КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е издание 24 страница
Терапия счастья 247 1 23456789 10 Недели Рис. 13.2. Влияние терапевтического тренинга. Источник. 1х(11еге1а1., 1980 Исследователи уделяют значительное внимание когнитивной терапии, применяемой для улучшения состояния людей, страдающих от депрессии. Разработанный Левинсоном и Готлибом (ЬешшзоЬп & СоШЪ, 1995) курс под названием «Преодоление депрессии» состоит из 12 занятий и продолжается 7 недель. Он включает некоторые когнитивные компоненты (в частности, постановку реалистичных целей и снижение уровня негативного мышления) наряду с уже упоминавшимися разновидностями позитивной деятельности. Фордис (Рогс1усе, 1977) разработал комплекс терапевтических методов для работы с людьми, не страдающими выраженными психическими нарушениями. Этот «пакет» получил название «Программа укрепления личного счастья» (Регзопа1 Нарртезз Епкапсетеп1 Рго§гат), которая состоит из 14 элементов, в том числе и нескольких когнитивных компонентов, среди них: • работа над обретением здоровой личности; • понижение ожиданий и притязаний; • развитие позитивного, оптимистического мышления; • понимание ценности счастья; • лучшая самоорганизация, умение планировать свою деятельность; • развитие «ориентации на настоящее»; • сокращение негативных эмоций; • снятие беспокойства. В ходе терапии (которая длится 6 недель) пациенты должны каждый день в определенное время работать над этими 14 элементами. Курс доказал свою высокую эффективность: из группы 338 студентов 69% ощутили себя более счастливыми, чем ранее; в группе взрослых людей (их оказалось на 226 человек больше) повышение уровня счастья отмечалось у 81% (Рогсгусе, 1983). Ряд исследователей поставил перед собой задачу — сравнить эффективность когнитивной и иных видов терапии при работе с пациентами, страдающими депрессией. Естественно, терапия эффективнее, чем отсутствие вмешательства; как правило, она еще и результативнее, чем контрольный метод плацебо (например, 248 Глава 13. Улучшение восприятия жизни применение лекарств, которые сами по себе никак не отражаются на состоянии человека). К тому же, когнитивная терапия более действенна, чем поведенческая. Что же касается лекарств и наркотических веществ, то их действие сравнимо с влиянием когнитивной терапии. Но в случае с пациентами, страдающими особенно сильной формой депрессии, химические препараты — наиболее подходящий для них метод лечения (КеЬт, 1995). Тренинг социальных навыков1 В главе 6 было показано, что хорошие взаимоотношения с людьми являются очень важным источником счастья. Особенно это относится к браку и иным видам близких взаимоотношений, общению с друзьями и коллегами по работе. Соответственно, трудности в формировании подобных взаимосвязей выступают мощным источником несчастья. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) утверждают: счастье экстравертов отчасти объясняется тем, что у них лучше развиты социальные навыки — их большей уверенностью в себе и готовностью к сотрудничеству. Исследователи установили, что для страдающих депрессией и другими психическими нарушениями характерна недостаточная развитость подобных навыков, — с такими людьми очень трудно общаться (НоШп & Тго\уег, 1986). Тренинг социальных навыков (5осга1 зкйЫ 1гттщ — 55Т) помогает лучше развить соответствующие навыки. Так, тренинг, рассчитанный на тех, кто не может обрести друзей, включает обучение невербальным способам коммуникации, навыкам вербального общения, развивает умение быть приятным в общении и способности лучше понимать социальные ситуации и отношения. Людям, имеющим друзей, но по-прежнему чувствующим себя одиноко, такой тренинг не менее полезен, потому что помогает их личности раскрыться. Терапия, нацеленная на улучшение супружеских отношений, основана на тренинге межличностного общения, развитии умения разрешать конфликты путем переговоров. Умения выстраивать гармоничные супружеские отношения разнообразны, и им можно научить (Аг§у1е, 1994). Тренинг социальных навыков широко применяется в работе со страдающими депрессией, хотя и не только с ними, причем он используется как сам по себе, так и в сочетании с другими методами (в терапевтических комплексах, о которых сказано выше). Он доказал значительную эффективность; его благотворное влияние продолжается и после прохождения самого курса — в течение 1-2 лет. Тренинг часто включается в более обширные терапевтические пакеты. Так, разработанный Левинсоном и Готлибом (Ье\утзоЬп & СоШЪ, 1995) курс «Преодоление депрессии» развивает: • разговорные навыки; • умение обретать друзей; • способность вести переговоры; • уверенность в себе; • навыки более четкой передачи мыслей. 1 В русскоязычной литературе наибольшее распространение получил термин «социально-психологический тренинг» (СПТ). — Примеч. ред. Терапия счастья 249 Эти компоненты составляют преимущественную долю всего «пакета», доказавшего свою высокую эффективность в лечении пациентов, страдающих от депрессии: выздоровление отмечалось у значительной части прошедших терапию даже через 2 года после ее окончания (Норз & Ье\ут§зоЬп, 1995). В других терапевтических программах основной акцент делается на навыках супружеского и семейного общения. Медицинские препараты Выше отмечалось, что лекарственные и наркотические вещества могут использоваться для снятия тревоги и депрессии; они способны вызывать позитивные эмоции, например возбуждение. Этот метод широко применяется для лечения пациентов, страдающих от депрессии и других психических нарушений. Вероятно, с его помощью станут счастливее и другие люди. Например, они употребляют алкоголь, благодаря чему им удается снять напряжение и тревогу. Правда, излишества, как известно, оказываются губительными. Для лечения пациентов, страдающих от депрессии, нередко применяют прозак. Его прописывают также и тем, кто не имеет подобных психических нарушений. Предполагается, что достаточно значительная доля «нормальных» людей все-таки испытывает влияние депрессии. Прозак стал особенно популярен в США после того, как в 1983 г. был введен в употребление. Об этом препарате много писали в журналах; отмечалось, что благодаря его использованию некоторые люди начинают чувствовать себя «более чем хорошо», «оживают». Такой интерес связан и со стремлением американцев никогда не терять надежды, с их оптимизмом, понимаемым как противоположность свойственным европейцам фатализму и пессимизму (Неагу, 1997). Действие прозака связано с тем, что он повышает концентрацию серотонина, а также эндорфинов и дофамина в определенных участках мозга. Проблема в том, что на некоторых людей данный препарат не оказывает вообще никакого воздействия или даже ухудшает их самочувствие, поэтому не менее 20% прекращают его принимать. У 54% возникают побочные эффекты (очень серьезные), а именно: • потеря сексуального влечения (25-35%); • тошнота (21%); • головные боли (20%); • бессонница (14%); • вялость (17%); • некоторые даже совершают самоубийство (около 3,5%); впрочем, подобное нередко среди тех, кто страдает от депрессии (р1еуе, 1994). Аналогичные приведенным выше данным сообщения о побочных эффектах получают широкую огласку благодаря средствам массовой информации, однако они оспариваются в судебном порядке производителями прозака. Стоит отметить, что все антидепрессанты обладают побочными эффектами — и прозак вызывает их в наименьшей степени. Кроме того, передозировка не приводит к смертельному исходу; не вызывает этот препарат и привыкания. 250 Глава 13. Улучшение восприятия жизни Прозак и другие антидепрессанты доказали свою эффективность в качестве метода лечения от депрессии: по результативности они сравнимы с когнитивной терапией. Наилучший же результат дает сочетание этих двух форм лечения. Гринберг и соавторы (СгеепЬег§ е! а1., 1994) проанализировали контрольные эксперименты, в которых прозак сравнивался с плацебо. Исследователи пришли к выводу, что степень воздействия препарата — 0,40. Следовательно, по сравнению с контрольной группой улучшения наблюдались у 2/3 пациентов. Однако употребление прозака обходится на 33% дороже, чем прохождение когнитивной и поведенческой терапии (Ашхтиссю еС а1., 1997). Кроме того, человек должен постоянно принимать этот препарат по одной таблетке в день — весьма продолжительное время. Да и депрессия может вернуться снова; такие люди, по сути дела, и не излечиваются по-настоящему Оатез, 1997). Таким образом, мы пришли к следующему выводу: прозак и другие антидепрес-санты, хотя они и помогают многим пациентам, нельзя рекомендовать в качестве средства, с помощью которого их мир окажется счастливее, — из-за побочных эффектов, неэффективного применения, которое отмечается нередко, а также цены. Выводы Лабораторные эксперименты по созданию настроения доказали, что позитивный эмоциональный настрой может быть вызван просмотром веселых фильмов, чтением забавных рассказов, прослушиванием музыки соответствующего характера и другими методами. Однако в любом случае этот позитивный эффект довольно краткосрочен. Более действенны занятия спортом, а также позитивные жизненные события, связанные, например, с социальными отношениями, трудом или досугом. В равной степени важны частота и сила подобных событий. Если человек регулярно переживает нечто позитивное, то становится счастливым; к тому же наблюдаются изменения личностных особенностей, улучшается психическое и физическое здоровье. «Терапия счастья» применяется в работе как со страдающими депрессией пациентами, так и с людьми, у которых не наблюдается выраженных психических нарушений. Она может строиться на увеличении количества позитивных жизненных событий. Когнитивная терапия успешно используется при работе с обеими указанными категориями, она специально разрабатывается для программ «укрепления счастья». Тренинг социальных навыков доказал свою эффективность как в качестве самостоятельного терапевтического курса, так и в комплексе с иными методами. Антидепрессанты (такие, как прозак) улучшают состояние более чем у половины пациентов, однако у многих употребляющих его людей возникают неблагоприятные побочные эффекты. Еще один (и вероятно наилучший) способ повысить уровень счастья — изменить стиль жизни, когда учитываются различные источники счастья, рассматриваемые в данной книге. Именно этому вопросу посвящена следующая глава. ГЛАВА 14 Влияние позитивного настроя и счастье Эксперименты по созданию настроения использовались, чтобы изучить воздействие счастья и позитивного эмоционального настроя на отдельные аспекты поведения, здоровья и т. д. С этой целью применялись и другие методы, например, изучалась роль позитивных жизненных событий. В главе 3 мы задавались вопросом о том, какова биологическая функция позитивных эмоций и счастья. Возможно, больший свет на это прольет рассмотрение человеческого поведения, реализуемого при таких условиях. Общительность В результате некоторых экспериментов по созданию настроения исследователи пришли к выводу, что если у испытуемых удается вызвать приподнятое настроение, они проявляют особую общительность. Каннингхем (Сипшп§Ьат, 1988) обнаружил: студенты, настроение которых улучшилось в ходе подобных экспериментов, проявляют больший интерес к занятиям и разновидностям досуга, имеющим социальный или просоциальный характер, требующим приложения напряженных усилий. К интимным же, необщественным или асоциальным занятиям они, напротив, интереса не проявляют. Студенты говорили, что счастливыми они ощущают себя, когда находятся в обществе любимых людей, друзей или просто счастливых людей, — впрочем, именно это и могло явиться причиной их счастья. Камман и Флетт (Кагатапп & Р1ег.г., 1983) выяснили, что счастливые люди особенно близки с окружающими, интересуются ими, чувствуют, что их любят, им доверяют; не испытывают одиночества. Счастливые люди не просто активнее общаются с другими, само их социальное взаимодействие «качественнее». Берри и Хансен (Веггу & Напзеп, 1996) попросили студентов (105 человек) в течение недели вести так называемый «дневник социальных событий». Респонденты, которые имели более высокий показатель положительных эмоций, чаще общались с другими людьми, уделяли социальному взаимодействию больше времени и получали от него более сильное удовольствие. Общение при этом связано было скорее с досугом, нежели с работой. В одном лабораторном исследовании ученые составляли из студенток пары. Девушки, показатели позитивных эмоций которых были выше, находили общение более приятным, доставляющим больше удовольствия и радости, раскрепощаю- 252 Глава 14. Влияние позитивного настроя и счастье щим; им больше нравились собеседницы; они выше оценивали качество общения. Их поведение оценивалось как открытое, сердечное, дружелюбное, сочувственное и великодушное. Другие исследования показывают, что пребывающие в хорошем настроении люди скорее вступают в сотрудничество: например, им удается так провести переговоры, что обе стороны получают максимальную выгоду, а это результат более гибкого поведения, более эффективного решения проблем и лучшего понимания ситуации (Рог^аз, 1998; 1зеп, 1987). Находясь в хорошем настроении, люди не предпринимают серьезных мер предосторожности. Например, они, не стесняясь, обращаются с просьбами. Напротив, те, кто пребывает в негативном эмоциональном состоянии, тщательно выстраивают, продумывают свои просьбы, да и произносят их уклончиво (Рог§аз, 1999). Если о чем-то просят их самих, люди в хорошем настроении чаще уступают, особенно если просьба выражена вежливо. Пары, которые выходят из кино после просмотра веселой картины (или после того, как посмотрели подобный фильм в лаборатории), оценивают свои отношения более позитивным образом и сильнее восхищаются друг другом, становятся откровеннее, чем пары, смотревшие печальный фильм (Рогйазег. а1., 1994). Вероятно, подобное обстоятельство вызвано тем, что люди в хорошем настроении быстрее поддаются сексуальному возбуждению (МйсЬеИ, 1998). В некоторых исследованиях было показано, что у счастливых людей окружающие вызывают большую симпатию. Тем же отвечают им и другие люди: с ними охотнее проводят время, подсаживаются к ним ближе, желают встретиться с ними снова. Совсем по-другому дело обстоит, например, с людьми, которые находятся в подавленном состоянии (Но\уез & Нокапзоп, 1979). Испытывающие счастье лучше ладят со своими детьми (например, матери чаще говорят, что довольны своими детьми-подростками). Вероятность вступления в брак выше именно для них. Ощущение счастья сказывается на социальном поведении следующим образом: когда у человека в жизни происходит много радостных событий, он становится более экстравертированным, что, в свою очередь, делает его счастливее. К такому выводу пришли Хиди и Веринг (Неайеу & \Уеапп§, 1992), проведя в Австралии лонгитюдное исследование. Отзывчивость и альтруизм Ряд экспериментов показал, что приподнятое настроение, вызванное в лабораторных условиях, подталкивает испытуемых совершать незначительные альтруистические поступки — например, помогать другим студентам или поднимать упавшие бумаги (1зеп, 1987). Однако создание позитивного эмоционального настроя побуждает к оказанию и более существенной помощи. О'Малли и Эндрюс (О'МаПеу & Апйгехуз, 1983) установили: среди тех, у кого вызвали хорошее настроение с помощью приятных воспоминаний, предложили сдать кровь 47% испытуемых, тогда как в контрольной группе таковых оказалось лишь 17%. Такие же закономерности свойственны детям. Изен и Левин (1зеп & Ьеут, 1972) обнаружили, что дети, которым позволили выиграть в боулинг, подавали бедным в три раза больше. Бауман и соавторы (Ваитапп еС а1., 1981) продемонстрировали: благодаря методам со- Производительность труда 253 здания настроения дети становятся щедрее по отношению к бедным сверстникам, но и себя при этом вознаграждают активнее, например конфетами. В солнечные дни официантки получают больше чаевых. Римлэнд (Клт1апс1,1982) провел исследование иного типа; обследовав выборку в 2000 человек, он доказал наличие сильной корреляции между уровнем счастья и бескорыстием. Было установлено, что счастливые люди больше интересуются окружающими, их больше волнуют социальные проблемы и меньше тревожат личные неурядицы или собственный внутренний мир. Иногда высказывается мнение, что мотивом политической деятельности является неудовлетворенность. В то же время избирательская активность тех, кто счастлив, весьма высока; они не участвуют в яростных выражениях протеста, но общественные организации пользуются среди них большой популярностью. Почему же позитивный эмоциональный настрой способствует альтруизму? Существует несколько вероятных причин. Может быть, счастливые люди понимают, что помощь другим доставляет удовольствие, и тем самым просто стремятся поддержать свое хорошее настроение. Изен и Симмондс (1зеп & 51ттопс1з, 1978) установили: человек не готов помогать другому, если ему сообщают, что это приведет к ухудшению его настроения (правда, в этом исследовании обращались к недостаточно активному методу создания настроения: испытуемые находили в телефонной будке монету в десять центов). Мануция и соавторы (Мапиаа е1 а1., 1984) обнаружили, что представления о подвижности (лабильности) эмоционального состояния определяют, сколь сильно плохое настроение отражается на отзывчивости индивида (относительно хорошего настроения подобных выводов получено не было). У людей, пребывающих в приподнятом настроении, окружающие вызывают большую симпатию. Тот, кто чувствует радость, возможно, стремится восстановить «баланс счастья» между собой и остальными людьми. Благодаря хорошему настроению человек вспоминает о приятных сторонах помощи окружающим (ВаСзоп, 1995). Производительность труда Как было показано в главе 7, между удовлетворенностью работой и скоростью выполнения рабочих заданий существует умеренная корреляция. Судя по всему, она обусловлена тем, что удовлетворенность работой отражается на трудовом поведении. В ряде исследований показано: счастливые люди работают эффективнее, что наблюдается, например, в деятельности космонавтов и на военно-морских учениях. Особенно это сказывается на «альтруизме» и «покладистости» работника. Удовлетворенность работой позитивно влияет и на снижение уровня текучести кадров, и, хотя и слабее, на сокращение числа прогулов. Не имеется никаких свидетельств, указывающих, что счастливым людям свойственна праздность, — вопреки положениям, которые можно было бы вывести из некоторых теорий. Напротив, пребывая в хорошем настроении, люди начинают проявлять особую общественную активность, стремятся завязать новые знакомства, хотят быть полезными другим и найти интересные занятия в свободное время. 254 Глава 14. Влияние позитивного настроя и счастье Отражается ли хорошее настроение на восприятии жизни? Ниже мы обратимся к следующим двум вопросам: как влияет на счастье позитивный эмоциональный настрой, искусственно созданный в лабораторных условиях, и каково воздействие происходящих в реальной жизни позитивных событий. В последнем случае позитивные эмоции сильнее, поэтому подобные события должны, по всей видимости, весомее отражаться на ощущении счастья. Однако исследования, посвященные этой теме, не позволяют сделать однозначные выводы, так как экспериментальный метод применяется редко и ученым приходится полагаться на не слишком надежные схемы. Отметим, правда, что проводились и лонгитюдные исследования, по достоверности сопоставимые с экспериментами. Прежде всего, следует отметить, что отличное настроение наделяет человека целым рядом позитивных свойств: оно позволяет смотреть на вещи с оптимизмом (например, положительно воспринимать окружающих), погружаться в приятные воспоминания и вообще иметь более жизнерадостное мировоззрение (УеепЬоуеп, 1988). Динер и соавторы (В1епет е1 а!., 1991) установили, что время, в течение которого индивиды испытывают положительные эмоции, коррелирует с ощущением счастья на уровне около 0,50, а корреляция последнего со средней интенсивностью эмоций, появляющихся у человека, когда он счастлив, составляет лишь 0,25. Если все-таки еще остаются сомнения в том, что позитивные жизненные события делают людей счастливыми, их развеют результаты упоминавшихся нами полевых экспериментов, в которых особым образом регулировалось количество подобных событий в жизни испытуемых. Таково, например, исследование Райха и Заутры (КекЬ & 2аи4га, 1981). Были проведены и другие аналогичные эксперименты: участники соглашались в течение определенного периода (на протяжении нескольких недель) серьезно заниматься физкультурой, скажем, регулярно бегать кросс, совершать легкие пробежки или плавать. Было установлено, что эти виды активности сильно влияют на ощущение счастья, равно как и на состояние физического и психического здоровья (см. главу 8). Другие ученые использовали лонгитюдные методы, изучая те позитивные события, которые происходят в реальной жизни испытуемых. Хиди и Веринг (Неас1еу & \Уеапп§, 1992) провели такое исследование, определяя каждые два года у 600 австралийцев уровень счастья и показатели других личностных свойств. Авторы пришли к выводу, что позитивные ситуации, которые складываются в общении с друзьями и в трудовой деятельности, способствуют повышению уровня субъективного благополучия, а также усиливают экстраверсию. Все эти исследования проводились с привлечением групп нормальных (здоровых) людей. Вместе с тем обнаружено, что такие события благотворно сказываются на мироощущении и психическом здоровье и тех, кто страдает депрессией. Об этом будет сказано ниже. Создание хорошего настроения влияет и на представление индивида о самом себе; люди, пребывая в позитивном эмоциональном состоянии, воспринимают себя позитивнее — особенно те аспекты своей личности, которые менее устойчивы или в которых они не слишком уверены (ЗесШайез, 1995). Способы мышления 255 Способы мышления Множество экспериментов по созданию настроения имели целью изучить, как настроение влияет на особенности мышления и способность людей решать проблемы. Полученные результаты весьма противоречивы. Дети, у которых предварительно вызывали позитивное эмоциональное состояние, быстрее складывают числа: так, в одном эксперименте продемонстрированная ими скорость вычисления была выше в полтора раза (Вгуап & Вгуап, 1991). В другом эксперименте Кларк и Изен (С1агк & 1зеп, 1982) выявили, что люди, чье настроение характеризуется как позитивное, классифицировали воображаемые машины, основываясь на данных 9 типов, за 11,1 минуты, а члены контрольной группы потратили на выполнение этого задания 19,6 минуты. Исследователи также установили, что испытуемые успешнее решали задачу по прикреплению свечи к стене, используя коробку канцелярских кнопок и коробок спичек. Решение состояло в следующем: использовать коробку с кнопками в качестве основы, приколов ее к стене. Это задание с успехом выполнили 75% из тех, кто просмотрел комедийный фильм, 13% из увидевших картину другого жанра и 13% из тех, кто вообще ничего не смотрел. Люди, пребывающие в хорошем настроении, эффективнее решают задания, требующие творческого подхода; они способны рассмотреть больше возможностей, включая и нестандартные варианты (Сгеепе & Ыоюе, 1988). Они демонстрируют также и более высокие показатели творческого мышления (Айатап & В1апеу, 1995). Вместе с тем данные других экспериментов свидетельствуют, что испытуемые, будучи в приподнятом настроении, выполняют задания хуже остальных. Так, с задачей на силлогизм они справились менее успешно, что, вероятно, обусловлено быстротой работы и меньшим числом составленных вспомогательных схем. Находившееся в прекрасном расположении духа респонденты за 10 минут в среднем набрали 3,24 очка за правильное решение, а члены контрольной группы — 5,56. Первые тратили на выполнение задания меньше времени и прикладывали меньше усилий (Мекоп, 1995). По всей видимости, люди, пребывающие в хорошем настроении, демонстрируют худшие результаты, когда существует более простой способ решения. В этом случае они используют стереотипные представления и непосредственно имеющуюся в их распоряжении информацию, менее вдумчивы и аналитичны (В1ез5 е<; а1., 1996; 1зеп, 1987). Однако Боденхаузен и его коллеги (ВойепЬаизеп е1 а1., 1994) утверждают: люди, отличающиеся позитивным эмоциональным настроем, прибегают к стереотипам не чаще обычного, если им сообщают, что эти представления сочтут проявлением их общественной позиции. Оценивая ту или иную социальную ситуацию, такие индивиды склонны скорее к «ошибкам фундаментальной атрибуции», т. е. пытаются приписать случившееся определенному человеку и в меньшей степени — самой ситуации; таким образом, они пользуются наиболее очевидным источником информации (Рог§аз, 1998). Столь явный недостаток усилий со стороны позитивно настроенных людей объясняется тем, что обычно они не должны решать никаких проблем и хотят, чтобы сохранилось существующее положение вещей. Шварц (ЗсЬшагх, 1990) отмечает, что «у них мало мотивов прилагать мыслительные усилия, если только этого не 256 Глава 14. Влияние позитивного настроя и счастье требуют текущие задачи». Предпринимать соответствующие шаги вынуждены именно несчастливые люди. Большая активность творческого мышления, которую демонстрируют люди в хорошем настроении, вызвана, очевидно, тем, что их когнитивная система находится в менее напряженном, состоянии, благодаря чему и появляются богатые, разнообразные ассоциации. Интенсивное индуктивное использование общих идей позволяет людям расширять «поле действия», выходя за рамки непосредственно данной информации (В1езз е1 а1., 1996). Главный аспект воздействия позитивного эмоционального настроя на мышление заключается в увеличении скорости мыслительных операций и усилении его творческой направленности. Вместе с тем люди начинают больше полагаться на стереотипы и непосредственно доступную им в данный момент информацию и в меньшей степени задействуют строгое логическое мышление. Физическое здоровье Многие исследователи обращаются к вопросу взаимосвязи между счастьем и различными показателями состояния здоровья. В своем исследовании Окун и соавторы (Окип е1 а1., 1984) установили, что усредненный коэффициент корреляции счастья с состоянием здоровья составляет 0,32. Взаимосвязь сильнее проявляется у женщин и у пожилых людей. Выше она и в том случае, если в качестве показателей состояния здоровья взяты субъективные оценки. Отрицательные эмоции имеют более сильную взаимосвязь с плохим здоровьем. Указанные взаимосвязи оказываются сильнее, когда исследователи основываются на самооценках или субъективном самочувствии индивидов, а не на мнении врачей и других, более объективных, критериях (Окип & Сеог§е, 1984). Обнаружено, что связь самооценки и состояния здоровья намного слабее, когда переменная неиротизма удерживается на неизменном уровне. Таким образом, можно утверждать, что отличающиеся повышенным уровнем неиротизма индивиды несчастливы и считают свое здоровье неудовлетворительным, или, другими словами, «самооценка здоровья заменяет собой характеристику как эмоционального, так и физического здоровья» (Окип & Сеог§е, 1984, р. 532-539). Ученые полагают, что люди, не осознающие себя счастливыми, обладают низким порогом болевых ощущений или симптомов недомогания. Им достаточно незначительного признака недуга, и они уже готовы считать себя «больными». Исследователи показали: если в данный момент у человека отмечается высокий уровень положительных эмоций, то и 3 месяца спустя он реже будут жаловаться на нездоровье (Вгеппег, 1973). В ряде работ установлена взаимосвязь между субъективным благополучием и фактическим состоянием физического здоровья, причем она сохраняется даже в том случае, когда такие переменные, как социальный статус и доход, удерживаются неизменными (ЕоЧуаЫз & Юеттаск, 1973). Но все-таки интересно: является ли счастье источником хорошего здоровья или, наоборот, здоровье — причина счастья? Лонгитюдные исследования доказывают, что вернее первый вывод. Викрама и соавторы (\Уюкгата е1 а1., 1995), обследовав 310 супружеских пар, отмечают: самооценка здоровья у мужей лучше всего определяется их удовлетворенностью работой (особенно если мужчина нацелен на профессио- Психическое здоровье 257 нальный успех), а вот состояние здоровья жен, по преимуществу, связано с «удовлетворенностью своей родительской ролью» (особенно если они занимались воспитанием детей). Попытки установить причинные отношения с помощью каузального моделирования показали, что в данном случае значимы оба направления. Следовательно, субъективное благополучие влияет на состояние здоровья (Ре1з1; ег. а1., 1995). В жизни и смерти нет ничего воображаемого или субъективного — это реальные факты. Ученые установили, что счастливые люди живут дольше. Диг и Зон-ненвельд (Эее§ & 2оппепуеЫ, 1989) обследовали группу голландцев из 3149 человек в возрасте 65 лет и старше (исследователи контролировали ряд демографических переменных). Ученые установили, что 70-летние мужчины живут в среднем на 20 месяцев дольше, если их уровень счастья на одно стандартное отклонение превышает средний. У женщин эта закономерность выражена слабее. Выше мы уже упоминали, что члены религиозных сообществ живут на несколько лет дольше, чем те, кто не принадлежит к подобным организациям. Аналогичный вывод касается и людей, регулярно занимающихся физкультурой, по сравнению с тем, кто ведет неспортивный образ жизни. Однако религия и спорт — факторы, влияющие как на ощущение счастья, так и на состояние здоровья; и выводы эти не говорят нам о прямой связи между ними.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |