 40 пунктов, и установили, что она выступает устойчивой мерой личности. Данную шкалу критикуют за ряд аспектов: в ней затрагивается не только интенсивность эмоций, но и моменты, касающиеся частоты позитивных эмоциональных состояний. Бахо-ровски и Браатен (Bachorowsy & Braaten, 1994) создали другой вариант — Шкалу эмоциональной интенсивности (Emotional Intensity Scale — EIS), которая определя­ет силу, а не частоту эмоций и включает в себя шкалы для оценки позитивной и негативной интенсивности. Шкала позитивной интенсивности коррелирует с экс­траверсией (0,41), а негативной — с нейротизмом (0,64).

Альтернативное решение вопроса — использовать понятия позитивного (Ро-| sitive Affect — РА) и негативного аффектов (Negative Affect — NA), которые представ­ляют собой расположение вышеперечисленных факторов по 45 степеням, причем они связаны с силой эмоций. Положительный аффект коррелирует с экстраверси­ей, а негативный — с нейротизмом (Thayer, 1989). Грэй (Gray, 1972) также отдает предпочтение двум измерениям с 45 степенями перед упомянутыми шкалами. Он утверждает, что у крыс имеются 2 нервные системы, одна из которых отвечает за поведение, направленное на достижение и положительные эмоции, а другая — за поведение, направленное на избегание и тревогу. «Система поведенческой актива­ции» (the behavioral activation system — BAS) порождает возбуждение и стремление к вознаграждению; для «системы поведенческого торможения» (the behavioral in­hibitory system — BIS) характерно стремление избегать наказания1. Было установ­лено, что две эти системы связаны с активацией разных частей мозга: достижение и вознаграждение — с левым полушарием, а избегание и наказание — с правым (Da­vidson, 1993). Карвер и Уайт (Carver & White, 1994) разработали шкалы для опре­деления двух этих систем. Индивиды, набравшие много баллов по шкале BAS, были счастливее. Экстраверты имеют высокие показатели по первой, а невротики — по второй шкале. У психопатов по шкале BIS показатели низкие. По-видимому, в на­учном мире в настоящее время достигнуто определенное согласие относительно такого двумерного поля, однако выявить его возможно 2 различными способами. Как отмеченные эмоции связаны со счастьем? Для ответа на этот вопрос Лар-сен и Динер (Larsen & Diener, 1987) использовали Шкалу интенсивности аффекта (AIM) и ответы на вопрос о том, сколько времени ежедневно субъекты пребывали в хорошем настроении. В результате исследований было обнаружено, что корре­ляция между данным показателем и счастьем составляет примерно 0,50, а между частотой и силой эмоций — около 0,25 (Diener et al., 1991). Авторы утверждают: сила эмоций менее важна, поскольку «исключительно хорошее настроение» отме­чается лишь в 2,6% случаев. (Об этом будет сказано ниже.) Кроме того, было уста­новлено, что позитивным событиям часто предшествуют негативные, могут наблю-

Некоторые теоретики утверждают, что в основе поведения лежат две общие системы мотивации. BAS регулирует мотивы, связанные с желанием большего. Цель — движение к чему-либо желаемо­му. Эта система обусловливает склонность к отысканию приятных стимулов. BIS регулирует моти­вы, связанные с отталкиванием; цель здесь — избежать чего-либо неприятного. На ней базируется склонность избегать неприятных стимулов. BAS определяет степень, в какой люди реагируют на ожидаемое вознаграждение. BIS действует в ответ на возможное наказание, она препятствует дей­ствию. Люди с легковозбудимой В/5 будут испытывать беспокойство и страх перед определенной ситуацией из-за возможных отрицательных последствий. — Примеч. перев.

38 Глава 3. Радость и другие положительные эмоции

даться также отрицательные последствия сравнения следующих друг за другом событий. Например, одно из них — абсолютно положительное — снижает удовле­творение, получаемое от других, менее интенсивных. Влияние даже умеренно силь­ного приятного переживания способно продлиться целый день (Lewinsohn & Graf, 1973). Так, нами установлено, что воздействие энергичных занятий спортом ска­зывается и на следующий день (Argyle, 1996).

Кроме того, возможно расширить влияние позитивных (или негативных) собы­тий. Обнаружено, что мысли о приятных событиях и рассказ о них другим людям создают хорошее настроение (Argyle & Martin, 1991). Лэнгстон (Langston, 1994) показал, как люди извлекают выгоду из позитивных событий, делясь ими с други­ми, просто отмечая или думая о них, и это усиливает положительные эмоции и удовлетворенность жизнью.

Выражение положительных эмоций

Эмоции — это и их проявления: выражение лица, тон голоса и др. Данный аспект весьма важен наряду с обусловливающим эмоции физиологическим состоянием и тем, как люди их испытывают. Почему же требуется выразительный компонент?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.