Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Апробация результатов выпускной квалификационной работы




Введение.

Текст введения обычно начинается с обоснования выбора темы, ее актуальности, формулирования целевой установки, конкретных задач и методологических основ ВКР бакалавра. Здесь также указывается объект и предмет исследования, а также его метод (или методы), основные методики исследования. Затем сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов. Для освещения состояния разработанности выбранной темы, делается краткий обзор литературы, представляющий собой очерк основных этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по разрабатываемой проблеме. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

В итоге обзор отечественной и зарубежной научной литературы по теме выпускной работы должен привести к выводу, что именно данная тема не достаточно раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. На этой основе формируется противоречие как важнейшая логическая форма познания. Из установленного противоречия вытекает проблема. Проблема – это фактически всегда познавательная задача, часто определяемая кругом вопросов, на которые предстоит ответить в ходе ее решения.

Постановка Цели исследования ставится с учетом предмета и направлена на решение поставленной проблемы. Основная цель исследовательской работы – в получении нового научного знания. Цель исследования – это «то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего…. – это представление об общих конечных или промежуточных результатах. Как правило, определение цели исследования позволяет исследователю окончательно сформулировать тему своего исследования» [11, С. 5]/

Далее необходимо определить объект и предмет исследования.

Под объектом понимается часть объективной реальности, которая на данном этапе становится областью теоретической и практической деятельности человека, фокусом его исследований. Один и тот же объект может изучаться психологами, педагогами, социологами, методистами и т.д. По мнению Р.И. Деревянко «объект исследования в педагогике и психологии – это процесс или явления, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения. В качестве объекта могут выступать процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях» [11, С.5]/ Объект исследования является более широким понятием, чем предмет.

Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Так, например, объектом исследования может быть развитие мышления в дошкольном возрасте, а предметом исследования – развитие наглядно-образного мышления дошкольников 4-5 лет. «Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта» [11, С.5]/ В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение, в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Как правило, предмет исследования определяет тему исследования. Предмет и проблема исследования органически связаны и даже могут совпадать. Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования. Практически проблема исследования превращается в цель исследования, которую следует достичь в итоге работы.

Формулировка цели исследования позволяет осуществить построение гипотезы. Гипотеза – предположение, истинность которого не очевидна. Гипотеза – это научное предположение, главный метод научного знания. «Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не опровергнуто, предполагаемое решение проблемы, и определение главного направления научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования» [3, С. 21].

К научной гипотезе предъявляются два основных требования [11]:

1. Гипотеза не должна содержать неуточненных понятий.

2. Гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Выдвинутая гипотеза подвергается экспериментальной или теоретической проверке, которая ее утверждает или отвергает. Гипотеза непосредственно связана с поставленной проблемой и целью исследования, фактические является предполагаемым вариантом решения. Можно сказать, что она есть утверждение априори, то есть до опыта, до результатов научного исследования, которое еще нужно проверить. Но подобное утверждение до проведения экспериментальной части совершенно необходимо, поскольку гипотеза позволяет держаться верного направления, не отклоняясь ни от проблемы, ни от поставленной цели исследования. В начале работы гипотеза формулируется в общих чертах, а в ходе работы она уточняется, дополняется. Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные описывают причины и возможные последствия. Объяснительные гипотезы дают объяснение возможным следствиям из определенных причин, при их разработке выделяются условия, при которых эти следствия возникают. Гипотезы в психологическом исследовании могут предполагать, что один из выделенных компонентов будет оказывать решающее влияние на качественные характеристики предмета исследования, что и будет доказано в итоге эксперимента.

Цель и гипотеза исследования определяет его задачи. Цель выражается в ряде конкретных задач. Задачи ставятся на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения в практике. Задачи исследования зависят от характера научной проблемы и могут включать в себя следующее содержание: решение теоретических задач, экспериментальное (эмпирическое) изучение практики решения данной проблемы, выработка системы мер для решения теоретико-практических задач и осуществление их экспериментальной проверки, разработка психолого-педагогических, психолого-методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты эмпирического исследования на практике. «Задачи исследования - это последовательные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования» [11, С.6]. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, а также структура выпускной квалификационной работы (перечень ее структурных элементов, обоснование последовательности их расположения) обозначается в конце вводной части.

Введение, как правило, - короткий раздел до 2-4 страниц – для гуманитарных наук.

Новизна полученных результатов. При изложении новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, описать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, дано дальнейшее развитие и т.п.).

Практическая значимость полученных результатов. В работе, имеющей теоретический характер, должны приводиться сведения о научном применении результатов исследований или рекомендации по их использованию, а в работе, имеющей практический характер, сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Отмечая практическую ценность полученных результатов, необходимо дать информацию о степени готовности к применению и масштабах предполагаемого использования, а также о теоретической значимости результатов, если она есть.

Указывается, на каких конференциях, совещаниях, семинарах и т.п. докладывались результаты исследований, включенные в работу.
Опубликованность результатов, если публикации имеются. Указывается в скольких статьях в научных журналах, сборниках, тезисах конференций, патентах опубликованы результаты работы.

 

Основная часть. Основная часть работы содержится в главах, в которых дается:

  • обзор литературы, теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме и выбор направления исследований;
  • экспериментальная часть и методика исследований, проведенные теоретические и (или) экспериментальные (практические) исследования;
  • анализ и обобщение результатов исследований.

В обзоре литературы студент дает очерк основных этапов исследования проблемы в отечественной и зарубежной психологической науке. Сжато, критически осветив известные ему в этой области работы, бакалавр должен определить свое место в решении проблемы. Во второй главе обычно дается обоснование выбора принятого направления исследования, описывается планирование и ход собственного эмпирического исследования с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы, анализируются промежуточные и конечные результаты исследования. Автор работы должен давать оценку решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов (характеристик, параметров), их сравнение с результатами известных автору работ.

При написании работы студент обязан давать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы или отдельные результаты.
Желательно, чтобы в каждой главе приводились краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить общие выводы по работе от второстепенных подробностей.

 

Выводы. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять примерно из 4 крупных обобщающих пунктов, подводящих итог выполненной работы. В главах основной части выпускной квалификационной работы подробно рассматриваются и анализируются изучаемые явления и факты, описывается методика и техника самого исследования. Особое внимание здесь обращается на обработку и систематизацию фактов. Факт рассматривается как определенного рода «реально достоверное объективное знание», функции которого в общей теории должна выявить логика научного исследования. Факты собираются для решения поставленной задачи. Поэтому их количество должно быть в определенном смысле оптимальным. Оптимальность знания связана с отбрасыванием избыточной информации, позволяющей избежать растянутости и расплывчатости изложения, а также устранением искажений и «шумов».

Ход анализа фактов - это непрерывная цепь частных выводов, которые, соединяясь, создают определенную картину. Отделить обобщения, выводы от анализа, процесса выработки аргументов практически невозможно. Тем не менее, различают и не могут не различать анализ и обобщения.
Под обобщениями понимают логический переход от менее общего и менее широкого по объему понятия к более общему и более широкому понятию путем исключения признаков, характе­ризующих видовые отличия. Но в каждом обобщении науки - самом широком и сравнительно узком - отражается всеобщность явления, существенное для каждого из его моментов.

Выпускная квалификационная работа заканчивается заключением, в котором отражается результат проведенного исследования. Полученный результат - это решение (научной или технической) задачи, которое формулируется как выводы.

Таким образом, заключение выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, имеющей форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Если проводить упрощенные аналогии, то выводы представляют из себя итог обобщения содержания глав, носят конкретный и номинальный характер, а заключение интегрирует полученные результаты работы в проблему исследования, что позволяет увидеть её в новом свете.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением выпускного квалификационного исследования.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично студентом и внедренных в практику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.