Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е издание 24 страница




Терапия счастья 247

1 23456789 10 Недели

Рис. 13.2. Влияние терапевтического тренинга. Источник. 1х(11еге1а1., 1980

Исследователи уделяют значительное внимание когнитивной терапии, приме­няемой для улучшения состояния людей, страдающих от депрессии. Разработан­ный Левинсоном и Готлибом (ЬешшзоЬп & СоШЪ, 1995) курс под названием «Пре­одоление депрессии» состоит из 12 занятий и продолжается 7 недель. Он включа­ет некоторые когнитивные компоненты (в частности, постановку реалистичных целей и снижение уровня негативного мышления) наряду с уже упоминавшимися разновидностями позитивной деятельности.

Фордис (Рогс1усе, 1977) разработал комплекс терапевтических методов для ра­боты с людьми, не страдающими выраженными психическими нарушениями. Этот «пакет» получил название «Программа укрепления личного счастья» (Регзопа1 Нарртезз Епкапсетеп1 Рго§гат), которая состоит из 14 элементов, в том числе и нескольких когнитивных компонентов, среди них:

• работа над обретением здоровой личности;

• понижение ожиданий и притязаний;

• развитие позитивного, оптимистического мышления;

• понимание ценности счастья;

• лучшая самоорганизация, умение планировать свою деятельность;

• развитие «ориентации на настоящее»;

• сокращение негативных эмоций;

• снятие беспокойства.

В ходе терапии (которая длится 6 недель) пациенты должны каждый день в определенное время работать над этими 14 элементами. Курс доказал свою высо­кую эффективность: из группы 338 студентов 69% ощутили себя более счастливы­ми, чем ранее; в группе взрослых людей (их оказалось на 226 человек больше) по­вышение уровня счастья отмечалось у 81% (Рогсгусе, 1983).

Ряд исследователей поставил перед собой задачу — сравнить эффективность когнитивной и иных видов терапии при работе с пациентами, страдающими де­прессией. Естественно, терапия эффективнее, чем отсутствие вмешательства; как правило, она еще и результативнее, чем контрольный метод плацебо (например,

248 Глава 13. Улучшение восприятия жизни

применение лекарств, которые сами по себе никак не отражаются на состоянии человека). К тому же, когнитивная терапия более действенна, чем поведенческая. Что же касается лекарств и наркотических веществ, то их действие сравнимо с вли­янием когнитивной терапии. Но в случае с пациентами, страдающими особенно сильной формой депрессии, химические препараты — наиболее подходящий для них метод лечения (КеЬт, 1995).

Тренинг социальных навыков1

В главе 6 было показано, что хорошие взаимоотношения с людьми являются очень важным источником счастья. Особенно это относится к браку и иным видам близ­ких взаимоотношений, общению с друзьями и коллегами по работе. Соответствен­но, трудности в формировании подобных взаимосвязей выступают мощным источ­ником несчастья. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) утверждают: счастье экстравертов отчасти объясняется тем, что у них лучше развиты социальные навыки — их боль­шей уверенностью в себе и готовностью к сотрудничеству. Исследователи устано­вили, что для страдающих депрессией и другими психическими нарушениями ха­рактерна недостаточная развитость подобных навыков, — с такими людьми очень трудно общаться (НоШп & Тго\уег, 1986).

Тренинг социальных навыков (5осга1 зкйЫ 1гттщ — 55Т) помогает лучше раз­вить соответствующие навыки. Так, тренинг, рассчитанный на тех, кто не может обрести друзей, включает обучение невербальным способам коммуникации, навы­кам вербального общения, развивает умение быть приятным в общении и способ­ности лучше понимать социальные ситуации и отношения. Людям, имеющим дру­зей, но по-прежнему чувствующим себя одиноко, такой тренинг не менее полезен, потому что помогает их личности раскрыться. Терапия, нацеленная на улучшение супружеских отношений, основана на тренинге межличностного общения, разви­тии умения разрешать конфликты путем переговоров. Умения выстраивать гармо­ничные супружеские отношения разнообразны, и им можно научить (Аг§у1е, 1994).

Тренинг социальных навыков широко применяется в работе со страдающими депрессией, хотя и не только с ними, причем он используется как сам по себе, так и в сочетании с другими методами (в терапевтических комплексах, о которых сказа­но выше). Он доказал значительную эффективность; его благотворное влияние продолжается и после прохождения самого курса — в течение 1-2 лет. Тренинг часто включается в более обширные терапевтические пакеты. Так, разработанный Левинсоном и Готлибом (Ье\утзоЬп & СоШЪ, 1995) курс «Преодоление депрес­сии» развивает:

• разговорные навыки;

• умение обретать друзей;

• способность вести переговоры;

• уверенность в себе;

• навыки более четкой передачи мыслей.

1 В русскоязычной литературе наибольшее распространение получил термин «социально-психоло­гический тренинг» (СПТ). — Примеч. ред.

Терапия счастья 249

Эти компоненты составляют преимущественную долю всего «пакета», доказав­шего свою высокую эффективность в лечении пациентов, страдающих от депрес­сии: выздоровление отмечалось у значительной части прошедших терапию даже через 2 года после ее окончания (Норз & Ье\ут§зоЬп, 1995). В других терапевти­ческих программах основной акцент делается на навыках супружеского и семей­ного общения.

Медицинские препараты

Выше отмечалось, что лекарственные и наркотические вещества могут использо­ваться для снятия тревоги и депрессии; они способны вызывать позитивные эмо­ции, например возбуждение. Этот метод широко применяется для лечения паци­ентов, страдающих от депрессии и других психических нарушений. Вероятно, с его помощью станут счастливее и другие люди. Например, они употребляют алкоголь, благодаря чему им удается снять напряжение и тревогу. Правда, излишества, как известно, оказываются губительными.

Для лечения пациентов, страдающих от депрессии, нередко применяют прозак. Его прописывают также и тем, кто не имеет подобных психических нарушений. Предполагается, что достаточно значительная доля «нормальных» людей все-таки испытывает влияние депрессии. Прозак стал особенно популярен в США после того, как в 1983 г. был введен в употребление. Об этом препарате много писали в журналах; отмечалось, что благодаря его использованию некоторые люди начина­ют чувствовать себя «более чем хорошо», «оживают». Такой интерес связан и со стремлением американцев никогда не терять надежды, с их оптимизмом, понима­емым как противоположность свойственным европейцам фатализму и пессимиз­му (Неагу, 1997).

Действие прозака связано с тем, что он повышает концентрацию серотонина, а также эндорфинов и дофамина в определенных участках мозга. Проблема в том, что на некоторых людей данный препарат не оказывает вообще никакого воздей­ствия или даже ухудшает их самочувствие, поэтому не менее 20% прекращают его принимать. У 54% возникают побочные эффекты (очень серьезные), а именно:

• потеря сексуального влечения (25-35%);

• тошнота (21%);

• головные боли (20%);

• бессонница (14%);

• вялость (17%);

• некоторые даже совершают самоубийство (около 3,5%); впрочем, подобное нередко среди тех, кто страдает от депрессии (р1еуе, 1994).

Аналогичные приведенным выше данным сообщения о побочных эффектах получают широкую огласку благодаря средствам массовой информации, однако они оспариваются в судебном порядке производителями прозака. Стоит отметить, что все антидепрессанты обладают побочными эффектами — и прозак вызывает их в наименьшей степени. Кроме того, передозировка не приводит к смертельному исходу; не вызывает этот препарат и привыкания.

250 Глава 13. Улучшение восприятия жизни

Прозак и другие антидепрессанты доказали свою эффективность в качестве метода лечения от депрессии: по результативности они сравнимы с когнитивной терапией. Наилучший же результат дает сочетание этих двух форм лечения. Грин­берг и соавторы (СгеепЬег§ е! а1., 1994) проанализировали контрольные экспери­менты, в которых прозак сравнивался с плацебо. Исследователи пришли к выводу, что степень воздействия препарата — 0,40. Следовательно, по сравнению с конт­рольной группой улучшения наблюдались у 2/3 пациентов. Однако употребление прозака обходится на 33% дороже, чем прохождение когнитивной и поведенческой терапии (Ашхтиссю еС а1., 1997). Кроме того, человек должен постоянно принимать этот препарат по одной таблетке в день — весьма продолжительное время. Да и депрессия может вернуться снова; такие люди, по сути дела, и не излечиваются по-настоящему Оатез, 1997).

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: прозак и другие антидепрес-санты, хотя они и помогают многим пациентам, нельзя рекомендовать в качестве средства, с помощью которого их мир окажется счастливее, — из-за побочных эф­фектов, неэффективного применения, которое отмечается нередко, а также цены.

Выводы

Лабораторные эксперименты по созданию настроения доказали, что позитивный эмоциональный настрой может быть вызван просмотром веселых фильмов, чтени­ем забавных рассказов, прослушиванием музыки соответствующего характера и дру­гими методами. Однако в любом случае этот позитивный эффект довольно кратко­срочен. Более действенны занятия спортом, а также позитивные жизненные события, связанные, например, с социальными отношениями, трудом или досугом. В равной степени важны частота и сила подобных событий. Если человек регулярно пережи­вает нечто позитивное, то становится счастливым; к тому же наблюдаются измене­ния личностных особенностей, улучшается психическое и физическое здоровье.

«Терапия счастья» применяется в работе как со страдающими депрессией па­циентами, так и с людьми, у которых не наблюдается выраженных психических нарушений. Она может строиться на увеличении количества позитивных жизнен­ных событий. Когнитивная терапия успешно используется при работе с обеими указанными категориями, она специально разрабатывается для программ «укреп­ления счастья».

Тренинг социальных навыков доказал свою эффективность как в качестве са­мостоятельного терапевтического курса, так и в комплексе с иными методами.

Антидепрессанты (такие, как прозак) улучшают состояние более чем у полови­ны пациентов, однако у многих употребляющих его людей возникают неблагопри­ятные побочные эффекты.

Еще один (и вероятно наилучший) способ повысить уровень счастья — изме­нить стиль жизни, когда учитываются различные источники счастья, рассматри­ваемые в данной книге. Именно этому вопросу посвящена следующая глава.

ГЛАВА 14

Влияние позитивного настроя и счастье

Эксперименты по созданию настроения использовались, чтобы изучить воздей­ствие счастья и позитивного эмоционального настроя на отдельные аспекты по­ведения, здоровья и т. д. С этой целью применялись и другие методы, например, изучалась роль позитивных жизненных событий. В главе 3 мы задавались вопро­сом о том, какова биологическая функция позитивных эмоций и счастья. Возмож­но, больший свет на это прольет рассмотрение человеческого поведения, реализу­емого при таких условиях.

Общительность

В результате некоторых экспериментов по созданию настроения исследователи пришли к выводу, что если у испытуемых удается вызвать приподнятое настрое­ние, они проявляют особую общительность. Каннингхем (Сипшп§Ьат, 1988) об­наружил: студенты, настроение которых улучшилось в ходе подобных эксперимен­тов, проявляют больший интерес к занятиям и разновидностям досуга, имеющим социальный или просоциальный характер, требующим приложения напряженных усилий. К интимным же, необщественным или асоциальным занятиям они, напро­тив, интереса не проявляют. Студенты говорили, что счастливыми они ощущают себя, когда находятся в обществе любимых людей, друзей или просто счастливых людей, — впрочем, именно это и могло явиться причиной их счастья. Камман и Флетт (Кагатапп & Р1ег.г., 1983) выяснили, что счастливые люди особенно близки с окружающими, интересуются ими, чувствуют, что их любят, им доверяют; не ис­пытывают одиночества.

Счастливые люди не просто активнее общаются с другими, само их социальное взаимодействие «качественнее». Берри и Хансен (Веггу & Напзеп, 1996) попроси­ли студентов (105 человек) в течение недели вести так называемый «дневник со­циальных событий». Респонденты, которые имели более высокий показатель по­ложительных эмоций, чаще общались с другими людьми, уделяли социальному взаимодействию больше времени и получали от него более сильное удовольствие. Общение при этом связано было скорее с досугом, нежели с работой.

В одном лабораторном исследовании ученые составляли из студенток пары. Девушки, показатели позитивных эмоций которых были выше, находили общение более приятным, доставляющим больше удовольствия и радости, раскрепощаю-

252 Глава 14. Влияние позитивного настроя и счастье

щим; им больше нравились собеседницы; они выше оценивали качество общения. Их поведение оценивалось как открытое, сердечное, дружелюбное, сочувственное и великодушное. Другие исследования показывают, что пребывающие в хорошем настроении люди скорее вступают в сотрудничество: например, им удается так провести переговоры, что обе стороны получают максимальную выгоду, а это ре­зультат более гибкого поведения, более эффективного решения проблем и лучше­го понимания ситуации (Рог^аз, 1998; 1зеп, 1987).

Находясь в хорошем настроении, люди не предпринимают серьезных мер пред­осторожности. Например, они, не стесняясь, обращаются с просьбами. Напротив, те, кто пребывает в негативном эмоциональном состоянии, тщательно выстраива­ют, продумывают свои просьбы, да и произносят их уклончиво (Рог§аз, 1999). Если о чем-то просят их самих, люди в хорошем настроении чаще уступают, особенно если просьба выражена вежливо.

Пары, которые выходят из кино после просмотра веселой картины (или после того, как посмотрели подобный фильм в лаборатории), оценивают свои отношения более позитивным образом и сильнее восхищаются друг другом, становятся от­кровеннее, чем пары, смотревшие печальный фильм (Рогйазег. а1., 1994). Вероят­но, подобное обстоятельство вызвано тем, что люди в хорошем настроении быст­рее поддаются сексуальному возбуждению (МйсЬеИ, 1998).

В некоторых исследованиях было показано, что у счастливых людей окружаю­щие вызывают большую симпатию. Тем же отвечают им и другие люди: с ними охотнее проводят время, подсаживаются к ним ближе, желают встретиться с ними снова. Совсем по-другому дело обстоит, например, с людьми, которые находятся в подавленном состоянии (Но\уез & Нокапзоп, 1979). Испытывающие счастье луч­ше ладят со своими детьми (например, матери чаще говорят, что довольны своими детьми-подростками). Вероятность вступления в брак выше именно для них.

Ощущение счастья сказывается на социальном поведении следующим образом: когда у человека в жизни происходит много радостных событий, он становится более экстравертированным, что, в свою очередь, делает его счастливее. К такому выводу пришли Хиди и Веринг (Неайеу & \Уеапп§, 1992), проведя в Австралии лонгитюдное исследование.

Отзывчивость и альтруизм

Ряд экспериментов показал, что приподнятое настроение, вызванное в лаборатор­ных условиях, подталкивает испытуемых совершать незначительные альтруисти­ческие поступки — например, помогать другим студентам или поднимать упавшие бумаги (1зеп, 1987). Однако создание позитивного эмоционального настроя побуж­дает к оказанию и более существенной помощи. О'Малли и Эндрюс (О'МаПеу & Апйгехуз, 1983) установили: среди тех, у кого вызвали хорошее настроение с помо­щью приятных воспоминаний, предложили сдать кровь 47% испытуемых, тогда как в контрольной группе таковых оказалось лишь 17%. Такие же закономерности свойственны детям. Изен и Левин (1зеп & Ьеут, 1972) обнаружили, что дети, ко­торым позволили выиграть в боулинг, подавали бедным в три раза больше. Бау­ман и соавторы (Ваитапп еС а1., 1981) продемонстрировали: благодаря методам со-

Производительность труда 253

здания настроения дети становятся щедрее по отношению к бедным сверстникам, но и себя при этом вознаграждают активнее, например конфетами. В солнечные дни официантки получают больше чаевых. Римлэнд (Клт1апс1,1982) провел иссле­дование иного типа; обследовав выборку в 2000 человек, он доказал наличие силь­ной корреляции между уровнем счастья и бескорыстием.

Было установлено, что счастливые люди больше интересуются окружающими, их больше волнуют социальные проблемы и меньше тревожат личные неурядицы или собственный внутренний мир. Иногда высказывается мнение, что мотивом политической деятельности является неудовлетворенность. В то же время изби­рательская активность тех, кто счастлив, весьма высока; они не участвуют в ярост­ных выражениях протеста, но общественные организации пользуются среди них большой популярностью.

Почему же позитивный эмоциональный настрой способствует альтруизму? Существует несколько вероятных причин. Может быть, счастливые люди понима­ют, что помощь другим доставляет удовольствие, и тем самым просто стремятся поддержать свое хорошее настроение. Изен и Симмондс (1зеп & 51ттопс1з, 1978) установили: человек не готов помогать другому, если ему сообщают, что это при­ведет к ухудшению его настроения (правда, в этом исследовании обращались к не­достаточно активному методу создания настроения: испытуемые находили в те­лефонной будке монету в десять центов). Мануция и соавторы (Мапиаа е1 а1., 1984) обнаружили, что представления о подвижности (лабильности) эмоциональ­ного состояния определяют, сколь сильно плохое настроение отражается на отзыв­чивости индивида (относительно хорошего настроения подобных выводов полу­чено не было). У людей, пребывающих в приподнятом настроении, окружающие вызывают большую симпатию. Тот, кто чувствует радость, возможно, стремится восстановить «баланс счастья» между собой и остальными людьми. Благодаря хо­рошему настроению человек вспоминает о приятных сторонах помощи окружаю­щим (ВаСзоп, 1995).

Производительность труда

Как было показано в главе 7, между удовлетворенностью работой и скоростью выполнения рабочих заданий существует умеренная корреляция. Судя по всему, она обусловлена тем, что удовлетворенность работой отражается на трудовом по­ведении. В ряде исследований показано: счастливые люди работают эффективнее, что наблюдается, например, в деятельности космонавтов и на военно-морских уче­ниях. Особенно это сказывается на «альтруизме» и «покладистости» работника. Удовлетворенность работой позитивно влияет и на снижение уровня текучести кадров, и, хотя и слабее, на сокращение числа прогулов.

Не имеется никаких свидетельств, указывающих, что счастливым людям свой­ственна праздность, — вопреки положениям, которые можно было бы вывести из некоторых теорий. Напротив, пребывая в хорошем настроении, люди начинают проявлять особую общественную активность, стремятся завязать новые знаком­ства, хотят быть полезными другим и найти интересные занятия в свободное время.

254 Глава 14. Влияние позитивного настроя и счастье

Отражается ли хорошее настроение на восприятии жизни?

Ниже мы обратимся к следующим двум вопросам: как влияет на счастье позитив­ный эмоциональный настрой, искусственно созданный в лабораторных условиях, и каково воздействие происходящих в реальной жизни позитивных событий. В по­следнем случае позитивные эмоции сильнее, поэтому подобные события должны, по всей видимости, весомее отражаться на ощущении счастья. Однако исследова­ния, посвященные этой теме, не позволяют сделать однозначные выводы, так как экспериментальный метод применяется редко и ученым приходится полагаться на не слишком надежные схемы. Отметим, правда, что проводились и лонгитюдные исследования, по достоверности сопоставимые с экспериментами.

Прежде всего, следует отметить, что отличное настроение наделяет человека целым рядом позитивных свойств: оно позволяет смотреть на вещи с оптимизмом (например, положительно воспринимать окружающих), погружаться в приятные воспоминания и вообще иметь более жизнерадостное мировоззрение (УеепЬоуеп, 1988). Динер и соавторы (В1епет е1 а!., 1991) установили, что время, в течение ко­торого индивиды испытывают положительные эмоции, коррелирует с ощущени­ем счастья на уровне около 0,50, а корреляция последнего со средней интенсивно­стью эмоций, появляющихся у человека, когда он счастлив, составляет лишь 0,25. Если все-таки еще остаются сомнения в том, что позитивные жизненные события делают людей счастливыми, их развеют результаты упоминавшихся нами полевых экспериментов, в которых особым образом регулировалось количество подобных событий в жизни испытуемых. Таково, например, исследование Райха и Заутры (КекЬ & 2аи4га, 1981). Были проведены и другие аналогичные эксперименты: уча­стники соглашались в течение определенного периода (на протяжении нескольких недель) серьезно заниматься физкультурой, скажем, регулярно бегать кросс, совер­шать легкие пробежки или плавать. Было установлено, что эти виды активности сильно влияют на ощущение счастья, равно как и на состояние физического и пси­хического здоровья (см. главу 8).

Другие ученые использовали лонгитюдные методы, изучая те позитивные события, которые происходят в реальной жизни испытуемых. Хиди и Веринг (Неас1еу & \Уеапп§, 1992) провели такое исследование, определяя каждые два года у 600 австралийцев уровень счастья и показатели других личностных свойств. Ав­торы пришли к выводу, что позитивные ситуации, которые складываются в об­щении с друзьями и в трудовой деятельности, способствуют повышению уровня субъективного благополучия, а также усиливают экстраверсию. Все эти исследо­вания проводились с привлечением групп нормальных (здоровых) людей. Вмес­те с тем обнаружено, что такие события благотворно сказываются на мироощу­щении и психическом здоровье и тех, кто страдает депрессией. Об этом будет сказано ниже.

Создание хорошего настроения влияет и на представление индивида о самом себе; люди, пребывая в позитивном эмоциональном состоянии, воспринимают себя позитивнее — особенно те аспекты своей личности, которые менее устойчивы или в которых они не слишком уверены (ЗесШайез, 1995).

Способы мышления 255

Способы мышления

Множество экспериментов по созданию настроения имели целью изучить, как на­строение влияет на особенности мышления и способность людей решать пробле­мы. Полученные результаты весьма противоречивы. Дети, у которых предвари­тельно вызывали позитивное эмоциональное состояние, быстрее складывают чис­ла: так, в одном эксперименте продемонстрированная ими скорость вычисления была выше в полтора раза (Вгуап & Вгуап, 1991). В другом эксперименте Кларк и Изен (С1агк & 1зеп, 1982) выявили, что люди, чье настроение характеризуется как позитивное, классифицировали воображаемые машины, основываясь на данных 9 типов, за 11,1 минуты, а члены контрольной группы потратили на выполнение этого задания 19,6 минуты. Исследователи также установили, что испытуемые успешнее решали задачу по прикреплению свечи к стене, используя коробку кан­целярских кнопок и коробок спичек. Решение состояло в следующем: использовать коробку с кнопками в качестве основы, приколов ее к стене. Это задание с успехом выполнили 75% из тех, кто просмотрел комедийный фильм, 13% из увидевших картину другого жанра и 13% из тех, кто вообще ничего не смотрел. Люди, пребы­вающие в хорошем настроении, эффективнее решают задания, требующие творче­ского подхода; они способны рассмотреть больше возможностей, включая и нестан­дартные варианты (Сгеепе & Ыоюе, 1988). Они демонстрируют также и более вы­сокие показатели творческого мышления (Айатап & В1апеу, 1995).

Вместе с тем данные других экспериментов свидетельствуют, что испытуемые, будучи в приподнятом настроении, выполняют задания хуже остальных. Так, с за­дачей на силлогизм они справились менее успешно, что, вероятно, обусловлено быстротой работы и меньшим числом составленных вспомогательных схем. Нахо­дившееся в прекрасном расположении духа респонденты за 10 минут в среднем набрали 3,24 очка за правильное решение, а члены контрольной группы — 5,56. Первые тратили на выполнение задания меньше времени и прикладывали меньше усилий (Мекоп, 1995).

По всей видимости, люди, пребывающие в хорошем настроении, демонстриру­ют худшие результаты, когда существует более простой способ решения. В этом случае они используют стереотипные представления и непосредственно имеющу­юся в их распоряжении информацию, менее вдумчивы и аналитичны (В1ез5 е<; а1., 1996; 1зеп, 1987). Однако Боденхаузен и его коллеги (ВойепЬаизеп е1 а1., 1994) утверждают: люди, отличающиеся позитивным эмоциональным настроем, прибе­гают к стереотипам не чаще обычного, если им сообщают, что эти представления сочтут проявлением их общественной позиции. Оценивая ту или иную социальную ситуацию, такие индивиды склонны скорее к «ошибкам фундаментальной атрибу­ции», т. е. пытаются приписать случившееся определенному человеку и в меньшей степени — самой ситуации; таким образом, они пользуются наиболее очевидным источником информации (Рог§аз, 1998).

Столь явный недостаток усилий со стороны позитивно настроенных людей объясняется тем, что обычно они не должны решать никаких проблем и хотят, что­бы сохранилось существующее положение вещей. Шварц (ЗсЬшагх, 1990) отмеча­ет, что «у них мало мотивов прилагать мыслительные усилия, если только этого не

256 Глава 14. Влияние позитивного настроя и счастье

требуют текущие задачи». Предпринимать соответствующие шаги вынуждены именно несчастливые люди. Большая активность творческого мышления, которую демонстрируют люди в хорошем настроении, вызвана, очевидно, тем, что их ког­нитивная система находится в менее напряженном, состоянии, благодаря чему и появляются богатые, разнообразные ассоциации. Интенсивное индуктивное ис­пользование общих идей позволяет людям расширять «поле действия», выходя за рамки непосредственно данной информации (В1езз е1 а1., 1996).

Главный аспект воздействия позитивного эмоционального настроя на мышле­ние заключается в увеличении скорости мыслительных операций и усилении его творческой направленности. Вместе с тем люди начинают больше полагаться на стереотипы и непосредственно доступную им в данный момент информацию и в меньшей степени задействуют строгое логическое мышление.

Физическое здоровье

Многие исследователи обращаются к вопросу взаимосвязи между счастьем и раз­личными показателями состояния здоровья. В своем исследовании Окун и соав­торы (Окип е1 а1., 1984) установили, что усредненный коэффициент корреляции счастья с состоянием здоровья составляет 0,32. Взаимосвязь сильнее проявляется у женщин и у пожилых людей. Выше она и в том случае, если в качестве показате­лей состояния здоровья взяты субъективные оценки. Отрицательные эмоции име­ют более сильную взаимосвязь с плохим здоровьем.

Указанные взаимосвязи оказываются сильнее, когда исследователи основыва­ются на самооценках или субъективном самочувствии индивидов, а не на мнении врачей и других, более объективных, критериях (Окип & Сеог§е, 1984). Обнару­жено, что связь самооценки и состояния здоровья намного слабее, когда перемен­ная неиротизма удерживается на неизменном уровне. Таким образом, можно утверж­дать, что отличающиеся повышенным уровнем неиротизма индивиды несчастливы и считают свое здоровье неудовлетворительным, или, другими словами, «само­оценка здоровья заменяет собой характеристику как эмоционального, так и физи­ческого здоровья» (Окип & Сеог§е, 1984, р. 532-539).

Ученые полагают, что люди, не осознающие себя счастливыми, обладают низ­ким порогом болевых ощущений или симптомов недомогания. Им достаточно не­значительного признака недуга, и они уже готовы считать себя «больными». Ис­следователи показали: если в данный момент у человека отмечается высокий уро­вень положительных эмоций, то и 3 месяца спустя он реже будут жаловаться на нездоровье (Вгеппег, 1973). В ряде работ установлена взаимосвязь между субъек­тивным благополучием и фактическим состоянием физического здоровья, причем она сохраняется даже в том случае, когда такие переменные, как социальный ста­тус и доход, удерживаются неизменными (ЕоЧуаЫз & Юеттаск, 1973).

Но все-таки интересно: является ли счастье источником хорошего здоровья или, наоборот, здоровье — причина счастья? Лонгитюдные исследования доказывают, что вернее первый вывод. Викрама и соавторы (\Уюкгата е1 а1., 1995), обследовав 310 су­пружеских пар, отмечают: самооценка здоровья у мужей лучше всего определяется их удовлетворенностью работой (особенно если мужчина нацелен на профессио-

Психическое здоровье 257

нальный успех), а вот состояние здоровья жен, по преимуществу, связано с «удов­летворенностью своей родительской ролью» (особенно если они занимались воспи­танием детей). Попытки установить причинные отношения с помощью каузального моделирования показали, что в данном случае значимы оба направления. Следова­тельно, субъективное благополучие влияет на состояние здоровья (Ре1з1; ег. а1., 1995).

В жизни и смерти нет ничего воображаемого или субъективного — это реаль­ные факты. Ученые установили, что счастливые люди живут дольше. Диг и Зон-ненвельд (Эее§ & 2оппепуеЫ, 1989) обследовали группу голландцев из 3149 чело­век в возрасте 65 лет и старше (исследователи контролировали ряд демографиче­ских переменных). Ученые установили, что 70-летние мужчины живут в среднем на 20 месяцев дольше, если их уровень счастья на одно стандартное отклонение превышает средний. У женщин эта закономерность выражена слабее. Выше мы уже упоминали, что члены религиозных сообществ живут на несколько лет дольше, чем те, кто не принадлежит к подобным организациям. Аналогичный вывод касается и людей, регулярно занимающихся физкультурой, по сравнению с тем, кто ведет неспортивный образ жизни. Однако религия и спорт — факторы, влияющие как на ощущение счастья, так и на состояние здоровья; и выводы эти не говорят нам о прямой связи между ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.