Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е издание 16 страница




Сила воздействия социальных сравнений, касающихся уровня заработной пла-|ты, показана Брауном (Вго\уп, 1978). Исследователь установил, что работники I промышленности предпочитали получать на 1 фунт в неделю больше, чем сотруд­ники предприятий другого департамента. Такое положение вещей устраивало их больше, чем ситуация, когда им платили на 2 фунта в неделю больше, но меньше, чем представителям другой отрасли. Случалось, что воздействие таких сравнений становилось причиной для закрытия завода или переноса его в другой регион, где | рабочая сила дешевле.

Сравнивают ли люди свое нынешнее положение с прошлым? Чувствуют ли они I себя счастливее, когда улучшается их финансовое состояние? Эти изменения име­ют непосредственный эффект, однако в долгосрочном плане влияние исчезает и, ] по-видимому, сравнения с прошлым никак в дальнейшем не сказываются.

Чем объясняется влияние денег на счастье? Удовлетворение базовых потребностей

Венховен (УеепЬоуеп, 1995) и другие ученые выдвигают идею, что деньги увели­чивают степень счастья, когда способствуют удовлетворению всеобщих базовых потребностей — в еде, крове и одежде. Подобное утверждение соответствует уста­новленной закономерности: зависимость между доходом и удовлетворенностью наблюдается в целом только у людей, чей достаток не выходит за пределы нижней части шкалы дохода (за исключением возможности его увеличить у очень богатых). Такая точка зрения не противоречит еще одной особенности: указанная зависи­мость сильнее в бедных странах и слабее в богатых.

Чтобы объяснить выявленную зависимость, используется теория Маслоу (Маз-1о\у, 1954). По его мнению, после того как удовлетворены потребности низших уровней (сначала физиологические, а затем в безопасности), приобретают значе­ние потребности высшего порядка — в социальном одобрении, самоуважении и, наконец, самореализации. Эта теория не нашла значительного под гверждения, но в нашем случае она способна объяснить полученные результаты: деньги удовлетво­ряют потребности низшего уровня тех людей и в тех обществах, которые не разви­лись до ценностей высших потребностей. Однако данное объяснение нельзя при­менить к другому результату, а именно: в исследованиях, охватывающих множе­ство стран, доход и удовлетворенность оказываются в определенной степени взаимосвязанными на всех отрезках шкалы доходов. Это объясняется влиянием национального дохода на возможности жителей страны, поскольку в этом случае улучшаются не только питание и жилищные условия, но также досуг, образование, здравоохранение, транспорт и окружающая среда.

Еще в большей степени требует пояснений роль денег в оценке субъективного благополучия, которая оказывается весьма незначительной, когда анализируются

■|бб Глава 9 Деньги, социальный статус и образование

данные в рамках одного государства или рассматривается влияние растущих до­ходов в перспективе. Это связано, в частности, с существованием других источни­ков счастья, более важных, чем деньги, а они со временем не меняются. Люди тра­тятся на те вещи и занятия, которыми желают пользоваться и которые, как они думают, доставят им радость или удовлетворение. И действительно, некоторые товары и услуги выполняют подобную задачу: такова еда, удовлетворение других базовых потребностей, а также некоторые разновидности досуга.

При этом существуют иные, более важные, источники счастья, но они не столь очевидны. Например, это работа, но люди ходят на нее, чтобы заработать деньги. Любовь и другие виды социальных отношений вообще более или менее бесплат­ны. Некоторые виды увлечений требуют немалых средств: путешествия за грани­цу, парусный спорт, верховая езда, а другие — вовсе нет: занятия физкультурой, религиозное последование, работа добровольцем, чтение и учеба, просмотр теле­программ. Иногда досуг даже может приносить доход, например садоводство. Да и за позитивный и оптимистичный взгляд на вещи, выбор жизненных целей тоже не надо платить.

Удовлетворение потребностей небиологического порядка

Из теории Маслоу следует, что в богатых странах (где деньги — менее значимый источник удовлетворения) важнее другие потребности (высшего порядка). Оиши и соавторы (СНзЫ еЬ а1., 1999) показали, что в этих государствах корреляция удов­летворенности с самооценкой и свободой достигает наибольших значений. Одна­ко некоторые другие потребности, в том числе в самореализации, можно удовле­творить с помощью денег: так, определенные виды досуга предполагают дорогое оснащение и другие расходы, например парусный спорт и верховая езда. Некото­рые приспособления и занятия, требующие финансовых вложений, способствуют увеличению продолжительности жизни, а другие (как алкоголь и наркотики) ее уменьшают и служат источниками несчастья.

Вместе с тем люди, считающие, что владение имуществом играет большую роль, и судят о собственной успешности по этому критерию; в итоге, как показывают исследования, менее счастливы и часто, купив что-либо, испытывают разочарова­ние. В действительности они ищут самореализации или счастья и понимают, что материальные вещи не способны удовлетворить эти стремления (БЛШаг, 1992), — такова причина их неудовлетворенности.

Кассер и Райан (Каззег & Куап, 1993) пришли к аналогичному выводу. По их мнению, люди, придающие особенное значение финансовому успеху или высоко оценивающие свои шансы на его достижение, менее удачливы в самореализации, менее энергичны, сильнее страдают от депрессии и тревоги. Противоположными оказываются индивиды, ценящие самоуважение и общественную пользу. Чен и Джозеф (СЬап & ^зерЬ, 2000) установили, что степень счастья, измеряемого по Оксфордскому опроснику счастья (ОНТ), можно предсказать по уровню экстравер­сии и нейротизма. Эти исследователи также продемонстрировали, что счастливее те люди, кого больше заботят проблемы общества, а несчастнее высоко ценящие финансовый успех. Это продиктовано следующим обстоятельством: озабоченность материальными вопросами отвлекает внимание человека от более важных предме-

Доход и счастье 167

тов, которые могли бы доставить и большее удовлетворение. Инглхарт (1п§1еЬаг1;, 1971) полагал, что в современных процветающих обществах многие люди высоко ставят такие нематериальные цели, как свобода, участие в общественной жизни, качество жизни, окружающая среда. Установлено, что эти «постматериалистиче-, ские» ценности особенно сильны в богатых обществах среди молодых представи­телей среднего класса.

Символическая ценность денег

Деньги ценятся еще и потому, что символизируют успех и высокий социальный гатус. На это указывают такие составляющие «самопрезентации», как одежда, лашины, дома и другое имущество, которые воздействуют на восприятие и реак­ции других людей. В своей книге «Теория праздного класса» Веблен (УеЫеп, 1899) эписывает, как богатые люди демонстрируют свое благосостояние, например, на­девая одежду, которая явно не подходит для работы, и выбирая дорогие, отнимаю-1щие массу времени виды досуга, — демонстрируя таким образом, что времени у них [предостаточно, а денег куры не клюют. По мнению Зиммеля (51тте1, 1904), выс­ший класс является законодателем моды в обществе, все остальные подражают [введенному им стилю.

Херлок (Нигюск, 1929) установил, что среди американцев 40% женщин и 20% муж-|чин хотели бы следовать моде в одежде, чтобы казаться равными людям с высоким {социальным статусом. Около половины респондентов отметили, что изменили бы свой стиль, если бы те, кто стоит на социальной лестнице ниже их, переняли их манеру одеваться. В настоящее время данные положения не совсем объясняют осо­бенности мотивации в одежде, поскольку новые фасоны тиражируются массовым производством. Но тем не менее и по сей день новые тенденции просачиваются в низшие социальные слои. Это играет немалую роль в экономике, поскольку помо­гает убедить людей, будто им постоянно нужны все новые и новые вещи, иначе просто еще ниже упадет их социальный статус. Важную роль во внедрении това­ров играет реклама. Она апеллирует к символической ценности новинок, в чем и состоит суть указанного процесса (РигпЬап & Аг§у1е, 1998).

Особый интерес представляют очень состоятельные люди. Почему они хотят быть настолько богатыми? Какие возможные потребности стремятся удовлетво­рить?

Это люди, которые ведут образ жизни, позволяющий им занимать в обществе позицию превосходства: у них больше слуг, больше домов, их жилища просторнее, отдых изысканнее, званые вечера устраиваются с невиданным размахом. Возмож­но, истинное преимущество всех этих роскошеств в том, что они позволяют бога­тым людям влиться в вышестоящую социальную группу. В Великобритании эта группа включает в себя тех, кто живет в огромных загородных домах, имеет в соб­ственности землю, занимается спортом на природе, отправляет своих детей учить­ся в известные школы и колледжи, имеет титул. Тогда, конечно, стремящиеся к обо­гащению должны присоединиться к новой социальной группе, поскольку в пре­жнюю они уже не вписываются.

В данном случае весь антураж оказывает на человека мощное символическое воздействие: примкнув к высшей социальной группе, можно смотреть на себя как

"168 Глава 9. Деньги, социальный статус и образование

на наделенного превосходством человека и встречать соответствующее обращение со стороны других людей. Все это обусловлено символической властью денег. Де­лает ли она людей счастливее? Как мы уже видели, не особенно.

Человек стремится иметь больше денег, потому что думает, будто так он станет счастливым, или верит, что за деньги можно это счастье купить. Возможна и дру­гая причина: процесс траты денег — источник кратковременного удовольствия; вероятно также, деньги усиливают ощущение человека, что многое в его власти ф1епег & В15\уа5-О1епег, 2000).

Контроль над событиями

В разделах настоящей книги указываются преимущества ощущения, будто все че­ловеку подконтрольно. Особенно значимо это в трудовой деятельности. Такова и личностная черта, а также способ борьбы со стрессовыми событиями. Чувство кон­троля усиливается при владении ресурсами, а важнейший из них — деньги. С их помощью вы можете решить какую-то проблему (СатрЬеН е1 а1., 1976).

Лэчмен и Уивер (ЬасЬтап & \Уеауег, 1998) установили, что у людей с высоки­ми доходами сильнее вера в свои возможности. По наблюдениям ученых, люди, характеризующиеся этой убежденностью, в какую бы группу по уровню доходов они ни попадали, более удовлетворены жизнью, у них лучше состояние здоровья и они не столь сильно страдают от депрессии. Классовые различия в благополучии (в данном случае они определяются на основе уровня дохода) можно объяснить классовыми различиями в «контроле». Вскоре мы вернемся к этой теме, когда кос­немся вопросов о различных социальных классах.

Социальный класс и благополучие

Иногда социальный класс оценивают по размерам дохода, но обычно все же иначе. В исследованиях английских ученых используется иерархия профессий, выделяе­мых по уровню требуемой квалификации. В работах американских исследовате­лей рассматривается сочетание дохода, уровня образования и рода занятий. В рам­ках марксистского подхода профессии классифицируются на основе объема реа­лизуемой власти. Благодаря нескольким экспериментам, проводившимся в Англии и США с применением разных критериев, выявлено нелинейное влияние классо­вой принадлежности на ощущение счастье. В табл. 9.3 указаны результаты одного из таких исследований — британского национального обследования, где в качестве характеристики класса выступал род занятий. Здесь, опять же, заметна нелиней­ная зависимость: уровень профессии оказывает большее влияние в нижней части шкалы.

Херинг и соавторы (Напп§ е{ а1., 1984) проанализировали результаты ряда аме­риканских исследований и пришли к выводу, что принадлежность к определенно­му социальному классу коррелирует с удовлетворением на уровне 0,20 (т. е. больше, чем в случае с доходом или профессиональным статусом). Наибольшее влияние (как в Великобритании, так и в США) эта принадлежность оказывает на показатели по­ложительных эмоций.

I

Социальный класс и благополучие

      Таблица 9.3
Социальные классы и уровень счастья в Великобритании  
  Очень Положительные Отрицательные
  счастливы эмоции эмоции
Доход      
Высокий   3,2 1,2
Средний   2,7
Низкий   2,3 1,5
Род занятий      
Специалисты, управленцы   3,3 1,1
Служащие   2,8 1,0
Квалифицированный физический труд   2,8 0,9
Неквалифицированный физический труд   2,7 1,3
Безработные   2,1 1,6
Пенсионеры   2,2 1,2
Образовательный уровень, лет      
Менее 15   2,4 1,3
    2,5 1,2
    2,7 1,3
17-18   3,0 1,2
19 и более   3,0 1,1

Источник: НагЛп^, 1985.

Сильнее корреляция между классовой принадлежностью и благополучием в некоторых других странах, например в Израиле (0,55), Нигерии (0,52), Филиппи­нах (0,44), Индии (0,42) и Бразилии (0,38) (Сап1п1, 1965). Общей чертой указан­ных стран являются значительные различия между социальными группами, их большое неравенство; очевидно, что там наблюдается существенное неравенство как по уровню ощущаемого счастья, так и по другим показателям.

Исследователи обнаружили заметное влияние принадлежности к социальному классу на степень благополучия. Мармот и соавторы (Магто1 ег. а!., 1984) подсчита­ли, что относительное число сердечных приступов с летальным исходом среди анг­лийских государственных служащих низшего ранга в 3,6 раза выше, чем среди слу­жащих, занимающих высшие ступени (см. рис. 7.3). По мнению ученых, это объяс­няется, в частности, тем, что различны интенсивность курения, уровень кровяного давления, содержание в крови сахара и холестерина, отражающие различный образ жизни, который ведут представители разных социальных классов. Остальная диф­ференциация обусловлена, по всей видимости, разницей в социальном статусе и ее эмоциональными последствиями. Состояние здоровья зависит не только от индиви­дуальных обстоятельств, но и от особенностей региона. В бедных районах здоровье населения слабее, там скуднее и возможности здравоохранения (КоЪегг., 1998).

Для представителей низших социальных классов характерно гораздо худшее психическое здоровье. Отчасти это связано с уже рассмотренными различиями в доходах. Только что было показано, что существует и профессиональная диффе-

■|70 Глава 9. Деньги, социальный статус и образование

ренциация, обусловленная спецификой труда. Рабочим менее свойственно чувство внутреннего контроля, в чем проявляется характер выполняемой ими работы; они длительное время ощущали свою неспособность что-либо контролировать; социа­лизация их протекала в культуре безвластия (КоЬт & 5сЬоо1ег, 1982). Соответ­ственно они менее способны преодолевать стресс, сталкиваются со значительны­ми трудностями (в том числе и финансовыми), вызванными бедностью, безрабо­тицей, нездоровьем (МсЬеос! & Кезз1ег, 1990).

В жизни рабочих некоторые важнейшие источники счастья оказывают менее значительное влияние. Браки изначально неблагополучны: все решается поспеш­но, когда девушка забеременела, причем молодые вынуждены поначалу жить вместе с родителями (Аг§у1е, 1994). Все виды досуга, за исключением просмотра телепередач, не находят распространения среди представителей рабочего класса; между тем время­препровождение перед телевизором доставляет наименьшее удовольствие. По всей видимости, возможности приобрести какие-либо увлечения, которые человек от­крывает для себя в колледже, у рабочих также ограничены (Аг§у1е, 1996).

Влияние образования

Благодаря множеству исследований, проведенных в США, установлено, что суще­ствует корреляция между счастьем и уровнем образования, оцениваемым по количе­ству лет обучения или по уровню наивысшей из полученных квалификаций. В Аме­рике данная взаимосвязь со временем ослабевает. Так, в 1957 г. очень счастливыми считали себя 44% выпускников университетов и 23% из тех, кто не имел среднего об­разования; в 1978 г. соответствующие цифры составили 33 и 28% (СатрЬеП, 1981). Однако Кесслер (Кеззкг, 1982) на основе данных 8 исследований, в которых участво­вали 16 000 человек, заключил, что для американских женщин образование выступа­ет более сильным фактором хорошего психического здоровья, чем доход и род заня­тий. Для мужчин важнее полученный ими доход. Влияние образования незначи­тельно также в Европе и Японии. В ряде других стран оно оказывает более сильное воздействие: например, в Южной Корее, Мексике, бывшей Югославии, Филиппи­нах и Нигерии (УеепЬоуеп, 1994). Это свидетельствует, что ключевой переменной является национальное благосостояние: влияние образования сильнее в бедных государствах.

Если эффект образования все же отмечается, каков его механизм? Уиттер и соав­торы (У/Шет е1 а!., 1984) показали, что оно влияет на субъективное благополучие благодаря тому, что сказывается на роде занятий, а не на доходе; в ином же роль об­разования незначительна, — впрочем, сфера занятий, в свою очередь, воздействует на уровень дохода. Росс и Ван Виллиген (Козз & Уап \МШ§еп, 1997) на американ­ской выборке показали, что образование положительно сказывается на субъектив­ном благополучии, психическом и физическом здоровье. Образованным людям лег­че найти приносящую удовлетворение работу, они сильнее верят в собственные воз­можности, браки и иные формы социальной поддержки для них доступнее. ■

Ограничивается ли влияние образования на степень удовлетворенности тем, что оно сказывается на специфике работы и уровне дохода? Брэдбери (Вгас1Ьигп, 1969) показал, что доход и образование влияют на ощущение счастья автономно, что и показано в табл. 9.4.

 

      Выводы 171
Влияние дохода и образования на уровень счастья Таблица 9.4
Образование Доход    
Менее $5000 $5000-7999 $8000 и более
Ниже среднего Выпускник средней школы Вуз 0,35 0,47 0,51 0,44 0,47 0,53 0,52 0,56 0,55

Источник: ВгасШигп, 1969.

В последних по времени исследованиях американских ученых установлено, что остаточное воздействие образования незначительно или вообще отсутствует. В то же время Кларк и Освальд (С1агк & Оз\уаЫ, 1993) утверждают: образование (при одинаковом уровне дохода и роде занятий) оказывает явно отрицательное воздей­ствие на степень удовлетворенности. Эти исследователи приписывают указанный эффект повышенным ожиданиям, т. е. уровню сравнения. В работе Брэдберна, ре­зультаты которой приводятся в табл. 9.4, выявлено более сильное влияние образо­вания. Аналогичный вывод сделан Кэмпбеллом (СатрЬеП, 1981), который припи­сывает это воздействию уровня образования на разнообразие досуга и богатое со­держание «внутренней жизни».

Выводы

Влияние количества денег на ощущение счастья имеет несколько аспектов. В про­цветающих странах соответствующая корреляция незначительна, хотя для имею­щих доход, уровень которого расположен в нижней части шкалы, она выражена сильнее. В бедных странах указанная зависимость намного значимее. Гораздо бо­лее высокая корреляция между ощущением счастья и средним национальным до­ходом выявлена в международных исследованиях, что связано с большей ролью обеспеченности общественными благами и средствами обслуживания. С ростом дохода счастье увеличивается незначительно, особенно это касается молодых, не состоящих в браке людей — вероятно, из-за привыкания и возрастающих ожида­ний, гораздо заметнее роль экономического кризиса.

Деньги удовлетворяют наши базовые потребности, но этим их влияние не огра­ничивается; они должны удовлетворять более широкий диапазон потребностей. Кроме того, они обладают символической ценностью и выступают в качестве ре­сурса, дающего определенную власть над событиями.

Слабое воздействие денежного фактора в рамках одной страны также объясня­ется тем, что удовлетворенность зависит от социального сравнения, которое игра­ет особенно большую роль для работников промышленности. На ощущении счас­тья сказывается и принадлежность к тому или иному социальному классу (вне за­висимости от уровня дохода), что особенно заметно в странах с резкой социальной стратификацией.

Социальный класс оказывает существенное влияние на физическое (вследствие различий в образе жизни) и психическое (благодаря методам преодоления стресса)

■)72 Глава 9. Деньги, социальный статус и образование

здоровье. Образование незначительно воздействует на благополучие; последнее обусловлено, главным образом, влиянием образования на род занятий и доход. Более выражена роль образования в бедных странах.

Разумеется, деньги не есть мера счастья, и в процветающих социальных груп­пах и государствах они слабо связаны с субъективным благополучием. Мы поку­паем на них то, чем хотим пользоваться и что, по нашему мнению, доставит нам удовольствие; поэтому и возникает иллюзия, будто деньги — источник счастья. Куда более важные его составляющие стоят недорого или вовсе бесплатны (лю­бовь, большинство способов организовать досуг, позитивные установки, выбор целей в жизни), а некоторые даже приносят доход (работа).

Безусловно, деньги удовлетворяют базовые потребности, но во многих странах большинство людей эту стадию удовлетворения потребностей уже прошли. Рост благосостояния государств или индивидов слабо отражается на уровне субъектив­ного благополучия. Тем не менее неимущие, а также жители очень бедных стран, без сомнения, менее счастливы, чем обеспеченные.

ГЛАВА 10

Личность, возраст и пол

В последующих главах этой книги рассматриваются те источники счастья, ко­торые носят внешний характер, т. е. связаны с окружающей средой. В этой же главе разберем устойчивые свойства личности, влияющие на ощущение счас­тья изнутри. Этот аспект счастья нельзя расценивать как неизменный, ведь че­ловеческая личность развивается, претерпевая ряд изменений, например, под воздействием психотерапии или серьезных жизненных событий — радостных или трагических.

Бывают ли счастливые люди?

Всеми признано (и психологами, и неспециалистами), что существуют страдающие от депрессии — несчастные люди, пусть они и не все время пребывают в подавлен­ном состоянии. Но есть ли счастливцы? Кто они? Связано ли их счастье с получе­нием удовольствия от множества приятных занятий и событий? Или это вызвано иными, фундаментальными свойствами личности?

Известно, что радость и другие аспекты благополучия зависят от целого ряда внешних факторов, в том числе социальных отношений, труда и досуга. Важно выяснить, в какой мере счастье укоренено в самом человеке, а насколько оно обу­словлено ситуациями и событиями.

Вся популярная литература, посвященная вопросам счастья, посвящена тому, что человеку надо сделать, дабы стать счастливее. В этих книгах и не упоминается о существовании другого важнейшего фактора, который, вероятно, гораздо слож­нее изменить, — о личности.

Выше приводились некоторые данные о счастливых людях (при рассмотрении в главе 2 аспектов благополучия). Было показано, что различные показатели бла­гополучия, удовлетворенности, счастья и положительных эмоций весьма сильно коррелируют друг с другом и образуют единый общий фактор. Таким образом, сча­стье, или благополучие, напоминает определенную личностную черту, поскольку оно состоит из ряда взаимосвязанных элементов и демонстрирует устойчивость во времени и в разных ситуациях.

В главе 3 продемонстрировано, как различные ситуации вызывают у людей ра­дость, а в главе 13 будут описаны методы, применяемые для создания положитель­ных и отрицательных эмоций в лабораторных условиях. Это означает, что одни и те

"174 Глава 10 Личность, возрасти пол

же люди испытывают радость различной степени — в зависимости от обстоятельств. По-разному ими оценивается и уровень удовлетворенности жизнью в целом.

Социальная психология утверждает, что источники эмоциональных состояний подразделяются на исходящие изнутри личности и зависящие от ситуации. Зани­маясь изучением данной темы, Динер и Ларсон (В'гепет & Ьагзоп, 1984) показали, что позитивные и негативные эмоции в различных ситуациях, связанных с рабо­той и досугом, сильнее обусловлены личностными особенностями (52%), нежели самими ситуациями (23%). Индивиды более устойчивы в проявлении отрицатель­ных эмоций и удовлетворенности жизнью, менее — в эмоциях положительных.

Свойства личности и специфика обстоятельств взаимодействуют друг с другом, влияя на обретение счастья. Ларсен и Кетелаар (Ьагзеп & КеЫааг, 1991) установи­ли, что экстраверты сильнее интровертов реагируют на положительные стимулы — сочетание экстраверсии с приятными ситуациями вызывает значительные позитив­ные эмоции. Важно и то, что люди могут выбирать ситуации или избегать их. Чело­век предпочитает определенные обстоятельства, устраивающие его и соответствую­щие его личностным особенностям. Например, экстраверты больше времени посвя­щают занятиям, которые подразумевают общение, а также сопряжены с физической активностью. Люди, чей уровень тревожности высок, имеющие иные невротические признаки либо слабо развитые социальные навыки, избегают социальных ситуаций. Это подтвердило лонгитюдное исследование Хиди и Веринга (Неас1еу & ^еапп§, 1992). Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ли, 1990) установили, что счастье экстравертов объяс­няется предпочтением, которое те оказывают приятным социальным ситуациям. В своих более ранних исследованиях Аргайл (Аг§у1е, 1994) показал, что индивиды с плохо развитыми социальными навыками избегают большинства соответствующих ситуаций, от которых другие люди получают удовольствие.

В главе 2 отмечалось, что показатели счастья весьма устойчивы во времени. Вместе с коллегами мною проанализированы данные по Оксфордскому опросни­ку счастья. Выяснилось, что они более стабильны, чем показатели по довольно схо­жему с ним Опроснику депрессии Бека (Аг§у1е ег. а1., 1995). Другими исследова­телями обнаружено, что уровень ретестовой надежности1 в течение 6 и более лет превышает 0,50. Подобные показатели верны относительно оценок, производимых окружающими людьми, и самооценок благополучия. Вместе с тем столь сильная согласованность связана с тем, что обстоятельства жизни обследуемых субъектов к моменту второго замера изменились незначительно.

Установлено, что ретестовая надежность других методов, измеряющих степень благополучия, снижается слабо, даже если существенно изменяется доход или про­чие условия жизни (Бшпег & Ьисаз, 1999). Тем не менее ощущение счастья колеб­лется. В главе 6 подчеркивалось: влюбленность или другие благоприятные виды социальных отношений способны изменить уровень благополучия. Это же верно и в отношении такой личностной черты, как экстраверсия. Так, Хиди и соавторы (Неао!еу е1 а1., 1985) обнаружили, что продолжительные благоприятные взаимоот-

1 Ретестовая надежность — характеристика надежности психодиагностической методики путем по­вторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста Надежность в этом случае измеряется по соответствию результатов первого и второго обследований и соответствует коэффи­циенту корреляции между ними — Примем науч ред

Экстраверсия -\ 75

ношения усиливают экстраверсию, а это, в свою очередь, способствует росту бла­гополучия.

Известно, что экстраверсия и некоторые другие личностные черты носят отча­сти врожденный характер, как, впрочем, и само ощущение счастья. Крупнейшее исследование на эту тему принадлежит Ликкену и Теллегену (Ьуккеп & Те11е§еп, 1996). Они обследовали 1400 пар близнецов. Были вычислены показатели корре­ляции между уровнем счастья в разных парах. Полученные результаты приведены в табл. 10.1.

Таблица 10.1 Корреляция показателей счастья в парах близнецов разных типов

Однояйцевые Двуяйцевые

Воспитанные вместе 0,44 0,08

Воспитанные порознь 0,52 -0,02

Источник: Ьуккеп & Те11е§еп, 1996.

Явную значимость наследственного фактора продемонстрировало более силь­ное сходство однояйцевых близнецов в сравнении с разнояйцевыми. О том же сви­детельствует и значительное сходство однояйцевых близнецов, которые воспиты­вались в разных семьях. Согласно оценке ученых, генетические факторы больше объясняют вариацию отрицательных эмоций (55%), чем благополучия (48%) и по­ложительных эмоций (40%). Оказалось, что позитивная и негативная эмоциональ­ность имеют разную генетическую основу: вторая сильнее обусловлена наслед­ственным фактором, а вот первая зависит сильнее от семейной среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.