КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аналитический обзор научных источников
Глава 1. Теоретическая часть работы Основная часть Содержание основной части [Положение о ВКР ПГГПУ, 2013, с. 8–9] состоит из двух-трех разделов (глав) и зависит отхарактера работы. В основной части должно быть представлено: - обзор современных исследований по данной или близкой по тематике проблеме с обязательным указанием источника; - раскрыто содержание выполненного исследования; - авторский анализ и обобщение имеющегося материала (данному пункту должно быть уделено основное внимание). Содержаниеосновной части зависит от выбранной темы, цели, объекта, предмета исследования, использованного фактического материала. Например, в реферативных работах (например, в курсовых работах за 2-й курс) дается авторское изложение изученного материала; в экспериментальных − описание хода эксперимента и полученных результатов. Центральной задачей любого исследования является накопление собственных, новых в научном отношении, материалов, их обработка, обобщение, объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений. Разделы основной части ВКР называются главами. Каждая глава может иметь небольшое по объему введение, отражающее цель излагаемого материала, и заключение с развернутыми выводами, подводящее итоги описанного в ней теоретического или практического исследования. В свою очередь глава может состоять из меньших подразделов − параграфов, а параграфы − из Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который, как правило, соответствует одной мысли. Он состоит из одного или нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, и выделяется абзацным Текст курсовой работы бакалавра, обучающегося на 2-м курсе, обычно представляет собой только теоретическую часть. В отличие от работ, выполняемых на старших курсах, в работах второкурсников может быть несколько глав, которые содержательно отражают разные аспекты аналитического обзора научных источников. Начиная с 3-го курса, теоретическая часть исследовательской работы студента представлена первой главой курсовой или выпускной работы (бакалавра или магистра).Заголовок главы отражает ее предмет. Например: «Представления о взаимодействии личности и среды в психологической науке»; «Проблема стиля учебной активности в отечественной психологии». Не следует в заголовке главы 1 использовать формальные, бессодержательные названия: «Теоретический анализ проблемы»; «Основные подходы к исследованию»; «Обзор исследований по проблеме» и т.п. Глава может содержать несколько параграфов в соответствии с выделенными вопросами обозначенной проблемы. Существуют две основные формы изложения материала в теоретической части курсовой и выпускной работ [Андреев, 2004; Выполнение дипломных…, 2007; Мельникова, 2009; Рузавин, 2009]: 1) аналитический обзор источников, 2) теоретическое исследование.
Аналитический обзор научных источников должен полно и систематизированно, на основе современных научных источников раскрыть состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу. Предметом анализа в обзоре должен стать анализ достижений в исследуемой области. Аналитический обзор обычно заключается в изложении концепций различных авторов, касающихся предмета исследования. Аналитический обзор может включать: · перечень основных вопросов, которые рассматривались исследователями при изучении данной проблемы; · информацию о том, кто и когда занимался данной проблемой; · описание основных концепций; · общую характеристику основных методов исследования проблемы; · обзор основных эмпирических исследований, посвященных данной проблеме. Распространенной ошибкой является простое перечисление различных теорий и концепций без их анализа и систематизации. Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу [Куликов, 2002]. Хронологический принцип предполагает последовательное изложение материала в порядке возникновения теорий и концепций. Хронологический принцип может быть полезен, когда важно провести исторический анализ проблемы, проследить особенности ее развития в науке. Особенно важно это в случае историко-психологического исследования. В этом случае можно опираться на следующий ряд вопросов. 1. Кто впервые обратился к изучению данной проблемы? 2. Какие проблемные вопросы ставили перед собой исследователи? Как изменялся круг вопросов с течением времени? 3. Как развивались эмпирические исследования в данной области? (Проследить линию развития исследований с опорой на классиков и ведущие психологические школы). 4. Какие категории использовали исследователи для описания явления? Изменялся ли категориальный аппарат с течением времени? 5. Какие противоречия существовали во взглядах представителей различных школ или у отдельных исследователей и как они разрешались? 6. Состояние проблемы на настоящий момент времени. Хронологическая форма изложения материала также может быть удобна, когда проблема мало разработана и существует ограниченное число исследований по интересующей автора теме. Однако хронологический метод не рекомендуется, если тема, выбранная для работы, представлена многочисленными исследованиями, которые сконцентрированы в ограниченном временном промежутке, если существует множество частных взглядов на проблему и противоречивых подходов к ее исследованию. В этом случае предпочтителен логический метод изложения материала, который позволит систематизировать разнообразную и разрозненную информацию [Куликов, 2002; Мельникова, 2009]. Логический принцип построения обзора источников заключается в группировке подходов, концепций, эмпирических исследований различных авторов в соответствии с основными вопросами, характеризующими исследуемую область. Полезно выделить и прописать эти основные вопросы уже в начале первой главы, чтобы обозначить линию теоретического анализа. В качестве таких вопросов могут выступать. 1. Определение основных понятий, существенных для понимания явления. 2. Феноменология явления (проявления, внешние отличительные признаки). 3. Структура явления (составляющие элементы и связи между ними). 4. Функции явления (назначение, для чего служит). 5. Динамические аспекты явления (формирование и развитие). 6. Виды, формы явления (существующие классификации). 7. Место среди других психических явлений. 8. Прикладной аспект (практические технологии, касающиеся изучаемого явления) [Андреев, 2004; Куликов, 2002]. Автор работы может остановиться на тех вопросах, которые больше его интересуют, наиболее актуальны, согласуются с целью исследования. По каждому из выбранных для анализа вопросов излагаются, независимо от времени их возникновения, подходы, концепции и, при необходимости, эмпирические исследования. Позиции разных авторов сравниваются, сопоставляются, отмечаются общие тенденции, точки рассогласования, противоречия во взглядах. В большинстве случаев аналитический обзор, построенный по логическому принципу, предпочтителен.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |