Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование на олигополистическом рынке




График 1

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Такой рынок состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов пред­ложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах Покупа­тели видят разницу в предложении и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. Этот вид монополизма менее опасен для ры­ночной структуры

Формирование цены в условиях чистого монополиста (маржиналистское определение). С позиций маржинализма чистый монополист устанав­ливает цену и количество товара таким образом, чтобы предельные из­держки равнялись предельному доходу (точка равновесия фирмы в усло­виях несовершенной конкуренции) В условиях чистой монополии пред­принимательские издержки (МС) (marginal costs) не имеют тенденции к повышению до уровня продажной цены, это видно из графика 1 АВ<ВС

В условиях совершенной конкуренции производитель может нара­щивать производство, не опасаясь, что это вызовет падение продажной це­ны, и это продолжается до тех пор, пока Р=МС. В случае монополии уве­личение производства неизбежно снижает цену, а следовательно, и вы­ручку.

В условиях монополии продажная цена не имеет тенденции к сни­жению до величины средних издержек на единицу продукции: (ДВ<ВС). Следовательно, у монополиста есть возможность получать сверхприбыль (заштрихованный прямоугольник) В условиях же совершенной конкуренции цена имеет тенденцию к понижению до уровня АС, т.к. на рынок выходят новые предприятия, привлеченные перспективой получения дополнительной прибыли В монополизированной отрасти это затруднено из-за существования барьеров вхождения в отрасль

у - предельные издержки и предпринимательский доход

На олигополистическом рынке ценообразование объясняется многи­ми теориями, в качестве примера можно привести а) теорию угловой кри­вой спроса, б) теорию полных издержек

Теория угловой кривой спроса представляет собой попытку объяс­нить действительный факт, что олигопольные цены имеют тенденцию ос­таваться стабильными, даже если изменяются другие экономические пара метры (общая конъюнктура, общественная производительность и т д) Олигополисту известны общая кривая спроса на товар и кривая его рынка Д - общая кривая спроса в отрасли, Д| - кривая спроса олигополиста Эти кривые пересекаются в точке, где цена равна Р, а объем производства ра­вен Q Если цена поднимается до уровня P1, то часть потребителей уходит с рынка, и спрос сокращается до OQ1 Но если существуют другие пред­приятия, которые повышают цены не в той степени что олигополист, то часть потребителей переходит к ним, и спрос у олигополиста сокращается в гораздо большей степени - до OQ2 (см график 2) Если же предприятие - олигополист снизит цены, а другие оставят их на прежнем уровне, то спрос увеличится до OQ3, а если другие предприятия вслед за предприятием - олигополистом снизят свои иены, то первое предприятие приобретет по­требителей не в результате оттока от других предприятий, а потому, что в рынок войдут новые потребители В этом случае спрос составит объем OQ4 Другими словами, если олигопольное предприятие повышает цены, то вполне вероятно, что другие предприятия не повысят цены вслед за ним, поскольку они привлекут таким образом часть потребителей данного олигопольного предприятия, т е увеличат объем продаж Если же олигопольное предприятие понизит цены, то другие будут вынуждены последовать его примеру и оно получит небольшую выгоду Q3Q4 Таким образом, олигополисту выгодно поддерживать цену стабильной Кривая спроса оли­гопольного предприятия представляет собой комбинацию двух кривых спроса Д (при цене выше Р) и Д, (при цене ниже Р), что представляет со­бой ломаную кривую

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.