Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет исследования. Наибольшие трудности при описании программы исследования представляет соотношение предмета и объекта исследования




Наибольшие трудности при описании программы исследования представляет соотношение предмета и объекта исследования. Согласно классической методо­логии научного исследования, объект исследования − это то, на что направлен процесс познания; предмет − те свойства, стороны и характеристики объекта, ко­торые подлежат непосредственному изучению.

Объект исследования. Объектом исследования может быть система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которой зарождается проблема. Например, тот или иной уровень интегральной индивидуальности (например, система свойств личности), межличностные взаимоотношения, активность субъекта жизнедеятельности, психологическая коррекция определенных нарушений и т.п. А в качестве объекта исследования могут быть рассмотрены фрагменты мира, существующие независимо от субъекта познания, − индивид, группа, различные общности людей, а также животные и их сообщества [Дружинин, 2011; Выполнение дипломных…, 1997; Рузавин, 2009].

Предмет исследования указывает на конкретную характеристику объекта исследования, на изучение которой направлена работа. Он выделяет из общей системы, представляющей объект исследования, часть этой системы или процесс, который и исследуется в рамках этой системы. В качестве предмета психологического исследования могут выступать особенности различных психических явлений и их сторон – психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, их взаимосвязи и взаимовлияние и т.д. Так, например, если объектом исследования дипломной работы студента выбран образ ребенка в сознании воспитателя», то предметом изучения могут быть «различия в представлениях о ребенке в сознании воспитателей с разными стилями педагогического общения.

Предмет исследования должен отражаться в формулировке темы работы, так как само исследование на предмет и направлено. Существуют различные варианты соотношения предмета и объекта исследования. В одном и том же объекте могут сочетаться различные предметы (табл. 3), поскольку исследование может быть направлено на разные ха­рактеристики и свойства объекта.

Предмет исследования обычно сформулировать легче, чем объект. В самой работе есть много «маркеров», помогающих идентифицировать предмет. Так, один из внешних признаков, - это то, что пред­мет исследования обычно фигурирует в названии и напрямую соотносится с це­лью работы.

Выделить объект исследования сложнее. В качестве объекта могут выступать психологические явления (примеры 1−6 в табл. 3), выборки или группы испытуемых (примеры 7−11), продукты деятельности (примеры 12−13), методы, методики и программы (примеры 14−16).

Как видно из таблицы 3, исследования, в которых объектом являются испы­туемые или группы, составляют лишь небольшую часть всех возможных. Как правило, объект современного психологического исследования формулируется в терминах определенных психологических феноменов и значительно реже как отдельные категории или группы испытуемых.

 

Таблица 3

Примеры соотношения объекта и предмета
в психологическом исследовании
[по Мельниковой, 2009; Дружинину, 2011]

№ п/п Объект Предмет
  Детско-родительские отноше­ния Формы взаимодействия родитель− ребенок
  Детско-родительские отноше­ния Влияние стиля детско-родительских отношений на развитие ответ­ственности ребенка
  Стратегии копинг-поведения в процессе адаптации к новым условиям деятельности Сравнительный анализ продуктивности копинг-стратегий менеджеров-стажеров.
  Стратегии поведения в процессе адаптации Взаимосвязь стратегий с личност­ными особенностями старшеклассников.
  Процесс переживания потери отношений Конструктивные и деструктивные формы переживания
  Процесс переживания потери отношений Последовательность этапов процесса
  Студенты младших курсов Стратегии копинг-поведения в процессе адаптации к условиям вуза
  Студенты младших курсов Мотивация обучения
  Успешные предприниматели Стиль жизни и ценностные ориента­ции
  Тренинговая группа личностно­го роста Время протекания стадий развития группы
  Семьи из 3х человек (с одним ребенком) Распределение ролей в семье
  Русские волшебные сказки Психологическое содержание воз­растных кризисов женщины
  Рекламные ролики Средства психологического воздей­ствия
  Методика «Социальная уверен­ность» Психометрические характеристики методики
  Метод «Семантический диффе­ренциал» (СД) Возможности применения СД в маркетинговых исследованиях
  Программа коррекции выученной беспомощности Используемые методические средства и их эффекты на показатели выучен­ной беспомощности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.