Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый контроль: сущность, модели, формы и методы




http://e-college.ru/xbooks/xbook076/book/index/index.html?part-005*page.htm

Контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим (в том числе, правовым) решениям, а также выявления результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины, оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов во всех субъектах хозяйствования и управления. Финансовый контроль- важнейшая функция управления финансами, призван обеспечивать реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль сопровождает весь процесс движения денежных фондов.

О бъект - вся система денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования.

Предмет - различные финансовые показатели, включая доходы и расходы бюджетов разных уровней, финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования, страхового и фондового рынков, налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, доходы и расходы домашних хозяйств, и др.

Две основные модели финансового контроля. В англосаксонской модели финансовые органы осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчёт. Однако вопрос о санкциях к нарушителям является прерогативой административных и судебных органов власти. Во французской модели отдельные контрольные органы помимо непосредственно контрольных функций наделяются некоторыми административно-судебными полномочиями: в части определения виновности лиц в финансовых нарушениях, требования возмещения ущерба и т.д. В России, по аналогии с французской моделью, контрольные органы Минфина РФ, Счётная палата РФ, налоговые и таможенные органы имеют определённые полномочия по применению санкций в отношении лиц, нарушающих финансовое законодательство и финансовую дисциплину, а также наносящих прямой ущерб государству.

В России требовния: независимость, объективность, компетентность и гласность контрольных органов.

Задачи: содействовать обеспечению сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, своевременность и полноту выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств; выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечивать правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности и др.

Финансовый контроль со стороны государства за организациями негосударственной сферы экономики касается лишь их выполнения денежных обязательств перед государством (налогов и других обязательных платежей), соблюдения законности и целесообразности при расходовании бюджетных средств и кредитов, выполнения установленных государственными органами правил организации денежных расчётов, ведения бухгалтерского учёта и отчётности.

Классификация форм контроля

Признак Вид контроля
1.Регламента 1.1 Обязательный
  Осуществляет гос. органы: контроль за исполнением бюджетов, налоговый контроль, контроль по решению правохран. органов, обязат. аудит годовой фин. отчетности
  1.2 Инициативный
  Осуществляет до совершения фин. операций: на стадии рассмотрения и принятия бюджетов, смет доходов бюдж. организаций. Предусматривает оценку обоснованности показателей фин. планов
  1.3 Текущий
  Осуществляется в ходе исполненя бюджетов.
  Направлен на соблюдение фин. дисциплины и проводит анализ фин. деятельности.
  1.4 Последующий
  Осуществляется в ходе рассмотрения и исполнения бюджетов, подведения итогов фин.-хоз. деятельности субъектов: оценка результатов, полученных при выполнении планов и выработка стратегии и тактики на предстоящий период.
2. Субъекта 2.1 Общегосударственный (Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Счетной палатой РФ, Центральным Банком РФ и др.)
  -обеспечивает интересы государства и общества по поступлению доходов, обоснованности, законности, целевому и эффективному использованию государственных средств и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;
  2.2 Ведомственный
  проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Он охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций
  2.3 Внутрихозяйственный
  проводят финансово-экономические службы хозяйствующих субъектов. Он направлен на непрерывное наблюдение за их финансово-экономической деятельностью (состоянием финансового планирования, денежного хозяйства, уплаты налогов и т.д.)
  2.4 Общественный
  - выполняется неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами на добровольной основе. С развитием общественных отношений этот вид контроля приобретает всё более важное значение
  2.5 Правовой
  проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т. д
  2.6 Гражданский
  осуществляется физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, прибыли от предпринимательской деятельности, дивидендов, % и т.д
  2.7 Контроль финансово-кредитных органов
  состоит в оценке этими органами кредитоспособности своих заёмщиков, а также в проверке правильности и достоверности данных их финансовой отчетности
  2.8 Независимый (аудиторский)
  проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими проведение аудиторских проверок
  2.9 Фин. Мониторинг
  осуществляется Федеральной службой по финансовому мониторингу, находящейся в ведении Министерства финансов РФ и уполномоченной принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма

По методам (способам, приемам) проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, мониторинг и ревизии.

Проверки проводятся органами государственного финансового контроля по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются меры по их устранению. Проверки подразделяются на выездные и камеральные.

Выездную проверку проводят непосредственно на предприятии в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы: регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе выше перечисленных документов, предоставляемых ему предприятиями, и материалов о проверяемых юридических и физических лицах, имеющихся у субъекта контроля.

Обследование заключается в изучении отдельных сторон деятельности предприятий и организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. В ходе обследования могут проводиться контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии, выполненных работ и т.д.

Надзор осуществляют контролирующие органы за экономическими субъектами, получившими лицензию на определённый вид финансовой деятельности (банковской, страховой и т.д.). Он предполагает проверку их финансовых операций на предмет соответствия нормам и требованиям, предъявляемым действующим законодательством. Выявление нарушений влечёт за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ предполагает детальное изучение финансовой отчётности хозяйствующих субъектов с целью оценки результатов их финансово-хозяйственной деятельности, эффективности использования ресурсов.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов за использованием ими своих финансовых ресурсов. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия заёмщика, может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятий.

Ревизия: цель – выявление обоснованности, целесообразности, эффективности, недостатков и нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта, установление достоверности данных его бухгалтерского учёта и отчётности. Различаются комплексные (охватывает все стороны деятельности), тематические (по опр. вопросу), сплошные (проверяется все), выборочные и комбинированные (сплошная + выборочная) ревизии.

По результатам ревизии составляется акт, содержащий выводы, которые являются основанием для принятия мер по устранению нарушений, возмещению нанесённого ущерба.

Государственный финансовый контроль- проводится органами законодательной (Федер. Собрание РФ- это Гос. Дума и Совет Федерации, подотчётным им, является Счётная палата РФ. Она контролирует деятельность субъектов всех уровней управления, ведомственной и общественной принадлежности. При неоднократных нарушениях она может принять решение (по согласованию с Госдумой) о приостановлении всех видов расчётных операций организации-нарушителя, но она не наделена правами применения к нарушителям мер административного воздействия) и исполнительной власти всех уровней.(гл. орган контроля-Министерство финансов РФ, которое осуществляет контроль за формированием и исполнением федерального бюджета, и расходованием государственных средств. Его функции выполняет Фед. Служба финансово-бюджетного надзора

Главная задача службы – контроль обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, предоставляемых государством налоговых и бюджетных льгот, за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. В число основных функций ФСФБН входят (последующий финансовый контроль):

- проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования федеральных, государственных фондов, средств и собственности на территории России и за рубежом (в том числе, по мотивированному обращению правоохранительных органов федерального и регионального уровня);

- осуществление мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений финансово-бюджетного законодательства России;

- осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора органами финансового контроля федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также местных органов самоуправления;

- осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием законодательству и условиям лицензирования РФ валютных операций, проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж);

- проведение проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям (с участием представителей валютного контроля, правоохранительных органов);

- организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

В ведении Минфина РФ действует также система Федерального казначейства, осуществляющего контроль(предварительный) за соблюдением законодательства в части кассового исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Государственный финансовый контроль также осуществляют:

· Центральный банк РФ – за созданием кредитных организаций (в процессе государственной регистрации и лицензирования), за соблюдением коммерческими банками и другими кредитными организациями правил проведения кредитно-банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутри банковского контроля, создания обязательных резервов;

· органы Федеральной налоговой службы – за соблюдением налогового законодательства. В их задачу входит проверка, систематизация учета и ответственности налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению;

· органы Федеральной таможенной службы – за соблюдением таможенного законодательства. В их задачу входит осуществление финансового контроля за перемещением товаров через таможенную границу России.

Государственный финансовый контроль осуществляют в сфере своей деятельности также Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, органы валютного и экспортного регулирования и другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.