Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая теория: предмет, методология и методы экономического исследования




Экономическая теория является наукой, знание основ которой позволяет выработать определённое миропонимание, умение ориентироваться в широком круге современных социально-экономических проблем и проводить различие между прогрессивными и консервативными тенденциями общественного развития.

Экономическая теория постоянно развивается в поисках ответа на вопросы, которые ставит хозяйственная жизнь. Поэтому по мере общественного развития меняются и взгляды на её предмет. Соответственно меняются и её практическая функция, и вытекающие из неё выводы. Т.О., предмет экономической теории как науки не является чем-то неизменным, раз и навсегда данным. Он определяется объективными и субъективными факторами.

Представители первой из оформившихся школ экономической мысли – меркантилизма – предметом своих исследований считали богатство. Практическая функция этого направления научной мысли выражалась в развитии товарно-денежных связей, торговли, прежде всего, внешней, привлечении в страну золота. Физиократы в качестве предмета своего учения также рассматривали национальное богатство. Но процесс его образования они связывали не со сферой обращения, как меркантилисты, а со сферой производства. Основной практический вывод из учения физиократов заключался в необходимости ограничения вмешательства государства в естественный ход развития земледельческого производства.

Национальное богатство оставалось предметом исследования и классической школы политической экономии. По мнению классиков создание национального богатства происходило во всех отраслях материального производства Практическая функция классической политэкономии состояла в определении факторов увеличения национального богатства. К этим факторам представители школы относили: углубление общественного разделения труда, рост занятости и производительности труда.

В марксистской политической экономии предметом исследования являлись производственные отношения, основой которых было принято считать отношения собственности. Практическая функция марксистского подхода сводилась к необходимости выявления органически присущих капитализму недостатков и противоречий, обоснованию необходимости борьбы рабочего класса против экономической и политической власти буржуазии. Практический вывод из учения марксизма – неизбежность пролетарской революции, ликвидация частной собственности, замена капитализма социализмом.

У маржиналистов предметом экономической теории выступает поведение индивидуумов и социальных институтов (предприятий, объединений людей), путей и средств достижения ими своих целей. Основной практический вывод из этого учения состоял в обосновании экономической политики фирмы. Появление микроэкономики как направления экономической теории связано именно с этим учением.

В кейнсианской школе, отражавшей особенности развития капиталистического хозяйства середины ХХ века, предметом экономической теории становится функционирование национальной экономики как единого целого. Основной практический вывод состоит в необходимости государственного стимулирования совокупного спроса и частного предпринимательства.

В рамках экономической теории как науки кроме предмета исследования необходимо выделять:

сферу исследования – экономическую жизнь (среду), в которой осуществляется хозяйственная деятельность.

объект исследования – конкретные экономические явления и процессы;

субъект исследования – хозяйствующих субъектов

Задача экономической теории состоит в описании и оценке экономических процессов и явлений, в выявлении их взаимосвязей и закономерностей их возникновения и развития. В этом её отличие от конкретных экономических дисциплин.

Первостепенное значение при изучении экономической теории имеет методология исследования. В ней выделяются несколько основных подходов:

· субъективистский подход в качестве исходного пункта анализа экономических явлений выступает хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Причём все субъекты независимы и равны. Объектом анализа является поведение субъекта хозяйствования.

· неопозитивистско-эмпирический подход основан на тщательном изучении и оценке явлений. Внимание акцентируется на техническом аппарате исследования: математическом аппарате, эконометрике, кибернетике. Из инструмента исследования он превращается в предмет познания. В качестве результатов исследования и основных категорий выступают различного рода экономические и экономико-математические модели.

· рационалистический подход. Целью - экономической теории является открытие рациональных («естественных») законов развития цивилизации, законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта. Это требует изучения экономической системы в целом

· диалектико-материалистический подход. принято считать, что экономические явления, во-первых, существуют объективно, во-вторых, находятся в постоянном движени Экономическая теория исследует внутренние связи между экономическими явлениями и развитие этих явлений. Основными категории - категории диалектического материализма (материя и основные формы её существовани я: движение, пространство и время).

Методы экономического исследования это совокупность конкретных способов и приемов, используемых при изучении хозяйственной жизни. Основными методами экономического исследования являются: метод научной абстракции, индукция и дедукция, исторический и логический методы, анализ и синтез, метод моделирования.

Метод научной абстракции заключается в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон или деталей и выделении сущности исследуемого предмета или явления. Позволяет в сложную и запутанную экономическую действительность внести упорядоченность.

Методы индукции и дедукции уточняют и дополняют метод абстракции. Индукция это процесс движения в познании от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Дедукция – наоборот, движение от общего к частному, выведение из общих умозаключений частных выводов.

Метод анализа предполагает мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно.

Метод синтеза состоит в познании явления как единого целого, в единстве и взаимосвязи его частей. Сочетание анализа и синтеза обеспечивает системный подход в исследовании явлений.

Метод моделирования - это исследование объектов на их моделях. С его помощью отражаются главные экономические показатели исследуемых объектов и их взаимосвязи. Когда в модели представлено только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то она называется текстовой моделью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.