КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е издание 20 страница
В лучшую жизнь верит очень много людей. Согласно одному из опросов, 100% людей старше 90 лет верят в рай. Ученые выяснили: неколебимые религиозные адепты, оказавшиеся в преклонном возрасте, мечтают о смерти; они говорят, что после нее «будет чудесно» (Зтепзоп, 1961). Чувство вины Основой христианского образа жизни является идея спасения от грехов. Если чувство вины рассматривать как субъективную оценку греховности, оно означает и освобождение от такого чувства. Среди протестантов строгие ревнители веры придают 206 Глава 11. Религия особое значение избавлению от грехов и перерождению. Удается ли им более не ощущать вины? Полученные исследователями результаты приводят в замешательство. С одной стороны, у таких верующих чувство вины очень сильное; они также пережили больше жизненных травм — например, подверглись суровому наказанию или жестокому обращению в детстве (5г.го21ег, 1994). Кроме того, к переживанию своей виновности людей понуждают при обращении в веру. Верующие испытывают ужас от самой мысли о возможности оказаться в аду. Вместе с тем для неукоснительных религиозных последователей характерны выраженный оптимизм и высокий уровень других показателей благополучия, что, по-видимому, связано с твердостью убеждений (5еШ & 5еН§тап, 1993). После свойственного рассматриваемой группе верующих внезапного обращения в веру новые адепты действительно чувствуют себя намного лучше и полагают, что все их проблемы оставлены в прошлом. Депривация Фрейд и Маркс придерживались той точки зрения, что религия — своего рода проективная реакция на лишения, которые человек претерпевает в жизни. Создано несколько вариантов данной трактовки. Немало результатов, полученных в исследованиях по психологии религиозного опыта, согласуются с подобным представлением. Религиозной активностью отличаются прежде всего бедные, необразованные люди, представители этнических меньшинств, а также не состоящие в браке, престарелые, больные, голодающие и угнетенные (Век-На11аппи & Аг§у1е, 1997). Тысячелетние религиозные движения, которые предсказывают конец света, находят массу сторонников из числа жителей развивающихся стран, страдающих от голода и лишений. Подчас формой спасения становится избавление от колониального угнетения. Разумеется, это не доказывает, что религия спасает людей от всех этих невзгод, однако она способна изменить отношение человека к миру — научить терпимости. Основное возражение, высказываемое относительно описанной теории, заключается в том, что существует множество процветающих людей, которые не испытывают никаких лишений, но они религиозны. Кроме того, выделяемые группы во многом повторяются; вычленение их необходимо осуществлять на основе их религиозности. Так, например, в некоторых исследованиях более сильная вера женщин объясняется их принадлежностью к группе, которая подвержена депривации. Стресс Религиозность может устранить пагубное воздействие стресса. Особенно это касается не поддающихся контролю жизненных событий, с которыми человек не может совладать. Мак-Интош с коллегами (Мс1пг.озЬ еЬ а1., 1993) обследовали 124 человека, у которых умерли дети. Люди, регулярно посещавшие церковь, имели мощную социальную поддержку и говорили, что их горе не бессмысленно. Если человек мыслит религиозно, через 18 месяцев после несчастья он не испытывает уже столь сильной боли. Исследователи обнаружили: хотя тяжелая утрата приводит к сильной депрессии (особенно у мужчин), она легче переживается вдовцами, которые принадле- Выводы 207 жат к какому-либо церковному братству, ходят в храм (51е§е1 & КепсЫ1, 1990). Иногда даже отмечается «вызванное горем личностное совершенствование», когда горечь утраты требует позитивно переосмыслить события, смириться, найти эмоциональную поддержку со стороны других людей, в религиозном опыте преодолеть несчастье. Это совершенствование личности, вызванное переживанием стресса, чаще отмечается у людей, вера которых крепка (Рагк ег. а1., 1996). Копинг — это образ мысли и стратегии поведения, которые позволяют снизить уровень переживаемого стресса, а религиозный копинг — использование религиозных мыслей и способов поведения для аналогичных целей. Было рассмотрено 130 различных работ, в которых затрагивались аспекты религиозного копинга, и установлено: в 34% сообщается о достижении положительных результатов (Раг-§атеп1;, 1997). Наиболее действенные формы религиозного копинга таковы: ощущение, что Бог помогает и направляет; «сопричастность» (Бог становится для человека Тем, кто подсказывает принятие решений); «благожелательная перестройка» (негативные события видятся в позитивном свете, воспринимаются как воля Господа); стремление найти поддержку со стороны духовенства или церковного сообщества. Выводы Религиозный опыт положительно влияет на субъективное благополучие, особен-» но — экзистенциальное. Воздействует он и на ощущение счастья в целом, состояние психического и физического здоровья (причем на последнее более сильно). Это происходит во многом потому, что оказывается мощная социальная поддержка со стороны религиозного сообщества, предоставляющего эмоциональную и практическую помощь. Твердость убеждений, «экзистенциальная уверенность» — другой аспект, сказывающийся не только на вере в жизнь после смерти, но и наделяющий человека ощущением смысла жизни и цели существования. Отношение к Богу, рождающееся во время молитвы и в религиозных переживаниях, становится для верующего мощной поддержкой. Благотворная роль религиозного опыта в укреплении физического здоровья и снижении показателей смертности обусловлена еще одним фактором — тем, что верующие ведут более здоровый образ жизни. У этих людей, как и у посещающих службы для исцеления, отмечается лучшее самочувствие. Укреплению психического здоровья способствуют различные способы копинга, способствующие обусловленному стрессовой ситуацией личностному росту. Богослужения порождают сильные положительные эмоции — верующие слушают музыку и внемлют божественным текстам, разделяя друг с другом общий трепетный настрой. Церковные обряды вызывают просоциальные чувства и ощущение единения со всеми окружающими людьми. В этом — одно из проявлений социального аспекта религиозного опыта. Особенно мощное позитивное влияние он оказывает на благополучие людей, которые наиболее полно ему отдаются, а также пожилых и неукоснительных ревнителей веры. ГЛАВА 12 Национальные различия в ощущении счастья Интернациональные социальные исследования показывают заметные различия среднестатистических показателей счастья и удовлетворенности у жителей разных стран. Подлинность выявленной дифференциации подтверждается, в частности, тем, с какими переменными коррелирует ощущение счастья, которые, вероятно, могут оказаться его причинами, например средний доход, индивидуализм и социальное равенство. Результаты подобных исследований имеют огромную практическую значимость, поскольку подсказывают, как можно сделать счастливее целые страны. Мы коснемся и другого возможного объяснения указанных различий: речь идет о существовании неодинаковых социальных норм относительно открытого выражения счастья, которые влияют на ответы респондентов. Обратимся и к объективным показателям национального благополучия. Кроме того, уточним этнические различия в рамках отдельных стран, а также показатели субъективного благополучия в некоторых государствах. Наконец, мы зададимся вопросом о том, менялся ли уровень человеческого счастья в ходе истории. Интернациональные исследования счастья Хорошим примером является исследование счастья в рамках проекта «Всемирное исследование ценностей» (1994), проведенное в 41 стране. Удовлетворенность жизнью измерялась по 10-балльной шкале с помощью одного вопроса. Положительные и отрицательные эмоции оценивались по ответам на 5 вопросов. «Гедонистический баланс» рассчитывался как разница между положительными {розШье а//ес() и отрицательными эмоциями {пе&айье а//ес(). В каждой стране было опрошено около 1000 человек (табл. 12.1). Нетрудно заметить, что разброс в показателях удовлетворенности жизнью достаточно большой: от 5,03 в Болгарии до 8,39 в Швейцарии. Наибольшее значение показателя позитивных эмоций отмечено в Швеции (3,63), а самое низкое — в Японии (1,12). Ниже всего показатель негативных эмоций — в Швейцарии (0,24), самый высокий — в Турции (2,50). Трудно определить какую-либо последовательность в распределении стран по различным критериям. Так, в Швейцарии — наивысшая удовлетворенность жизнью, но довольно низкое значение показателя положительных эмоций; в Турции и Нигерии значения последних высоки, а вот степень удовлетворенности низкая. Интернациональные исследования счастья 209 Оценки субъективного благополучия в разных странах Таблица 12.1 Страна Удовлетворенность Гедонистический Положительные Отрицательные жизнью баланс эмоции эмоции
210 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья Окончание табл. 12.1 Страна Удовлетворенность Гедонистический Положительные Отрицательные жизнью баланс эмоции эмоции
Источник: У/оМ Уа1иез 5(;ис!у Сгоир, 1994. Примечание: Для получения более надежных выборок по разным странам полученные первоначальные оценки уточнялись (данные, содержащие явные ошибки, были отброшены и при анализе не учитывались). Агентство исследований рынков и общественного мнения (Магке(Оржоп апй КезеагсН 1п(егпа1юпа1 — МОКГ) провело обследование в 54 странах. Счастье оценивалось по ответам респондентов на один заданный вопрос (\Уогсе51ег, 1998). В итоге получился ранжированный список стран, и он оказался схож с указанным выше (табл. 12.1). Страны, где уровень счастья самый высокий, — Исландия, Швеция, Нидерланды, Дания, Австралия, Ирландия и Швейцария. Самый низкий уровень счастья был выявлен в Болгарии и республиках бывшего СССР. Великобритания в этом исследовании на 9-м месте среди 54 стран (по итогам Всемирного обследования ценностей, она занимает 14-е место из 41 по удовлетворенности жизнью и 11-е — по положительным эмоциям). Ежегодные обзоры проводились «Евробарометром» в странах Европы. Результаты, которые были получены за период с 1974 по 1983 г., характеризующие число совершенно довольных жизнью и счастливых людей, показаны на рис. 12.1. Можно заметить, что жители Голландии и Дании считали себя гораздо более счастливыми и удовлетворенными жизнью, чем население Италии, Франции и Германии. За указанный период существенное падение удовлетворенности наблюдалось в Бельгии: там отмечался экономический спад. Великобритания находится чуть ниже среднего уровня: 25% ее жителей считали себя очень счастливыми, 35% были весьма довольны жизнью. Рассмотренные нами данные отличаются от аналогичных результатов других исследований: они показывают существенный разрыв между странами. Однако некоторые выводы интернациональных исследований удивляют. Почему исландцы столь счастливы? Почему скандинавские страны всегда на первых местах по уровню счастья и удовлетворенности, а Италия, Франция и Германия остаются далеко позади? Обследование «Евробарометра» показало: 45% голландцев считают себя совершенно счастливыми, однако среди итальянцев таковых лишь 5%; 55% датчан очень довольны своей жизнью в целом, а среди итальянцев и французов таковых лишь 10 и 15% соответственно. Поверить в эти цифры трудно; они дают веский повод сомневаться в их валидности. В других областях психологии не принято измерять какой-либо показатель, используя всего один, заданный напрямую вопрос. Обычно используются непрямые вопросы, чтобы респонденты не знали, какой ответ является «правильным»; к тому же привлекается несколько вопросов, которые формируют единый фактор, Интернациональные исследования счастья 211 и ответы тогда касаются разных проявлений общего оцениваемого свойства. Например, мы не стали бы исследовать расовые предрассудки, заручившись ответами на единственный вопрос: «Вы ненавидите чернокожих?» а б Рис.12.1. Доля (в %) «очень довольных» жизнью (а) и «совершенно счастливых» (б) Источник. 1пд1е(1аП & ВаЫег, 1986 Существует психологический инструментарий, состоящий из множества вопросов, причем счастье среди них даже не упоминается, и тем не менее показатели по этому опроснику достаточно сильно коррелируют с ощущением счастья. Это Личностный опросник Айзенка (Еувепск, 1976), задействованный в обследованиях студенческих выборок из разных стран. Некоторые результаты такой работы представлены в табл. 12.4. Так, нейротизм тесно связан с тревожностью и может рассматриваться как показатель отрицательных эмоций. Экстраверсия коррелирует со счастьем и соответственно может выступать его показателем. Более того, эти шкалы состоят из множества вопросов, среди которых нет вопроса непосредственно о счастье, поэтому их следует считать хорошими косвенными методами его измерения. Благодаря этому ответы, по-видимому, менее подвержены искажениям, связанным с самовыражением или с бытующими в данной культуре нормами, касающимися особенностям выражения счастья. Экстраверсия сильно выражена у жителей США и несколько меньше — у населения Австралии, Канады, а также Великобритании и других европейских стран. Однако в Нигерии, Индии и Израиле ее уровень еще выше. У жителей Китая она, напротив, проявляется весьма незначительно, что подтверждается многими исследованиями. Уровень нейротизма высок во всех индустриально развитых странах, правда, несколько ниже в Германии и Канаде (еще ниже в Израиле и Нигерии). Этим цифрам 212 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья можно было бы доверять, если бы они соответствовали эмпирически наблюдаемым закономерностям. Линн (Ьупп, 1981) произвел проверку нескольких теорий, поясняющих, почему особенности личности вызваны национальными различиями (источники несхожести искались среди социальных переменных). Он установил, что уровень нейротизма (который мы рассматриваем как показатель отрицательных эмоций) наиболее высок во всех арабских странах Ближнего Востока. Ученый приписывает это стремительным социальным изменениям и ломке традиционного образа жизни. Ней-ротизм оказался также достаточно сильным во всех странах Латинской Америки (за исключением Бразилии), что Линн объясняет политическими конфликтами и революциями. Кроме того, он обнаружил, что в странах, потерпевших поражение во Второй мировой войне, повышенный уровень нейротизма наблюдался вплоть до 1965 г., затем показатель вновь нормализовался (рис. 12.2). Экстраверсия, рассматриваемая нами в качестве меры счастья, оказалась на высоком уровне в США, Австралии и Канаде, что Линн объясняет процессом отбора (экстраверты склонны к эмиграции), а также тем, что она сильнее выражена у жителей самых богатых стран. 1935 1950 1955 1960 1965 1970 Рис. 12.2. Подъем и спад уровня нейротизма в странах, потерпевших поражение во Второй мировой войне. Источник: Ьупп, 1981 Показатели эмиграции могут послужить характеристикой поведения, которая не зависит от субъективных самоотчетов, — мерой относительного счастья жителей разных стран (основанной на предположении, что людям известно, в каких странах живут самые счастливые люди). Правда, эмигранты переезжают в другое место еще и потому, что там их не будут преследовать и они найдут работу. Доход и благосостояние Исследования показывают корреляцию дохода со средним уровнем удовлетворенности. О подобных работах сказано в главе 9: средняя степень удовлетворенности нации связана со средним доходом на уровне 0,70, что намного выше тех коэффициентов корреляции, которые были установлены исследованиями, проведенными в рамках отдельных стран. Доход и благосостояние 213 Причина такой разницы в воздействии дохода на удовлетворенность жизнью заключается в том, что, когда в расчет принимается лишь одна страна, преобладающую роль играют индивидуальные различия (например, особенности личности). Вместе с тем различия между странами обусловлены, в частности, неодинаковой обеспеченностью общественными благами — такими, как здравоохранение, образование и организация досуга. Динер и соавторы (В1епеге1 а1., 1995) проанализировали данные по 41 стране, которые были охвачены Всемирным исследованием ценностей. Оказалось, что средняя покупательная способность коррелирует с удовлетворенностью жизнью на уровне 0,69, с положительными и отрицательными эмоциями — 0,29 и -0,41 соответственно. В богатых странах (Швейцарии, Канаде и США) степень удовлетворенности жизнью очень высока, а в бедных (Болгарии, России, Китае и др.) — низкая. В некоторых работах установлено, что при доходе выше среднего он не влияет на меру удовлетворенности, хотя другие исследователи не обнаруживают подобного выравнивания. Как мы уже говорили, доход позволяет предсказывать меру удовлетворенности жизнью, что объясняется возможностями реализовать базовые потребности (в пище, крове, одежде и т. п.). Вместе с тем эта мера увеличивается с ростом доходов, даже если отмеченные потребности уже удовлетворены. Динер (О1епег, 1995) объединил 14 объективных индикаторов, характеризующих разные аспекты благополучия. Как видно из рис. 12.3, если растет доход, то увеличивается и значение обобщающего показателя, однако такой эффект наблюдается, лишь пока среднедушевой доход не превысит $3000 (в американских ценах 1981 г.), после чего показатель благополучия выравнивается. В этот обобщенный индекс включено намного больше составляющих, чем удовлетворение лишь материальных потребностей; следовательно, деньги играют и иную роль, но когда уровень получаемого дохода относительно невысок. Эти результаты аналогичны тем выводам, что касаются взаимосвязи, обнаруженной между величиной индивидуального дохода и ощущением счастья в рамках отдельных стран. 20 40 60 80 100 120 Покупательная способность (для США принята за 100) Рис.12.3. Доход и базовые переменные жизни. Источник О|епег, 1995 214 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья Большое количество денег означает наличие других благ — таких, как здравоохранение, образование и благоприятные возможности для проведения всевозможных видов досуга. Э. Динер и М. Динер (О1епег & О1епег, 1995) также обнаружили, что в богатых странах люди живут дольше, а показатели детской смертности и уровня преступности ниже, вода чище и запасов пищи больше. Однако с ростом покупательной способности уровень субъективного благополучия, как отмечается в данном исследовании, не выравнивается, а линейно растет. Авторы установили: среднедушевой ВНП и средняя покупательная способнрсть отчасти коррелируют с удовлетворенностью даже в том случае, когда переменная «удовлетворение базовых потребностей» удерживается на неизменном уровне. Может быть, нам удастся выяснить, какого рода остальные потребности. С удовлетворенностью жизнью соотносятся и некоторые другие характеристики стран: например, индивидуализм, соблюдение прав человека и равенство доходов. Однако все они связаны с уровнем национального дохода: в более богатых странах их значения выше. Но какова же фундаментальная причина удовлетворенности жизнью, свойственная конкретной нации? Не все люди и не во всех странах придают деньгам большое значение. Линн и Мартин (Ьупп & МагСш, 1995) установили, что для бедных стран характерна весьма агрессивная конкуренция. Авторы пришли к выводу, что там деньги ценятся выше, чем в богатых государствах. Оиши и соавторы (О15Ы ег. а1., 1999) обнаружили: удовлетворенность финансовым положением сильнее коррелирует с удовлетворенностью жизнью в бедных странах, а в богатых наиболее сильным фактором субъективного благополучия выступает удовлетворенность своим семейным укладом. Инглхарт (1п§1еЬаг1,1971) предположил, что в государствах с высоким уровнем благосостояния нематериальные цели представляют для людей ценность, не меньшую, а то и большую, чем материальные. Среди подобных устремлений: желание жить в дружески настроенном и менее обезличенном обществе, которое уважает идеи, а не деньги, обеспечивает свободу слова, широкое участие людей в принятии решений, занимается вопросами охраны окружающей среды и качеством жизни населения. Исследователи пришли к заключению, что молодые люди, а также принадлежащие к среднему классу профессионалы придают подобным целям большее значение, чем экономическому росту, надежной обороне или поддержанию порядка (1п§1еЬагг., 1971). Вскоре мы увидим, что некоторые из этих переменных предсказывают, согласно полученным данным, степень счастья нации в целом. Однако не стоит недооценивать интерес к деньгам и материальным благам, свойственный представителям богатых обществ. Вместе с тем удовлетворение индивидуальных потребностей должно каким-то образом сдерживаться, в противном случае возникнет социальный хаос. Именно с этим и связаны моральные устои. Цель нравственных принципов — всеобщее благополучие, и эти фундаментальные правила носят универсальный для всех культур характер. Сотрудничество и забота о других имеют для общества существенное значение (Аг§у1е, 2000). Индивидуализм Разграничение индивидуализма и коллективизма введено, чтобы описать некоторые различия между культурами Востока и Запада — например, Китая и США. В коллективистских культурах «индивидов убеждают подчинить свои личные цели Доход и благосостояние 215 целям коллектива, который обычно является устойчивым замкнутым сообществом (например, семьей, командой, племенем)» (ТпапсНк еЪ а1., 1988). В группах наподобие семьи высок уровень сплоченности, слаженности и сотрудничества, они отличаются заботой о сохранении общей гармонии. В индивидуалистских обществах, напротив, люди принадлежат к нескольким различным группам; здесь нет единообразия, строго установленного сотрудничества и социальной поддержки. В коллективистских обществах самоопределение осуществляется благодаря принадлежности к конкретной группе; вопрос «Кто я?» влечет за собой ответы вроде такого: «Член волейбольной команды», а в индивидуалистских обществах ответ иной — «Я экстраверт» (Магкиз & КНауата, 1991). Хофстед (Но&1ес1е, 1980) измерял средний уровень индивидуализма в 40 странах, собирая ответы респондентов на четыре вопроса об их работе, например: «Насколько важным для Вас является обладание значительной свободой, чтобы претворять в жизнь собственный подход к работе?» Этот показатель характеризует исключительно трудовые аспекты коллективизма, отличные от особенностей коллективизма в семье, что важно для Китая. По этой шкале наибольшая автономия личности была выявлена в США, Австралии и Великобритании, наименьшая — в Венесуэле, Колумбии и Пакистане. Данный показатель широко распространен, и Хофстед установил, что он на уровне 0,82 коррелирует с величиной ВНП; также обнаружена его взаимосвязь со степенью экономического развития, социальной мобильностью, снижением доли традиционного сельского хозяйства, развитием промышленности, ростом урбанизации и меньшей численностью семьи. Индустриально развитые страны характеризуются ярко выраженным индивидуализмом. Динер и соавторы (О1епег е<; а1., 1995) использовали дополнительные показатели индивидуализма, включив в свое исследование ранжирование стран с учетом особенностей индивидуализма/коллективизма, выполненное Триандисом. По их выводам, корреляция индивидуализма с субъективным благополучием составляет 0,77. Таким образом, с субъективным благополучием тесно взаимосвязаны как доход, так и индивидуализм, и, вероятно, они оба являются источниками счастья. Если удерживать переменную дохода неизменной, корреляция среднего уровня счастья с индивидуализмом падает с 0,55 до 0,05, о чем свидетельствует работа Венховена (УеепЬоуеп, 2000). Однако если рассматривать богатые и бедные страны в отдельности, то, как выяснил этот исследователь, корреляция индивидуализма с ощущением счастья положительна для богатых государств и отрицательна для бедных. Для процветающих стран большая свобода личности — благо, а вот для бедных полезнее оказываются взаимопомощь и социальная поддержка, которые характеризуют коллективизм. Далее мы еще коснемся преимуществ и издержек индивидуализма, когда обратимся к объективным показателям благополучия. Самооценке большее значение придается в культурах индивидуалистской направленности, там она прочнее связана с удовлетворенностью жизнью; в коллективистских же культурах корреляция ниже, причем в некоторых странах у женщин никакой взаимосвязи между самооценкой и удовлетворенностью жизнью не обнаруживается вообще (О1епег & В1епег, 1995). 216 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья Равенство и распределение доходов Равенство доходов можно оценить, рассчитав пропорцию между средним доходом 20% самых богатых людей и 20% наиболее бедных. Коэффициент равен 26,1 для Бразилии, вслед за ней идут Ботсвана и Коста-Рика; наибольшим равенством слоев населения отличаются Венгрия (3,0), Польша (3,6), Япония (4,3) и Швеция (4,6) (Аг§у1е, 1994). Равенство сильно коррелирует с субъективным благополучием; Динер и соавторы (О1епег е1 а!., 1995) выявили коэффициент корреляции, составляющий 0,48, а Венховен и Эрхардт (УеепЬоуеп & ЕЬгЬагск, 1995) — 0,64. Но, если переменная дохода удерживается на постоянном уровне, разброс в сумме доходов не оказывает столь сильное влияние или вовсе нейтрализуется, поскольку богатые страны более эгалитарны.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |