Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика использованных в работе диагностических методик




Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования

Задачи исследования

Наиболее типичная и недопустимая ошибка в формулировании задач – их подмена описанием этапов работы, например,

1) проанализировать литературу по теме;

2) провести экспериментальное исследование;

3) обработать данные;

4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

В указанном случае приведены универсальные этапы любого исследования, но не задачи конкретной исследовательской работы. К сожалению, это распространенная ошибка многих студентов.

Задачи должны формулироваться в положениях, направленных на конкретные действия и достижения по проверке поставленных целей и гипотез.

Формулировка задач позволяет быстро определить ценность данного, конкретного исследования. В психологических исследованиях в формулировке задач возможно определение функций изучаемого явления в психике, взаимосвязей с другими психическими явлениями. Желательно также установить уровень психики, к которому это явление относится, выделить ближайшие уровни и детерминанты изучаемого феномена или явления на этих уровнях, уточнить внутреннее строение явление (компоненты, частные феномены, отдельные характеристики и др.). Существуют задачи создания, модификации или адаптации методики для изучения феномена, проведение какого-либо эксперимента, проведение срезового или лонгитюдного исследования феномена, построение модели изучаемого явления или описание его характеристик.

Задачи всегда тесно связаны с целью и гипотезами исследования. Пример такой взаимосвязи целей, гипотезы, объекта, предмета, методов и задач исследования приведен в прил. 8.

Завершая обзор основных содержательных и структурных компонентов главы 1, подчеркнем следующее. Теоретическая часть работы – основа части эмпирической. Важно, чтобы понятия и концепции, рассматриваемые в теоретической части, были полностью согласованы с результатами эмпирического исследования, использовались в их интерпретации. В противном случае возникает нередкий для студенческих работ содержательный отрыв литературного обзора и эмпирического исследования, выполненного на его основе.

В этой главе описывается программа эмпирического исследования, которая должна содержать следующие сведения (по пунктам главы):

1.Этапы исследования: в особенности это касается выпускных работ бакалавра и магистра, которые проводились в течение нескольких лет.

2.Участники исследования: дается характеристика выборки участников исследования, в которой указывают количество и состав по полу, возрастные параметры (диапазон, средний возраст), социодемографические характеристики. Если проводится сравнительное исследование, особо оговариваются параметры сравнимости выборок (экспериментальной и контрольной)и контроля посторонних факторов, которые могут сказаться на полученных различиях. Например, указывается уровень образования, количество детей в семье, модель обучения и т.п.

При описании выборки, привлеченной к исследованию, обязательно должны быть указаны: половой и возрастной состав испытуемых, их профессиональный статус. Также могут быть обозначены и особые характеристики, если таковые имеются. Например, если исследуются специфические выборки: подростки с нар­котической зависимостью, люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболева­ниями, одаренные дошкольники и др. Как было указано выше, в некоторых случаях испытуемые могут рассматри­ваться как объект исследования. Тогда характеристики выборки приводятся в рамках описания объекта. В остальных случаях выборка описывается отдельно.

Бывает, что к исследованию привлекаются несколько различных выборок (на­пример, на разных этапах исследования). В этом случае приводится описание ка­ждой выборки.

Если исследование проводилось без привлечения испытуемых (например, ис­следования, построенные на контент-анализе текстов: сказок, газетных статей и т.д.), то описывается выборка продуктов деятельности. Здесь важно не только пере­числить, какие были отобраны тексты, сказки и т.д., но и подробно обосновать критерии отбора.

1. Методы исследования. В работе необходимо дать общую характеристику использованных методов психологического исследования. При этом могут быть использованы наиболее известные классификации методов. Так, по
Б.Г. Ананьеву, выделяются:

· организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

· эмпирические: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент в различных его проявлениях, психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод;

· методы математико-статистического анализа данных и качественные описания;

· интерпретационные методы.

Возможно использование других классификаций, например, по аналогии с другими науками, где обычно выделяют три класса методов [Дружинин, 2011]:

· эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;

· теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее предметом исследования);

· методы интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Диагностические методики характеризуются в выпускной работе более подробно, поскольку обычно являются основным способом получения эмпирического массива данных, используемого для последующего статистического анализа и интерпретации. Необходимо привести обоснование выбора методик и их краткое описание. Описание должно быть достаточное для того, чтобы любой другой исследователь (при желании) мог повторить исследование, используя те же методики и методические процедуры.

Методики следует описывать по схеме:

- название методики и ее автор;

- назначение методики;

- структура методики (например, входящие в методику шкалы);

- процедура исследования и обработка результатов.

В приложении могут быть представлены тексты методик, образцы бланков и ключи обработки. Прежде всего это касается малоизвестных или разработанных автором методик.

Если в работе использовалась экспертная оценка, то подробно описывается вся процедура, указываются характеристики экспертов (профессия, стаж,
квалификация и т.д.).

Такой метод исследования, как фокус-группа, предполагает подробное изложение плана и всех использованных методов и процедур. Обязательно обосновывается структура группы (блоки информации). Последовательность предлагаемых заданий обосновывается как с точки зрения логики получения информации (последовательность вопросов), так и с точки зрения динамики проведения группы (разогрев, утомление группы и т.д.).

При описании таких методов, как интервью и беседа, необходимо привести план и список ключевых вопросов; если использовался метод наблюдения, − схему наблюдения. При этом указывается степень структурированности интервью или наблюдения, форма проведения, а также где и когда проводилось, особенности обстановки и т.д. Так же, как и при описании фокус-группы, обосновывается структура интервью и последовательность блоков вопросов.

Для исследований, использующих контент-анализ:

- описывается, как выделялись категории;

- приводится список категорий и их содержательная характеристика;

- приводится кодировочная матрица с примерами единиц содержания, отнесенных к той или иной категории и подробными правилами отнесения к категории (инструкция кодировщику).

Если в основе исследования лежит эксперимент, то приводится подробный план эксперимента с указанием последовательности действий, обозначаются переменные, экспериментальная схема и описываются основные процедуры контроля валидности.

Если в работе используется много методов и методик, то целесообразно их сгруппировать и описать группами. Например: «а) для исследования личностных особенностей использовались:.... б) для оценки профессиональной компетентности:...».

3. Методы статистического анализа эмпирических данных с указанием целей использования каждого метода. Так, например, указывается, что для оценки значимости различий показателей ряда свойств личности в двух выборках использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок, а для выявления значимых взаимосвязей этих свойств – корреляционный анализ по К.Пирсону.

Следует подчеркнуть, что выбор методов статистического анализа и ограничения в интерпретациях результатов тех или иных статистических процедур определяются подходом (планом, дизайном) эмпирического исследования. Так, проведение экспериментального исследования при соблюдении его основных принципов и правил [Девятко, 2009; Дорфман 2005; Дружинин, 2011], позволяет проверять гипотезы о наличии причинно-следственной связи между независимыми и зависимыми переменными. В этом случае одним из наиболее адекватных методов статистического анализа является дисперсионный анализ − однофакторный или мультифакторный – позволяющий дать оценку основных эффектов и значимости межфакторного взаимодействия.

Кроме того, достаточно часто в выпускных работах используется классический экспериментальный план сравнения двух групп [Дружинин, 2011]. В этом случае обычно используются параметрические или непараметрические критерии различий, например, t-критерий Стьюдента для независимых или для зависимых выборок.

Если основная цель работы – изучение взаимосвязей каких-либо психологических феноменов или особенностей структур этих взаимосвязей в зависимости от определенных условий, используется корреляционный подход (план или дизайн), который предполагает в качестве основных методов анализа данных корреляционный или эксплораторный факторный анализ с вычислением и оформлением корреляционных (или факторных) матриц. Например, матриц интеркорреляций или так называемых «квадратных» матриц, где приводятся статистически достоверные взаимосвязи всех измеренных переменных друг с другом. Могут быть и выборочные корреляционные матрицы, где указаны взаимосвязи наиболее важных переменных. Корреляционный анализ обычно предполагает построение корреляционных плеяд – схем наиболее существенных с точки зрения поставленных целей и задач работы взаимосвязей. Наиболее значимые корреляционные схемы (плеяды) следует представить непосредственно в тексте работы.

Анализ продуктов деятельности, например контент-анализ, также предполагает своеобразие статистических методов. В этом случае обычно используется частотный анализ, оформляются таблицы частот встречаемости смысловых единиц и суммарных категорий, подсчитываются дихотомические
φ-коэффициенты корреляций их взаимосвязей и т.д.

Украсить работу могут также описательные методы дескриптивной статистики, которые наиболее адекватны описательным подходам или методам исследования. Это могут быть диаграммы и графики, характеризующие структуру выборок исследования, выраженность средних значений и стандартных отклонений показателей, графические характеристики распределений.

Таким образом, использованные автором выпускной работы методы статистического анализа данных должны четко соотносится с целями и задачами, гипотезами и планом конкретного эмпирического исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.