КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы психологического исследования
Список использованных источников (библиографический список). Список должен содержать перечень источников, использованных при написании выпускной квалификационной работы. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей ВКР и отражает самостоятельную творческую работу бакалавра. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в выпускной квалификационной работе. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте выпускной квалификационной работы и которые фактически не были использованы. Приложения. При необходимости в приложения следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы:
Образец оформления таблиц с вспомогательными цифровыми данными можно посмотреть в Приложении 9. Также как и составление списка литературы для теоретической части подбор методов исследования составляет одну из наиболее сложных составляющих, показывающий квалификацию бакалавра. Подбор метода и определенной методики должен не только «попадать» в тему и изучаемую область психических явлений, но и, прежде всего, наиболее эффективно раскрывать поставленные задачи. При этом важно не ошибиться в выделении репрезентативного признака изучаемого явления, поиске оптимального метода и валидной методики, выборе критериев оценки замеряемых параметров. Для этого необходимо изучить все возможные варианты применения методов в конкретных условиях для реализации своих исследовательских задач, учитывая все их плюсы и минусы. Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта, один из основных методов психологии. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Сущность наблюдения заключается в том, что это не просто восприятие, а восприятие-процесс и восприятие-результат, метод познания психологического процесса. Учитывая, что наблюдение вызывает наибольшее затруднение при его использовании в качестве научного метода, остановимся на его описании более подробно. Существуют следующие виды наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое. При непосредственном наблюдении внимание уделяется живому процессу. Преимущество этого вида наблюдения в достоверности, целостной картине процесса. Опосредованное или косвенное наблюдение. Оно осуществляется через лиц, работающих по разработанным заданиям и программам. Ценный материал получают участники комплексного исследования, одновременно наблюдая за разными сторонами социально-психологического процесса. Открытое наблюдение протекает в присутствии посторонних лиц. Испытуемые не безразличны к этой процедуре, и часто их поведенческие характеристики и особенности деятельности планируются ими исходя из собственных представлений «правильности – неправильности», тем самым не отражая их типичные особенности, проявляющиеся спонтанно в обыденном режиме. Поэтому данным этого вида наблюдений присущ элемент искусственности. Скрытое наблюдение дает реальную картину процесса. Осуществляется с помощью телевизионных установок на производстве, в медицинских учреждениях, в школах с односторонней прозрачной стеной, прямой микрофонной связи для дистанционного управления; наблюдение за деятельностью психолога в естественных условиях. Наблюдение может быть непрерывным и дискретным (прерывистым). Наблюдение является непрерывным, если оно отражает какое-либо явление в законченном виде (начало, развитие и завершение). Такое наблюдение возможно, если оно протекает в короткие отрезки времени. Дискретное наблюдение осуществляется через отдельные интервалы за длительным или скрытым психологическим процессом. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Главными особенностями метода наблюдения являются: · непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; · пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; · сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть: · Вербальное поведение 1. Содержание речи 2. Продолжительность речи 3. Интенсивность речи и др. · Невербальное поведение 1. Экспрессия лица, глаз, тела 2. Выразительные движении др. · Перемещения людей 1. Дистанция между людьми 2. Физические воздействия (касания, толчки, удары и др.) То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |