Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е издание 18 страница




2. Придают повседневной жизни структурированность и осмысленность.

3. Помогают справляться с ежедневными проблемами и несчастьями (это вос­станавливает волю к жизни).

4. Укрепляют социальные связи и способствуют более активному участию в со­циальной жизни.

Роль такого фактора в обретении благополучия сильнее, когда человек выби­рает сферу занятий свободно, когда цели реалистичные, взаимосочетаемые и соот­ветствующим занятиям удается уделять много времени.

Мак-Грегор и Литтл (МсСге§ог & 1ли1е, 1998) описывают способ изучения;, целей, состоящий в перечислении «личных проектов» и ранжировании их по опре­деленным шкалам. В двух исследованиях приняло участие 327 человек. Они долж­ны были по 35 шкалам оценить 10 личных проектов. В итоге выяснилось: ощущение счастья коррелирует с фактором эффективности, который включает в себя такие показатели, как отсутствие трудностей, стресса или дефицита времени, а также положительные результаты и контроль.

Шелдон и Эллиот (ЗЬеЫоп & ЕШсЛ, 1999) предположили, что большое значе­ние имеет «гармония целей и личности». Под этим исследователи понимают убеж­денность в важности целей и их выбор ради удовольствия (в противоположность навязанным или достижению их для избежания вины или тревоги). Авторы доказа­ли адекватность модели причинно-следственных связей, в которой гармония це­лей и личности приводит к большим усилиям, достижению целей и повышает уро­вень благополучия (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Структурная модель: теоретически главные пути связи и оценки параметров. Источник: ЗпеМоп & ЕШо1,1999

При рассмотрении вопроса о жизненных целях возникает следующая проблема: разрыв между ними и их достижением бывает слишком велик, и тогда, как мы виде­ли выше, у человека появляется чувство неудовлетворенности. Эммонс (Еттоп5, 1986) попросил 40 респондентов проранжировать по 16 шкалам 15 видов личных

186 Глава 10 Личность, возраст и пол

проектов. Он установил, что удовлетворенность жизнью выше, а отрицательные эмоции слабее, когда человек полагает вероятным будущий успех. Желательно, что­бы цели носили реалистичный характер, хотя прежде всего надо их определить и выбрать значимые занятия. Это важно, потому что все они входят в представление человека о себе и способствуют повышению его самооценки.

Ресурсы

Благодаря наличию тех или иных ресурсов некоторые вещи становятся более воз­можными, а достижение целей облегчается. Под ресурсами понимаются деньги, социальная поддержка, социальные навыки и власть. Выше мы рассматривали пользу социальных отношений — их ценность, например, в качестве ресурсов, обес­печивающих социальную поддержку.

Как ресурсы следует рассматривать и личностные качества. Исследование Кэмп-белла с соавторами (СатрЬеП е1 а1., 1976) показало, что интеллект в некоторой сте­пени коррелирует со счастьем (на уровне 0,13), и это, вероятно, обусловлено вли­янием принадлежности к социальному классу или родом занятий. Физическая привлекательность в этом смысле более значима (по крайней мере, среди молодых женщин): она способствует большей популярности у противоположного пола — у преподавателей и работодателей, что содействует карьерному росту (Аг§у1е, 1994).

Очень большое значение имеют социальные навыки. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) обнаружили, что экстраверты счастливее благодаря уверенности в себе, а поз­же было установлено: счастье связано с готовностью к сотрудничеству, лидерски­ми качествами и гетеросексуальными навыками (Аг§у1е е1 а1., 1995). Они позволя­ют вступать в предпочитаемые нами отношения с другими людьми. Индивиды, испытывающие в общении трудности или недостаток социальных навыков, часто живут в социальной изоляции и одиночестве.

Однако Динер и Фуджита (О1епег & Рщ'ка, 1995) считают: ресурсы влияют на благополучие лишь в том случае, когда они соответствуют целям индивида. Напри­мер, деньги способствуют ощущению благополучия тех индивидов, кто стремится к обогащению.

Влияние возраста

Инициаторы ряда масштабных интернациональных исследований, проводивших­ся во многих странах и охвативших свыше 100 000 человек, выявили, что удовле­творенность жизнью увеличивается с возрастом (см., напр., Сап1п1,1965), причем среди мужчин наблюдается более сильный эффект, чем среди женщин (\УогЫ УаЬез 5ик1у Сгоир, 1994). Та же закономерность установлена относительно поло­жительных эмоций. Сходным образом с возрастом повышается и удовлетворен­ность работой (Ка11еЬег§ & Ьозсоссо, 1983). Все эти возрастные изменения могут быть связаны с историческими факторами, т. е. со сменой поколений, и объяснять­ся тем, что жизнь во всем мире становится хуже, приносит меньше удовлетворе­ния. Таким образом, пожилые люди продолжают оставаться более счастливыми. Уладить споры вокруг данного вопроса призваны лонгитюдные исследования, в рамках которых производятся наблюдения за одними и теми же людьми на протя-

Влияние возраста 187

жении длительного периода времени. Существует несколько подобных работ по рассматриваемой теме. Так, Хелсон и Лонен (НеЬоп & ЬоЬпеп, 1998) анализиро­вали положительные эмоции. В обследовании приняли участие 80 женщин и 20 их супругов. Субъекты обследовались, начиная с 27-летнего возраста до достижения 52 лет. Ученые воспользовались Тестом на индивидуальность (АсЦесНуе Скеск Ьгз(). Как видно из рис. 10.3, в период между 27 и 43 годами наблюдается определенный рост положительных и уменьшение отрицательных эмоций. У мужчин выявлена та же закономерность. Данное исследование является уникальной демонстрацией того, насколько возраст влияет на положительные эмоции.

Рис. 10.3. Средние уровни положительной эмоциональности, отрицательной эмоциональности и ощущаемых ограничений у женщин (Л/ = 80) в разном возрасте. Источник: Не1зоп & 1огтеп, 1998

В нескольких экспериментальных работах выявлено, что положительные эмо­ции и удовлетворенность жизнью усиливаются лишь у мужчин, в то время как у женщин наблюдается обратное. Мрожек и Коланц (Мгосгак & Ко1апг, 1998), про­анализировав масштабную выборку американцев, изучили влияние возраста на эмоциональные показатели, причем прочие переменные удерживались на неизмен­ном уровне. Оказалось, рост позитивной эмоциональности отмечается при таком методе измерения только у мужчин-интровертов. Уменьшение негативных эмоций наблюдалось только среди замужних женщин.

В ряде исследований оценивались также степень удовлетворенности разными сферами жизни и ее взаимосвязь с возрастом. Например — работа Батта и Бейсера (Вии & Ве1зег, 1987), в которой участвовало 13 858 человек из 13 стран.

• Доход, равно как и удовлетворенность им, с возрастом увеличивается; объем свободных денежных средств повышается, когда дети становятся взрослы­ми, однако уменьшается у большинства людей после выхода на пенсию.

• Здоровье с возрастом ухудшается, особенно это заметно в глубокой старости.

• Социальные отношения. Удовлетворенность этой сферой у жителей боль­шинства стран с возрастом растет, однако удовлетворенность браком у мно­гих, наоборот, понижается, если отмечаются два негативных момента: когда дети еще очень малы и когда они вступают в подростковый возраст.

• Удовлетворенность работой достигает наивысших значений в группах лю­дей среднего возраста, — к такому выводу пришли Батт и Бейсер. Другие ис-

188 Глава 10. Личность, возраст и пол

следования, однако, показывают повышение этого показателя с возрастом (Ка11еЬег§ & Ьозсоссо, 1983). Выход на пенсию, естественно, приводит у большинства людей к утрате удовлетворенности, получаемой от работы.

• Досуг. С возрастом люди меньше занимаются физкультурой и многими дру­гими видами активного досуга. Пожилые реже ходят на вечеринки, менее по­пулярны у них и другие формы приятного времяпрепровождения на людях. Среди представителей старшего возраста основной разновидностью физи­ческих упражнений являются прогулки. Они больше смотрят телевизор и читают.

• Физическая привлекательность имеет для благополучия умеренное значе­ние, правда, для женщин этот фактор достаточно важен. Однако с возрастом роль внешней привлекательности неизбежно ослабевает.

• Религия оказывает относительно небольшое влияние на благополучие. Бо­лее важна она для пожилых людей, и с возрастом растет удовлетворенность этой сферой жизни.

• Страх старости с возрастом усиливается, и этот фактор служит причиной низкого субъективного благополучия (Иеттаск & КоЯ, 1984). Отчасти это боязнь ухудшения здоровья и потери привлекательности, страх одиночества и смерти.

Чем объяснить эти возрастные изменения? Для начала следует отметить, что исследования (подобные тому, результаты которого приведены на рис. 10.3) пока­зывают: именно возраст, а не исторические или культурные изменения в обществе оказывает существенное влияние на жизнь человека. Раньше считалось, будто с возрастом эмоциональность снижается. Выше же отмечается: положительные эмоции с возрастом усиливаются, тогда как отрицательные — уменьшаются. Если с возрастом, по утверждениям некоторых исследователей, повышается удовлетво­ренность жизнью, это вызвано, очевидно, уменьшением разрыва между желания­ми человека и его достижениями. К такому выводу, касающемуся желательных жилищных условий и соседского окружения, пришли Кэмпбелл и соавторы (Сатр-Ье11 е1 а1., 1976).

Обусловлены ли полученные результаты истинными различиями в условиях жизни, которые отмечаются в разном возрасте? Исследователи показали, что у лю­дей старшего возраста качество жизни хуже по нескольким аспектам: у некоторых снижается уровень финансовой обеспеченности (хотя с возрастом снижаются и требования к благосостоянию), хуже здоровье, часто это овдовевшие или разведен­ные люди. И при этом с возрастом повышается удовлетворенность — даже мате­риальными условиями жизни и взаимоотношениями с другими людьми (Вии & Ве1зег, 1987).

Вероятно, с возрастом люди каким-то образом адаптируются или «прилажива­ются» к своему положению. Это происходит благодаря способности регулировать собственные приятные переживания, выбирая людей и ситуации, которые вызы­вают позитивный эмоциональный настрой (В1епег & 5иЬ, 1997Ь; Мгосгаск & Ко1апг, 1998). Выше нами была рассмотрена такого рода взаимосвязь между лич­ностными особенностями и ситуациями.

Тендерные различия 189

Тендерные различия

Вопросу тендерных различий в ощущении счастья посвящено множество работ. Вуд и соавторы (\УЪоо! еС а1., 1989) провели мета- нализ 93 исследований, в основ­ном проводившихся в США. Ученые обнаружили, что в среднем женщины не­сколько счастливее мужчин (ненамного: 7% стандартного отклонения), испытыва­ют чуть больше положительных эмоций (тоже 7%) и более удовлетворены жизнью (3%). Однако в ряде изысканий на тему «общей оценки» самые позитивные уста­новки выказали, наоборот, мужчины. Несколько сильнее проявлялся этот в целом незначительный положительный эффект у людей, состоящих в браке (8%). Как было показано выше, с возрастом мужчины становятся счастливее женщин.

Гораздо сильнее оказывается влияние половой принадлежности на депрессию, тревогу и отрицательные эмоции в целом. У женщин вероятность возникновения депрессии вдвое выше, чем у мужчин; на 50% чаще они страдают от тревоги или невроза, испытывают больше негативных эмоций в повседневной жизни. Эти раз­личия тендерного плана не столь заметны у представителей этнических и тради­ционных культур (Мо1еп-Ноекзета & Кл151дп§, 1999). Указанная дифференциация не противоречит в целом показателям более высокого уровня счастья у женщин, так как страдающие от депрессии в ее клинической форме составляют от общего числа лишь незначительную долю.

Женщины испытывают более сильные, чем мужчины, эмоции — как положи­тельные, так и отрицательные. Динер и соавторы (О1епег е4 а1., 1985) установили: средняя интенсивность эмоций по шкале от 1 до 6 составляет 4,34 балла у женщин и 3,88 — у мужчин. Это можно объяснить тем, что социализация учит первых ак­тивнее выражать свои чувства. Вероятно также, что женщины более вовлечены в социальные отношения.

Немало внимания уделяется и тому, почему у женщин наблюдается повышен­ная депрессивность. Выдвигается следующее предположение: это обусловлено сексуальной и физиологической жестокостью по отношению к женщинам или же свойственным им высоким уровнем эмпатии, что заставляет их быть более отзыв­чивыми на горе других людей. Еще одно возможное толкование базируется на при­сущем женщинам стиле преодоления стресса: они, как выяснила Нолен-Хоуксема (Ыо1еп-Ноекзета, 1991), предпочитают размышлять о негативных событиях. Ис­следователь задавала респондентам следующий вопрос: «Что вы делаете, когда чувствуете себя подавленно?» Женщины чаще всего в такой ситуации предпочи­тают выплакаться или излить душу друзьям, — это так называемое «пережевыва­ние» проблем, способ копинга (преодоления стресса), который лишь усугубляет тяжелое положение. Подобное наблюдение противоречит традиционной теории, согласно которой катарсис в терапевтических целях благотворно влияет на людей.

Мужчины в состоянии депрессии чаще прибегают к физической активности, например, бегают или играют в сквош. Эти занятия отвлекают от неурядиц и весь­ма полезны: физкультура заряжает хорошим настроением. Другой способ решить проблему — выпить с приятелями.

У людей разного пола и разные источники счастья. Большее значение для муж­чин имеет работа и экономическая удовлетворенность, для них также важно быть

190 Глава 10. Личность, возрасти пол

довольными собой. Для женщин значимы дети и здоровье членов семьи, они так­же самокритичнее. Для мужчин высокий рост — хорошо; для женщин это вовсе не так, даже если их рост не слишком отклоняется от среднего (5 футов 8 дюймов1). Для женщин чрезвычайно важна внешняя привлекательность и огромной пробле­мой является излишний вес. Перешагнув возраст в 45, они рассматриваются часто как уже не столь привлекательные, что служит для многих из них источником не­удовлетворенности.

Степень тендерных различий неодинакова в разных культурах. В Тайване сча­стье мужчины зависит, главным образом, от его удовлетворенности работой, тогда как счастье женщины — от удовлетворенности семейной жизнью и счастья членов семьи (Ьи, 2000).

Выводы

Мы можем говорить о существовании счастливых людей в том смысле, что пока­затели счастья весьма устойчивы во времени, а различные аспекты субъективного благополучия взаимосвязаны. Исследования с привлечением близнецов свиде­тельствуют и о существовании генетической основы этих свойств. Счастье, и осо­бенно позитивные эмоции, сильно коррелирует с экстраверсией, а негативные эмо­ции — с нейротизмом. Это обусловлено тем, что экстраверты чутче реагируют на вознаграждения, а невротики чувствительнее к наказанию. Одни стремятся пере­жить какую-то ситуацию, а вторые склонны избегать ее. Положительные эмоции менее стабильны, чем негативные, на них сильнее воздействуют ситуационные факторы.

Наблюдается корреляция благополучия с разнообразными когнитивными ас­пектами личности. Их следует рассматривать как составляющие первого, понима­емого широко. В этом специфика подхода Риффа. Сильная взаимосвязь обнару­жена между счастьем и внутренним контролем, самооценкой, оптимизмом и нали­чием цели в жизни. Последнее характеризуется неуклонным стремлением к целям, которые носят реалистичный характер и для достижения которых человек облада­ет нужными ресурсами.

Некоторые исследователи считают, что личностные особенности в большей сте­пени определяют уровень счастья, чем принадлежность к расе, социальному классу, денежный фактор, социальные отношения, работа, досуг, религия и прочие пере­менные внешней среды (Б1епег е! а1., 1999). Мы изучили основную часть этих пе­ременных ранее и пришли к выводу, что некоторые из них оказывают'достаточно сильное влияние на ощущение счастья.

Личностные особенности сказываются на ощущении счастья вместе с внешни­ми факторами. Личность взаимодействует с ситуацией в том смысле, что определен­ный тип людей больше реагирует на приятные обстоятельства, а счастье достигает­ся благодаря самостоятельному выбору и регулированию ситуаций и отношений. Известно также, что отличающиеся социальной тревожностью или недостаточно

Примерно 1 м 70 см. — Примеч. ред.

Выводы -|д-|

развитыми социальными навыками избегают многих ситуаций, которые другие люди находят доставляющими удовольствие.

С возрастом удовлетворенность и положительные эмоции несколько усилива­ются, а отрицательные — сглаживаются (в обоих случаях это более выражено у мужчин). Такие изменения наблюдаются, несмотря на снижение дохода и ухудше­ние состояния здоровья у пожилых людей. Вероятно, подобный феномен обуслов­лен их умением приспособиться к своему положению.

Тендерные различия в уровне счастья незначительны, хотя женщины все же несколько счастливее мужчин, даже при том, что чаще страдают от депрессии. Они переживают более сильные эмоции.

ГЛАВА 11

Религия

Введение

В этой главе рассматривается, насколько сильно религия влияет на ощущение сча­стья и какие ее составляющие создают данный эффект. Также интересно просле­дить, какие группы людей в наибольшей мере пользуются предоставляемыми ею преимуществами и с какими факторами благополучия она связана.

Общие исследования проблемы счастья

Исследования общего плана показывают, что религия вполне определенно, хотя и достаточно слабо влияет на ощущение счастья. Считается, что направленность воз­действия именно такова, — нет причин ожидать, что счастливые люди обратятся к религии. Инглхарт (1п§1еЬаг1,1990), используя результаты ряда исследований «Ев-робарометра», которые охватили 14 европейских стран (совокупный объем выбор­ки составил 163 000 человек), установил, что 85% из посещающих церковь раз или более в неделю «очень довольны жизнью»; среди бывающих в церкви лишь время от времени таковых оказалось 82%, а среди тех, кто туда вообще не ходит, — 77%.

Уиттер и соавторы (\У1г.1ег еС а1., 1985) провели метаанализ 56 американских ис­следований и выявили сходные позитивные (хотя и достаточно умеренные) показа­тели. Корреляция между мерой религиозных верований и степенью благополучия составила в целом 0,16, хотя с возрастом их влияние возрастает. Вместе с тем следу­ет сказать, что в исторической перспективе роль религии ослабляется. Ученые так­же установили, что значимость религии в обретении счастья сильнее, если речь идет о религиозной деятельности, нежели о каких-либо иных аспектах религиозности.

В ряде других американских исследований, проводившихся на больших по объему выборках, замеры производились повторно — через определенный проме­жуток времени, а также контролировались такие демографические переменные, как образование, возраст и род занятий. Если последние удерживаются на одном уровне, влияние религии на ощущение счастья и благополучия сохраняется, хотя оно весьма незначительное. Далее будет показано, что данное влияние сильнее сказывается на состоянии здоровья и радостном настрое.

Венховен (УеепЬоуеп, 1994) обобщил результаты научной работы, проводив­шейся по всему миру. Он заметил, что американские исследования демонстриру-

Общие исследования проблемы счастья

ют более весомое воздействие религиозных верований на обретение благополучия, |чем европейские. Кроме того, оно еще сильнее в группах пожилых людей, черно­кожих, женщин и протестантов.

Ниже указывается, что религиозность отражается, главным образом, на состо­янии социально изолированных людей. Церковное сообщество — это сплоченная эуппа, которая является мощным источником поддержки. Следовательно, благо­творная роль религии обусловлена, в частности, социальным подкреплением, ко­торое получает человек со стороны других верующих. Однако это не все. Поллнер |(Ро11пег, 1989) отмечает: при постоянной социальной поддержке с переживанием:частья взаимосвязано ощущение близости к Богу. Также возможно указать еще эдин фактор — наличие неколебимых убеждений. Эллисон (ЕШзоп, 1991) устано­вил его влияние на степень обретения счастья, даже когда социальная поддержка [ обряды не влияют на человека. Проведя другое исследование, Эллисон и соавто­ры (ЕШзоп ег. а1., 1989) пришли к выводу, что на ощущение благополучия также жазывают влияние молитвы, творимые в одиночестве, и посещение церкви, но это воздействие осуществляется не прямо, а через убеждения.

Теперь рассмотрим эти три аспекта религиозности в отдельности, чтобы понять, насколько сильно они влияют на ощущение благополучия и какие его стороны за­трагивают.

Ученые интересуются еще одной переменной религиозного опыта — «духовным благополучием». Полутциан и Эллисон (РаЬиЫап & ЕШзоп, 1982) разработали метод измерения этого показателя, который состоит из двух компонентов. «Рели­гиозное благополучие» связано с приносящими удовлетворение отношениями с Богом; «экзистенциальное благополучие» касается удовлетворенности жизнью и цели существования. Таким образом, первый компонент — наше отношение к Богу, второй — наличие целей в жизни. Примеры используемых утверждений приведены в табл. 11.1. Джениа (Сеша, 1996) определил, что духовное благополучие (и в осо­бенности его религиозная составляющая) сильно коррелирует с внутренним рели­гиозным чувством — искренней верой, восприятием религии как самоценности.

Таблица 11.1 Шкалы религиозного и духовного благополучия

Религиозное Я верю, что Бог любит меня и заботится обо мне

Я ощущаю наиболее полное удовлетворение, когда приближаюсь к Богу Духовное Я верю, что в моей жизни существуют некоторые истинные цели

Жизнь не доставляет мне большого удовлетворения

Источник: РаЬиЫап & ЕШзоп, 1982.

Показатели жизненных целей (Р1Ь, ригрозе гп Н/е) значимо коррелируют с пе­реживанием счастья, а религия и позволяет обрести такие цели. Строгие к своим последователям церкви — например, евангелическая — устанавливают для челове­ка набор жестких принципов, которых ему следует придерживаться, помогая тем самым ориентироваться в жизни. Этим и объясняется, вероятно, их привлекатель­ность. В настоящее время данные церковные объединения находят все больше адептов в разных странах мира (Аг§у1е, 2000).

7 Зак 312

"194 Глава 11. Религия

Эммонс (Еттопз, 1999) утверждает: духовные цели — те, что связаны с обрете­нием благополучия; они считаются имеющими наивысшую ценность; кроме того, они достижимы, инструментальны и гармоничны. Ученый использовал особый метод оценки религиозной преданности: субъектов спрашивали об имеющихся у них целях, затем последние кодировались по характеру содержания (Еттопз, 1986). В результате удалось измерить религиозные верования. По мнению Эммон-са, они порождены трансцендентальными устремлениями двух типов — желанием достичь цели, которые находятся вне границ человеческого Я, и поиском тесного общения с высшими силами. Эти характеристики коррелируют с ощущением бла­гополучия. Данный вопрос рассматривается ниже в разделе «Отношения с Богом», хотя там потребуется указать еще один компонент.

Посещение церкви

Как уже отмечалось, метаанализ ряда исследований, который провели Уиттер и соавторы (У/Шег ег. а1., 1985), выявил высокий уровень корреляции между частотой посещения церкви и различными аспектами счастья и благополучия. Не так давно Полома и Пендлтон (РоЬша & Репс11ег.оп, 1991) обследовали выборку из 627 чело­век в Дейтоне, штат Огайо. В результате исследователи обнаружили, что посещение церковных служб сильнее связано с удовлетворенностью жизнью, ощущением сча­стья, экзистенциальным благополучием, нежели другие, отражающие религиозный опыт, переменные (скажем, молитвы и сами верования). Однако корреляция была слабее, чем в случае с «религиозной удовлетворенностью». Ниже отмечается, что частота посещений церкви позволяет предсказать состояние здоровья.

Более сильно религия влияет на степень удовлетворенности пожилых людей. В табл. 11.2 указан ряд результатов исследования, выполненного Мобергом и Тейв-сом (МоЬег§ & Тауез, 1965). Научное обследование проводилось в штате Минне­сота и охватило 1343 человека в возрасте 65 лет и старше. Примененный авторами «Индекс приспособления» — это одна из шкал, позволяющих измерить пережива­ние счастья. Благотворное влияние глубокой вовлеченности в жизнь церковного сообщества заметно в группах одиноких, пенсионеров, престарелых, а также име­ющих неудовлетворительное здоровье. Это свидетельствует о том, что важность участия в религиозных делах обусловлена социальной поддержкой, предоставля­емой самой принадлежностью к религиозному сообществу. Между членами таких групп складываются очень тесные взаимоотношения.

В обследовании австралийцев, посещавших регулярно церковь, было установ­лено: у 24% из них самые близкие друзья входили в то же самое религиозное обще­ство; у 46% оказалось несколько ближайших друзей из верующих (КаЫог, 1994). Показатели были выше у последователей Пентекосталиса и членов других неболь­ших протестантских групп.

Другие исследователи — Эллисон и Джордж (ЕШзоп & Сеог§е, 1994) — выяви­ли сильную корреляцию между частым посещением церкви и числом социальных связей, возникающих вне пределов семьи, регулярностью этих контактов и вели­чиной получаемой извне поддержки. Особенное влияние оказывали такие виды подкрепления, как подарки, деловые или финансовые советы, содержание в ис­правности домашнего хозяйства или ремонт, покупки.

Отношение к Богу

Таблица 11.2 Значения индекса приспособления и принадлежность к церкви

Лидеры церковного Обычные прихожане Не принадлежащие сообщества к церкви

  Лидеры церковного Обычные прихожане Не принадлежащие
  сообщества   к церкви
Состоящие в браке      
Овдовевшие   И  
Одинокие      
Возраст, лет      
65-70      
71-79      
80 и старше      
Полная занятость      
Частичная занятость      
На пенсии и не работает      
Здоровье (самооценка)      
Прекрасное      
Хорошее      
Среднее      
Более активно участвуют      
в деятельности религиозной      
организации, чем в 1950-е гг.      
Менее активно      

Источник: МоЬег§ & Тауез, 1965.

В одной из работ (Аг§у1е, 2000) мною подчеркивалось, что определенные аспек­ты религии позволяют говорить о ней как о явлении социальном. Между членами религиозных групп формируются самые тесные взаимосвязи — возможно, благо­даря общности в вере, а возможно, из-за единых обрядов. Кроме того, религиозные переживания включают мощный просоциальный1 компонент. Соблюдение общих обрядов, по выражению Тернера (Тигпег, 1969), следует рассматривать как состо­яние соттитШз2, идентифицированное им в некоторых примитивных ритуалах. Это совершенное, экстатическое состояние любви, гармонии, равенства и социаль­ного единения всех, кто участвует в ритуальном действе. Отношение к Богу — еще один социальный аспект в религиозных переживаниях.

Отношение к Богу

Выше указывалось, что одним посещением церковной службы и социальной под­держкой благотворное влияние религиозности на степень удовлетворенности не исчерпывается. Поллнер (РоПпег, 1989) установил, что оцениваемая верующими

' Просоциальное поведение — поведение человека, ориентированное на благо социальных групп. Это гуманные, альтруистические действия, направленные?т достижение другими людьми благополу­чия, на оказание им помощи, не ожидая получить взамен вознаграждение. Это поведение, пресле­дующее целью сохранить, защитить, облегчить функционирование и развитие социальной общно­сти, другого человека, культурной нормы. — Примеч. перев.

2 Общность, община (лат.). — Примеч. перев.

^\^^ Глава 11 Религия

их «близость к Богу» коррелирует с ощущением счастья и удовлетворенностью жизни (переменная «посещение церкви» контролировалась) на уровне 0,16. Элли-сон и соавторы(Е111зоп ег. а!., 1989) обнаружили: сила веры (постоянные молитвы и чувство близости к Богу) — самый сильный из всех связанных с религиозным опы­том показатель, предсказывающий удовлетворенность жизнью. Как установили Полома и Пендлтон (Ро1ота & РепсИегхт, 1991), «возвышенные переживания» и молитвы — важнейшие факторы благополучия, особенно экзистенциального. В ряде других исследований показано, что из всех аспектов субъективного благо­получия экзистенциальный (смысл и цель) более подвержен влиянию со стороны религиозного опыта (см., напр.: СЬатЬегЫп & 2дка, 1988). Кирпатрик (Клграгткк, 1992) предположил, что отношение к Богу, воплощенное в молитвах, религиозных обрядах и переживаниях, ощущается так же, как и взаимосвязи с людьми, — оно сказывается столь же благотворно на человеке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.