Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые основы страхования




Признаки страховых организаций:

- страховые фонды образуются в основном за счет перераспределения денежных доходов и накоплений, образованных в процессе первичного распределения национального дохода. Поэтому степень активности влияния страхования на экономическое развитие страны существенно зависит от состояния экономической конъюнктуры, тенденций в формировании общего хозяйственного климата;

- страхование основано на предположении, что число страхователей, попадающих в страховой случай, существенно меньше общего числа страхователей. Страхователь при этом имеет право на страховую выплату только при наступлении страхового случая. Поэтому общая величина страхового возмещения в случае ущерба составляет лишь часть создаваемого страхового фонда, что определяет особое положение страховых компаний среди финансовых организаций;

- страховые компании значительное внимание уделяют обоснованию размеров страховых взносов, уплачиваемых страхователями. Эти размеры определяются с учетом вероятности риска ущерба и его предполагаемого размера. Для этого в рамках страховой деятельности используются такие инструменты выравнивания рисков, как страховые надбавки при калькуляции премий, схемы совместного страхования и перестрахования.

Формирование финансовых средств страховых организаций - «страховщиков» осуществляется за счет: 1) первоначального уставного капитала; 2) финансовых средств (страховых взносов), вносимых физическими и юридическими лицами (страхователями), для возмещения ущерба, возникающего в случае наступления страхового случая.

Размещение временно свободных финансовых средств страховых организаций производится при соблюдении следующих принципов:

- возвратности;

- диверсификации, т.е. вложения средств в достаточно широкий круг финансовых продуктов для максимального уменьшения инвестиционного риска;

- прибыльности, т.е. получения регулярного и соответствующего инвестиционному риску дохода;

- ликвидности, т.е. возможности быстрой реализации (продажи) актива не ниже их номинальной стоимости.

Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные, контролируемые государством соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами.

В страховой деятельности используется перестрахование, представляющее собой систему финансовых и договорных отношений, при которых страховщик часть ответственности по принятым на себя обязательствам перед страхователем передает на согласованных условиях другому страховщику. При этом перестраховщик не вступает в экономические и правовые отношения со страхователем. Страховщик не обязан информировать страхователя о намерении передать в перестрахование взятые риски (полностью или частично). Несмотря на наличие договора о перестраховании, страховщик остается ответственным перед страхователем за компенсацию возможного ущерба в полном объеме.

34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношения в РФ

Бюджет – смета доходов и расходов субъекта на определенный период.

Под бюджетной системой государства понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные. Простое государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе др. государств или государственных образований. Сложное – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных образований (федерация, конфедерация, империя).

В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух уровней – государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в государственный бюджет, формируются и расходуются самостоятельно. Например, Великобритания).

В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой - госбюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.

За бюджетами разных уровней закрепились свои источники доходов. В госбюджет направляются крупнейшие налоги – подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, НДС (кроме США); таможенные пошлины; средства от государственных займов; доходы от использования объектов государственной собственности.

Доходы местных бюджетов формируются из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет отдельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собственности, от различных административных сборов и выдачи местных налоговых лицензий.

В Великобритании – текущие расходы в значительных объемах финансируются из Консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий, а финансирование капитальных затрат осуществляется из Национального фонда займов под рыночный процент и в строго лимитированных размерах.

Бюджетный федерализм – система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств. Основная задача – выбор наиболее эффективной модели бюджетных отношений.

Модели бюджетного федерализма:

Для государств с федеративным устройством можно выделить три типа организации бюджетной системы: централизованный, децентрализованный и комбинированный.

При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. (Финансирование осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета).

Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Децентрализация управления в федеративных государствах позволяет более чутко улавливать социально-экономические, этнические и культурные особенности населения.

Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерно:

- использование механизма горизонтального (пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации) и вертикального (процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти) бюджетного выравнивания;

- повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, что неизбежно ограничивает самостоятельность региональных властей и обусловливает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти;

- значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

Наиболее известными моделями бюджетного федерализма является американская (конкурентная) и германская (кооперативная) модели.

Американская модель строится на относительно большой самостоятельности отдельных штатов. В США отсутствует система горизонтального и вертикального долевого распределения доходов. Большинство федеральных субсидий штатам зависит от объемов долевого финансирования штатными и местными органами власти.

Для германской модели характерной чертой является все возрастающая тенденция к единообразному распределению ресурсов между землями. Бюджетная система базируется на «общих» налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями (налог на заработную плату, прямой подоходный налог, налог с доходов корпораций, НДС). Имеются налоги, которые применяет только один уровень власти: в федеральный бюджет поступают все акцизы; к региональным (налогам земель) относятся транспортный налог, налог наследства; к местным налогам относятся налог на недвижимость, местный предпринимательский налог и др. Расходные полномочия между всеми уровнями власти в Германии распределены в соответствии с принципами классического бюджетного федерализма.

Формирование Российской модели бюджетного федерализма.

Существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства. Существуют такие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:

- «раздельные» налоги (федеральные, региональные и местные);

- «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

- дотации, субсидии и субвенции;

- взаимные расчеты;

- бюджетные ссуды и др.

В механизме межбюджетных отношений в России одновременно действуют два принципа: 1) унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов; 2) дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета.

С точки зрения бюджетного федерализма одной из наиболее важных и сложных проблем является проблема закрепления налогов за бюджетами различных уровней. Мировой практикой выработаны определенные принципы принятия решений в этой области:

1. Принцип стабильности, заключается в том, что региональным бюджетам более чем федеральным, необходимы стабильные источники налоговых поступлений.

2. Принцип мобильности за региональными и местными бюджетами следует оставлять те налоги, сбор которых в меньшей степени зависит от фактора мобильности.

3. Прозрачность и легкая собираемость - налогоплательщикам должны быть понятны направления использования налоговых поступлений в бюджеты.

4. Налоги на ведение международных торговых операций должны быть одинаковыми на всей территории страны и использоваться в интересах всего населения.

Межбюджетные отношения – это бюджетные правоотношения между органами государственной власти (федерального и регионального уровней), а также между органами местного самоуправления по поводу реализации бюджетного федерализма, в том числе по поводу распределения и перераспределения доходов и бремени расходов между различными уровнями бюджетной системы и бюджетами различных уровней бюджетной системы. Существенную роль в осуществлении межбюджетных отношений играют межбюджетные трансферты, представляющие собойсредства одного бюджета, перечисляемые другому бюджету как на безвозвратной основе (дотации, субвенции (целевые), субсидии (целевые и долевые)), так и на возвратной основе (бюджетные кредиты).

Предоставление безвозмездных средств должно осуществляться через специальные фонды, формируемые в составе федерального бюджета. В России: Федеральный фонд финансовой поддержки, Федеральный фонд компенсаций и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.209 сек.