Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики психологических тестов




Анкета.

Беседа.

Эксперимент.

Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Эксперимент является одним из основных методов психологии. Особенность его состоит в том, что исследователь сам создает необходимые условия, следит, как необходимо и закономерно возникает исследуемое явление. Эксперимент специально организованная деятельность психолога и испытуемых с заранее заданными исследовательскими целями. Эксперимент – это научная постановка опыта в точно учитываемых условиях.

Существуют несколько видов психологического эксперимента: по времени действия он может быть кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых явлений простым и сложным; в зависимости от цели исследования преобразующим, контролирующим и т.д.; по организации - лабораторным, естественным, комплексным.

Лабораторный эксперимент. Данный вид эксперимента проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей измерительной аппаратуры.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях, где экспериментатор имеет возможность целесообразно подбирать параметры, искусственно создавать такие условия, которые бы обеспечивали научную чистоту эксперимента и оптимальное продвижение исследователя к цели.

Естественный эксперимент. Естественный эксперимент осуществляется так, чтобы у испытуемых не возникло подозрения, что их психологически изучают, то есть в обычной обстановке.

Эксперимент состоит из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Основная его задача заключается в выяснении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть эксперимента может включать наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности и т.д.

Если данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость исследования названной проблемы, то проводится формирующая часть эксперимента. Цель формирующей части эксперимента заключается в разработке нового содержания и методик, которые реализуются в практике.

Завершается эксперимент третьей частью, которая называется контрольной. В методике ее проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента.

Данный метод используется как метод исследования личности. Исследовательская функция беседы способствует обнаружению научных фактов, психолого-педагогических закономерностей.

Беседа начинается с установления контакта. Основная задача, которая решается на стадии установления контакта, заключается в пробуждении у респондента желания продолжать диалог. На основе результатов наблюдения осуществляется диагностика, и вносятся необходимые коррективы в выбранную стратегию проведения беседы.

Стержнем беседы должна быть цель исследования. Материал, собранный в процессе беседы, будет подтверждать гипотезу или опровергать ее. В ходе беседы постоянно ведется наблюдение за психологическим состоянием испытуемого (мера откровенности, паузы, мимика и т.д.).

Подготовка к беседе заключается в составлении вопросов целевых и поддерживающих. Первые из них направлены на выяснение задач исследования, вторые помогают вести беседу, поддерживают разговор. Для беседы необходима атмосфера доверия, должны соблюдаться требования этики.

Результаты беседы можно фиксировать на магнитофоне с дальнейшим анализом записи. Лучше использовать скрытый магнитофон. Результаты беседы самому экспериментатору не рекомендуется записывать. Необходимо запомнить услышанное и воспроизвести.

Анкетирование широко используется как в социологических, так и в психолого-педагогических исследованиях, когда изучается общественное мнение, эстетические и моральные оценки, отношение людей друг к другу, к событиям, родам деятельности.

В анкете существует жесткая логическая конструкция. Она неизменна в процессе анкетирования. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Анкета может охватывать большой круг людей.

Вопросы анкеты могут быть прямыми и косвенными. В прямом вопросе его содержание и объект интереса совпадают. В косвенном, и то и другое расходится.

Содержание вопросов определяется характером ситуации, которая задается в анкете. Она может быть реальной и воображаемой.

Вид анкеты определяется формой вопросов. Вопросники могут быть открытыми и закрытыми.

Вопросы в анкете называются открытыми,если инструкция не ограничивает способ ответа на него.

Вопросы в анкете называются закрытыми, если в анкетах даются несколько вариантов ответов.

 

Тест (от англ. test – испытание, исследование) - стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения, прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериально–ориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка тестов предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.

Психологический тест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Стандартность - тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.

Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные показатели независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния фоновых факторов, которые сводятся к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.

Валидность -соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, например, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней, все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально отображает заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные «проверенные» методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести «создателя».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.