Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели несовершенной конкуренции




Несовершенную конкуренцию принято в современной экономиче­ской литературе подразделять на следующие виды.

Чистая монополия. В отрасли существует единственный произво­дитель, причем не существует отрасли, производящей близкие к его това­рам товары - субституты. Это может быть государственная монополия, про­изводящая «общественные» или «квазиобщественные» товары и услуги (начиная от обеспечения национальной безопасности и кончая почтовым ведомством).

Государственная монополия может с помощью политики цен пре, следовать достижение разных целей. Она может устанавливать цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, кото­рые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для со­кращения потребления.

Чистые монополии чаще всего бывают лидерами в НТП в своей от­расли. Такого рода монополия является временной, она исчезает по мере распространения и коммерческого освоения научных исследований. При­чем чистые монополии могут быть регулируемые, как например, «Кон-Эдисон» или нерегулируемые, как «Дюпон» в момент своего выхода на рынок с нейлоном. В случае регулируемой монополии государство разре­шает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегули­руемой фирмы она сама вольна устанавливать любую цену, которую вы­держит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашива­ют максимально возможную цену. Тут и введение государственного регу­лирования и нежелание привлекать конкурентов, и стремление побыстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.

К чистой (природной, естественной) монополии относятся также мо­нополии, производящие и использующие невоспроизводимые продукты и ресурсы

Олигополия - господство нескольких фирм, производящих либо почти идентичные товары (например, алюминий и сталь), либо несхожие товары (например, компьютеры и автомобили). В ситуации олигополии производители могут вести себя различными способами: не учитывать по­ведения других производителей как и при совершенной конкуренции, пы­таться предвидеть поведение других производителей, вступать в сговор с другими производителями.

Частный случай олигополии - дуополия (два продавца). Олигопо­лии могут быть «технологическими», т.е. их власть обусловлена исключи­тельно технологией (металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт), такие монополии ближе к «естественным». Однако олигопольный рынок не исключает появления монополий, которые связаны с само­возрастанием капитала, стремлением захватить рынки, подавить конкурен­тов, максимизировать прибыль Поэтому решение о демонополизации рынка должно учитывать, в состоянии ли корпорации обеспечивать совре­менное, обусловленное спросом обновление структуры выпускаемой про­дукции, ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, повышение качества, эластичность цен. Если эти параметры имеют обратный знак то рынок признается монополизированным, а действующие на нем структуры подлежат демонополизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.