КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значимые корреляционные взаимосвязи шкал теста структуры интеллекта, вербальной и невербальной
Оформление таблиц и рисунков Стиль АРА Наиболее простым и предпочтительным для исследовательской работы студента является вариант оформления ссылок в стандарте АРА (Американской психологической ассоциации), например: (Айзенк, 1995; Дружинин, 2000; Bowling&Mackenzie, 1996). Близким к стилю АРА является так называемый Гарвардский стиль (harvardstyle) цитирования [Денисова, 2011]. Если приводится цитата, в скобках указываются страницы, например: (Геодакян, 1989, с. 64). Этот вариант позволяет оформлять ссылки уже на этапе подготовки черновиков выпускной работы. В стиле АРА существуют два основных способа цитирования. Вы можете указать имя автора в начале предложения, используя только фамилию: «Согласно А.И. Иванову (2015), листья становятся красными осенью». Обратите внимание, что дату публикации необходимо указывать в скобках, а фамилию автора – нет. Еще одним способом цитирования внутри текста является помещение цитаты в конце предложения без прямого указания автора. Это будет выглядеть так: «Листья становятся красными осенью (Иванов, 2015)». В этом случаекак автор, так и дата публикации заключены в скобки и разделены запятой. Всегда указывайте сначала автора, а затем дату. Если у вас два автора, вы можете разделить их фамилии знаком конъюнкции. Если у вас больше двух авторов, вы должны разделить их фамилии с помощью запятых и знака конъюнкции.Пример цитаты внутри текста для двух авторов: «Листья становятся красными осенью (Иванов&Петров, 2015). Примером цитаты внутри текста для трех и более авторов будет: «Листья становятся красными осенью (Иванов, Петров&Сидоров, 2015)». Если у вас три или пять авторов, вы всегда можете указать их фамилии при первом цитировании ресурса. Вы можете использовать «и другие» следующим образом: «(Иванов и другие, 2015)». «И другие» означает, что книга имеет много авторов Если у вас шесть и более авторов, вы всегда можете использовать «и другие» даже при первом цитировании. Если используется прямое цитирование, необходимо указывать номера страниц источника. Допустим, найдена цитата на странице 123: «По моему опыту листья становятся красными осенью». Эту информацию можно процитировать одним из двух способов. Способ 1: чтобы использовать эту цитату, необходимо процитировать источник следующим образом: «Иванов (2015) считает следующее: “По моему опыту листья становятся красными осенью» (с. 123)”. Номер страницы указывается в конце, и вы должны поставить «с» с точкой перед номером страницы. Способ 2: «Еще один автор считает следующее: “По моему опыту листья становятся красными осенью” (Иванов, 2015, с. 123)». Как и ранее необходимо поместить информацию в скобки в конце предложения и разделить запятыми. При цитировании внутри текста и использовании прямой цитаты кавычки в конце цитаты должны ставиться перед ссылкой на автора; после этого необходимо ставить точку. Например: «Еще один автор считает следующее: “По моему опыту листья становятся красными осенью” (Иванов, 2015, с. 123)». Стиль «Квадратные скобки» Более официальным, основанным на ГОСТ 7.32 – 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» и принятым в ряде ведущих научных периодических изданий («Психологический журнал», «Вопросы психологии») является вариант ссылок, которые оформляются в скобках с указанием порядкового номера в библиографическом списке, например: [31]. Ссылки на несколько конкретных работ автора могут быть даны, например, в форме [22], или [12−17; 19]. При цитировании, а также в случаях, требующих указания конкретной страницы источника, в скобках через запятую дополнительно указывается страница [22, с. 132] или страницы «от – до» [19, с. 7−9]. Данный вариант требуетзначительно больших трудозатрат (или специальной настройки автоматизации в текстовом редакторе Word корпорации Microsoft), так как автор работы должен иметь перед собой уже готовый алфавитный библиографический список. Вместе с тем данный вариант позволяет сделать текст более компактным. Именно поэтому большинство российских психологических журналов используют стиль «Квадратные скобки».
Выпускная квалификационная работа по психологии предполагает проведение эмпирического исследования с последующим статистическим анализом полученных данных. Качество интерпретации эмпирических данных, легкость ее прочтения рецензентами и слушателями в значительной мере определяется оформлением статистических таблиц и рисунков. Статистические таблицы и рисунки могут располагаться как непосредственно в тексте ВКР, так и в приложениях. Таблицы и рисунки должны иметь заголовки, достаточно полно отражающие их специфику. Таблица (или рисунок) от заголовка отделяется одним пробелом. В настоящее время в Европе и США сложились достаточно четкие единые требования к оформлению текстов научных работ, в том числе таблиц и рисунков. Эти требования сформулированы Американской психологической ассоциацией (АРА) и выдержали 6 переизданий. Последнеебыло осуществлено в 2009 г [AmericanPsychologicalAssociation, 2009]. В Российской Федерации стиль АРА (APA style) пока не является доминирующим, но тенденция к стандартизации оформлений научных текстов в соответствии с международными стандартами очевидна. Поэтому приведем несколько рекомендаций APA style к оформлению таблиц и рисунков. 1. Простота и легкость прочтения. Таблицы и рисунки должны иметь минимум элементов и деталей. Они не должны дублировать текст работы, а иллюстрировать его. 2. Во всех таблицах и рисунках используется единый стиль (тип и размер шрифта, маркеров, подписей и расшифровок сокращений, примечаний). 3. В линейных графиках (таких, как ANOVA) независимая переменная располагается на горизонтальной оси, зависимая – на вертикальной. 4. Как таблицы, так и рисунки должны быть черно-белыми. 5. Подпись к рисунку располагается под ним. В ней приводятся краткие и четкие объяснения всех сокращений, чтобы рисунок можно было понять, руководствуясь только подписью и не обращаясь к самому тексту. 6. Подпись к рисунку может содержать примечание. Общее примечание начинается со слова Примечание, написанного курсивом. Ставится точка. Общее примечание содержит информацию, относящуюся к таблице в целом, и завершается объяснением аббревиатур и символов. Например: Примечание. Все незначимые нагрузки опущены. D = детерминация; К = креативность. Если это необходимо, ниже примечание продолжается как особое примечание – применительно к отдельным строкам или столбцам. Наконец еще ниже в структуре примечания указывается уровень значимости (если в таблице или рисунке используются уровни значимости), например: *p<.05. **p<.01. Все примечания располагаются именно в этой последовательности (общее – особые – уровни значимости) под таблицей, каждое – с новой строки. Красной строки не требуется. Начинать каждое особое примечание с новой строки не нужно. Например: Примечание. Испытуемые были протестированы с помощью методики …. *p<.05. **p<.01. Оформление таблиц и рисунков российских публикаций задается традициями или требованиями наиболее известных периодических изданий. В нашем случае для оформления таблиц и рисунков используется стандарт, приближенный к требованиям журнала «Вопросы психологии». Заголовок таблицы располагается над таблицей, выравнивается по центру и выделяется жирным шрифтом. В тексте заголовка возможен 1 интервал. Например: Таблица 1 Средние значения показателей интеллектуального развития учащихся
Заголовок рисунка располагается под рисунком, выравнивается по центру и следует сразу за выделенной жирным шрифтом надписью «Рис.».Например: Рис. 2. Распределение количества последовательных контрастных иллюзий среди здоровых испытуемых
Нумерация таблиц и рисунков в работе сквозная, например, рис. 1 может быть приведен в Главе 1, а Рис. 2 – в Главе 3. Нумерация таблиц в Приложениях приводится в соответствии с номером приложения, например, ПРИЛОЖЕНИЕ5 Рекомендации к оформлению таблиц Ссылки на таблицы и рисунки приводятся в тексте работы следующим образом: (табл. 5); (табл. 2 и 4); «… анализ табл. 3 позволяет заключить, что психическое развитие …»; (Рис. 2); рис. 1 а); рис. 12–15). Подготовка таблиц и рисунков, действительно облегчающих понимание научных текстов, начинается еще до их построения. Большое значение для анализа данных, интерпретации и описания его результатов, а также для оформления таблиц и рисунков имеет оптимальная группировка переменных. В Пермской научной психологической школе обычно используется группировка переменных по уровням и подуровням интегральной индивидуальности. Например, первыми в списке следуют показатели свойств нейродинамики и темперамента, затем – когнитивные переменные (интеллект, мышление и т.п.), затем – свойства личности и наконециндексы социометрического статуса и другие метаиндивидуальные характеристики. Такой порядок расположения переменных в значительной мере обеспечивает их компактную группировку в ходе корреляционного и факторного анализа («одноуровневые» характеристики, как правило, сильнее коррелируют друг с другом, чем разноуровневые), что значительно облегчает интерпретацию взаимосвязей. При оформлении статистических таблиц бывает полезно визуально (например, двойной чертой) отделить показатели одного уровня или подуровня от другого. Компьютерные таблицы и диаграммы, генерируемые такими известными статистическими пакетами, как SPSS (корпорации SPSS) или Statistica (корпорации StatSoft), в их первозданном виде использовать в тексте глав ВКР не следует (в приложениях, с отдельными пояснениями, это возможно). Эти таблицы и рисунки, как правило, копируются, а затем вставляются в электронные таблицы Excel (корпорации Microsoft), где и проводится последующее форматирование. После оформления таблиц или рисунков в электронных таблицах Excel они снова копируются и в окончательном своем виде вставляются в текст ВКР. Как правило, сам текст оформляется в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft). Значительно удобнее (и компактнее) осуществлять вставку выделенных в Excel таблиц и рисунков не из буфера обмена, а следующим образом: Правка – Специальная вставка – Рисунок (метафайл Windows), или − Точечный рисунок. Для того чтобы рисунок сохранял свои параметры, «раскрывался», интервал строки, куда он вставляется, должен быть равным единице (один интервал). Обычно один интервал выставляется в этом случае не только в абзац, принимающий вставку, но и в один сверху и один снизу (они не содержат какой-либо информации). Масштаб таблиц и рисунков должен быть таким, чтобы это не слишком затрудняло чтение.В тексте таблиц на стадии их оформления в Excel допустимо использовать шрифт Arial или TimesNewRoman меньшего размера, чем текст работы (12-й пункт для статистически достоверных и 8−10-й пункт для незначимых коэффициентов). Но заголовки к таблицам и рисункам приводятся 14-м пунктом шрифта TimesNewRoman. Важную роль в чтении таблиц и рисунков играет расшифровка сокращений. Приведенные аббревиатуры диагностических шкал должны быть расшифрованы либо непосредственно в тексте таблиц (это можно сделать очень кратко, 8−10-м пунктом шрифта TimesNewRoman, после соответствующей аббревиатуры), либо в примечании к таблице или рисунку. Величины мер центральной тенденции (средних арифметических, стандартных отклонений) в таблицах приводятся с точностью до одного знака после запятой, а вероятности ошибки вывода о значимости статистических критериев – до третьего знака (в факторных матрицах возможны корреляции и до второго знака). Например:t = 5,2; p<0,001. Достаточно часто таблиц вообще можно избежать, если в самом тексте выпускной работы привести величины статистических критериев. Приведем пример. «Анализ результатов воздействия препарата N на точность стрельбы респондентов экспериментальной выборки показал, что этот показатель значительно снизился по сравнению с фоновыми измерениями (t=2,4; p < 0,001). Кроме того, он после воздействия оказался значительно ниже показателя точности стрельбы в контрольной выборке (t=3,5; p<0,001)». Обратите внимание, что в данном случае нет необходимости указывать знак критерия (мы в тексте уже отметили, что результаты снизились). При оформлении статистических таблиц желательно указывать величины как значимых, так и не значимых коэффициентов, выделяя значимые коэффициенты жирным шрифтом. Например, значимые коэффициенты и рассчитанные по ним величины вероятностей ошибок указываются 14-м пунктом и жирным шрифтом, а не значимые – 8-м или 10-м пунктом без шрифтового выделения. Если значимость статистических критериев указана в соответствующем столбце таблицы, нет необходимости дополнительно ее обозначать звездочками. Если же значимость не указана, звездочки проставляются в соответствии со сложившимися традициями: * – p < 0,05; ** – p < 0,01; *** – p < 0,001). В этом случае речь идет о вероятности ошибки вывода о значимости различий или связи переменных. При этом знак < читается как «меньше или равно» указанной величины. В корреляционных матрицах (так называемых квадратных матрицах, где указаны взаимосвязи всех переменных) допустимо приведение только значимых на уровне p < 0,05 (пятипроцентный порог значимости в гуманитарных исследованиях) коэффициентов. Коэффициенты корреляций, значимость которых не доходит до этого порога, можно опустить (пустые клетки матрицы как раз и будут свидетельствовать об отсутствии значимых взаимосвязей). В этом случае в примечании обычно указывается: представлены значимые корреляции с вероятностью ошибки, не превышающей 0,05 (p<0,05). При оформлении статистических таблиц, которые помещаются непосредственно в тексте глав ВКР, желательно их максимально компактное представление, когда, например, в одной таблице приводятся итоги сравнения средних значений показателей сразу в трех-четырех выборках респондентов. Ниже приводятся некоторые образцы таблиц и рисунков, иллюстрирующие результаты наиболее часто используемых в Пермской научной психологической школе статистических процедур.
Таблица 4 Сравнение средних значений характеристик копинг-поведения
Примечание. Жирным шрифтом выделены переменные, по которым имеются статистически значимые различия. Офиц.; Гражд. – выборки респондентов, состоящих в официальном или гражданском браке; В обеих выборках − по 30 респондентов (n1 = n2 = 30)
В оформлении данной таблицы, взятой из выпускной квалификационной работы Н.К. Поршневой (2012), обращают на себя внимание следующие 1) все переменные расшифрованы, и это сделано непосредственно в таблице. Допустимо использовать в таблице аббревиатуры, но в этом случае ниже таблицы, в примечаниях, необходима расшифровка всех сокращений; 2) в таблице двойной линией отделены две группы переменных. Такой прием обязательным не является, но может облегчить чтение таблицы, оценку значимости различий по группам показателей. Особенно важно это бывает в том случае, когда имеется множество групп переменных; 3) переменные в таблице имеют единую нумерацию, что позволяет быстро подсчитать процент значимых различий по группам показателей; 4) по всем переменным приведены как средние значения, так и статистики критерия Стьюдента. При этом значимые различия выделены жирным шрифтом. Таблицы, в которых приводятся только значимые различия, менее информативны, так как затрудняют сопоставление выборок относительно меры их сходства и различия, альтернативной и нулевой гипотез по измеренным 5) Поскольку значимость различий (p) для каждой переменной указана, нет необходимости дублировать ее «звездочками» (*; ** или ***). Следующий пример иллюстрирует иной вариант оформления таблицы оценки динамики средних значений по критерию Стьюдента. В отличие от предыдущего варианта здесь используется t-критерий Стьюдента для зависимых выборок (одни и те же респонденты в разное время). Таблица 5 Динамика показателей многомерного измерения объектов
Примечание. *—р <0,05; **—< 0,01;***—< 0,001. Таблица 6
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |