КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели несовершенной конкуренции
Несовершенную конкуренцию принято в современной экономической литературе подразделять на следующие виды. Чистая монополия. В отрасли существует единственный производитель, причем не существует отрасли, производящей близкие к его товарам товары - субституты. Это может быть государственная монополия, производящая «общественные» или «квазиобщественные» товары и услуги (начиная от обеспечения национальной безопасности и кончая почтовым ведомством). Государственная монополия может с помощью политики цен пре, следовать достижение разных целей. Она может устанавливать цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для сокращения потребления. Чистые монополии чаще всего бывают лидерами в НТП в своей отрасли. Такого рода монополия является временной, она исчезает по мере распространения и коммерческого освоения научных исследований. Причем чистые монополии могут быть регулируемые, как например, «Кон-Эдисон» или нерегулируемые, как «Дюпон» в момент своего выхода на рынок с нейлоном. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой фирмы она сама вольна устанавливать любую цену, которую выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и введение государственного регулирования и нежелание привлекать конкурентов, и стремление побыстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка. К чистой (природной, естественной) монополии относятся также монополии, производящие и использующие невоспроизводимые продукты и ресурсы Олигополия - господство нескольких фирм, производящих либо почти идентичные товары (например, алюминий и сталь), либо несхожие товары (например, компьютеры и автомобили). В ситуации олигополии производители могут вести себя различными способами: не учитывать поведения других производителей как и при совершенной конкуренции, пытаться предвидеть поведение других производителей, вступать в сговор с другими производителями. Частный случай олигополии - дуополия (два продавца). Олигополии могут быть «технологическими», т.е. их власть обусловлена исключительно технологией (металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт), такие монополии ближе к «естественным». Однако олигопольный рынок не исключает появления монополий, которые связаны с самовозрастанием капитала, стремлением захватить рынки, подавить конкурентов, максимизировать прибыль Поэтому решение о демонополизации рынка должно учитывать, в состоянии ли корпорации обеспечивать современное, обусловленное спросом обновление структуры выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, повышение качества, эластичность цен. Если эти параметры имеют обратный знак то рынок признается монополизированным, а действующие на нем структуры подлежат демонополизации.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |