Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки




Пси­хологию можно определить как "науку о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жиз­недеятельности" и основанную на ней практику взаимодейст­вия с носителями психики (индивидом, группой), познания и производства.

Психика – форма отражения реальности.

Возникновение и развитие психики происходит в непрерывном взаимодействии ее с физическим окружающим миром. Человеческая психика выступает в качестве регулятора проявления активного поведения организма. Психические познавательные процессы представляют собой процессы, выделяющиеся в целостной структуре самой психики, условно разделяя ее на основные элементы.

Психические познавательные процессы разделяются на несколько видов:

познавательные — восприятие, ощущение, внимание, мышление, воображение, речь и память;

эмоциональные — чувства, эмоции, стресс и аффекты;

волевые — принятие решения, борьба мотивов и постановка цели.

Процесс управления автомобилем невозможен без использования органов чувств, которые иначе называют сенсорными системами, или анализаторами. В сложных дорожных и погодных условиях нагрузка на них сильно возрастает, что может приводить к возникновению опасных ситуаций для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Вот почему будущему водителю необходимы знания о своих органах чувств и тех психических процессах, которые они «запускают».

Различные виды человеческой деятельности оказывают на организм свое специфическое воздействие, что отражается и на деятельности органов чувств. Так, у водителей постепенно образуются комплексные ощущения – «чувство автомобиля» (его габаритов, устойчивости и пр.), имеющие исключительно важное значение в достижении мастерства и надежности в управлении автомобилем. Наличие таких комплексных ощущений позволяет водителю тонко подстраиваться под конкретные особенности своего автомобиля, что особенно важно при управлении в экстремальных условиях.

 

Вся деятельность человека за рулем является следствием работы головного мозга (внешнее проявление психики). Любому водителю необходимо знать свои личные индивидуально-психологические возможности управления автомобилем и качества, которые необходимы человеку для профессионального мастерства и безопасности движения.

Психофизиологические особенности каждого из нас заложены от рождения, и изменить их достаточно трудно, а некоторые и невозможно. Но знать их необходимо для того, чтобы понять, какое влияние они могут оказать на ваши успехи в освоении водительского мастерства. Водитель, знающий о своих психофизиологических недостатках, реже попадает в аварии, т.к. компенсирует их за счет определенного стиля вождения и большей осторожности в некоторых ситуациях.

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Ощущение это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Об ощущении в психологии говорят, когда человек отдает себе отчет в том, что какой-то сигнал поступил на его органы чувств. Элементарное изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других органов чувств, психологически осознается нами в виде ощущения. Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Водитель за рулем автомобиля удерживает в поле своего зрения дорогу, видит препятствия на ней, пешеходов, транспортные средства, периодически следит за показанием приборов на панели приборов, на слух контролирует работу двигателя, получает информацию о выполняемых действиях по управлению автомобилем. Все эти сведения – результат воздействия различных предметов или явлений на нервные окончания соответствующих органов чувств. Эти возбуждения передаются в головной мозг, вследствие чего возникают ощущения, то есть отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, непосредственно действующих на органы чувств.

Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа (по модальности восприятия):

•визуальное;

•аудиальное;

•осязательное (тактильное);

•вкусовое;

•обонятельное.

90% всей информации водитель получает с помощью зрения. Острота зрения — это способность глаза человека видеть форму объекта и различать его очертания. Если у вас не 100% зрение, необходимо управлять автомобилем в очках, позволяющих четко видеть обстановку. Не ленитесь хотя бы раз в год проверять зрение и при необходимости менять очки.

Ухудшение видимости приводит к увеличению числа аварий. Статистика отмечает увеличение количества ДТП в темное время суток. Во время движения в условиях ухудшения видимости водитель должен учитывать особенности физиологии своего зрения. Для восстановления способности видеть обстановку при ослеплении фарами встречного автомобиля требуется в среднем 7-8 секунд. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно меньше смотреть на ярко освещенные объекты.

Зрительное поле — это измеряемая в градусах область пространства, которую видно неподвижным (фиксированным) глазом.

Чтобы рассмотреть предметы, которые находятся в боковом (периферическом) поле зрения, необходимо перевести на них глаза. Этот процесс требует определённого времени. При повышении скорости движения этот период ещё больше увеличивается.

Способность наблюдать обстановку впереди и при этом следить за тем, что происходит сбоку, очень важна для водителя. Эта способность определяется величиной пространства справа и слева от вас, которое вы можете видеть, держа голову прямо и смотря вперед. Проверить ее самостоятельно можно следующим образом.

Провести тест на определение бокового зрения: Встаньте, держа голову прямо и смотря на любой объект, находящийся впереди прямо перед вами. Разведите руки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боковым зрением, замрите и определите угол между их положением, которое они занимают, и исходным. Если он более 20 градусов, то у вас плохое боковое зрение.

Компенсировать недостатки бокового зрения можно за счет повышения внимательности и осторожности при проезде участков, где возможно неожиданное появление опасности сбоку. Это выезды со двора, пересечение дорог, места, где пешеходы переходят дорогу. Если у вас плохое зрение, наблюдайте за местами, где возможны появления опасности сбоку, с помощью поворота головы, а не краем глаза.

Необходимо постоянно выявлять из окружающей обстановки то, что в данный момент является наиболее важным.​

Водитель автомобиля в первую очередь должен интересоваться тем, что движется и тем, что определяет и регламентирует характер движения. Его глаза, мозг, ноги, руки - все должно быть подчинено одной цели - безопасности движения. Но горе тому, кто будет пытаться сначала действовать, и только потом думать.

Нажимать на педаль и крутить руль более или менее хорошо умеют многие. А вот видеть, оценивать и прогнозировать опасности дорожного движения - далеко не все.

Что значит уметь видеть обстановку?

Прежде всего видеть - это не значит просто смотреть.

Все дело в том, куда смотреть и как долго. Смотреть лучше всего на дорогу впереди, а не на капот своего автомобиля или то, что находится непосредственно перед ним. Будьте дальновидны, смотрите как можно дальше вперед, тогда для вас не будет неприятных неожиданностей. Рекомендуется смотреть вперед на расстояние, равное 12 секундам движения вашего автомобиля с той же скоростью. Это правило универсально для любых скоростей движения.

Откуда взялась цифра 12? Объясняю. Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 сек. Если условия ухудшаются, время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое. Итак, будем считать 4 сек "временем неприкосновенного запаса", необходимого для полного торможения автомобиля. Вычтем из 12 сек неприкосновенный запас и получим 8 сек. С четырьмя секундами из этих восьми придется проститься, так как объект опасности может двигаться вам навстречу. Если скорость его равна вашей, то время для его полной остановки соответствует 4 сек. Остается 4 сек на то, чтобы увидеть, оценить опасность и принять в отношении ее правильное решение. Как видите, 12 сек - это не так уж много. Для того, чтобы определить, где располагается точка, удаленная на расстояние, равное 12 сек, попробуйте стать на некоторое время секундомером. Выберите какой-нибудь неподвижный объект у края дороги и начинайте считать; одна тысяча один, одна тысяча два и т.д. до одной тысячи двенадцать. Время затраченное на проговаривание трех слов равно приблизительно одной секунде. Если вы достигли выбранного объекта не успев досчитать до одной тысячи двенадцати, поднимите свои глаза повыше.

Найдя на дороге точку, удаленную на 12 секунд движения, держите участок дороги около нее под постоянным контролем. При этом ваш взгляд не должен стать застывшим, наоборот, глаза должны постоянно двигаться, осматривая окружающую обстановку. При этом постоянно возвращайте свой взгляд в область 12-секундной точки. Ни в коем случае не удерживайте глаза на чем-нибудь одном долгое время. При этом вы рискуете не увидеть много важного, например, пешехода, неожиданно появившегося перед вами, или выезжающий сбоку автомобиль.

Существует четкая связь между активностью глаз и быстротой реакции человека. Чем активнее будут ваши глаза, тем больше информации вы получите; не давайте глазам лениться. Старайтесь полностью использовать все возможности зрения, в том числе и бокового. Боковое зрение охватывает область, расположенную по бокам от центра направления взгляда человека. Хорошо известно, что контролировать расположение своего автомобиля на проезжей части, а также скорость своего движения и наличие транспорта сбоку лучше с помощью бокового, чем центрального зрения.

Поле зрения человека с увеличением скорости автомобиля суживается. Сужение поля зрения происходит в результате уменьшения угла бинокулярного зрения, т. е. зрения двумя глазами. Чем больше скорость, тем меньшим временем располагает водитель для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги без риска совершить ошибку в управлении автомобилем.

В результате с увеличением скорости все более узкое пространство дороги он способен воспринять. При сужении поля зрения увеличивается опасность столкновения или наезда на пешехода, который перемещается с обочины дороги к ее центру. Необходимо также учитывать, что, когда два автомобиля проносятся на большой скорости навстречу друг другу, то вследствие сужения поля зрения иногда водители перестают видеть встречные автомобили раньше, чем они поравняются друг с другом.

Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.), но мы подробнее рассмотрим иллюзии зрительного восприятия как наиболее вероятные источники ДТП. Например, при определении интенсивности света:

1. Слабый источник света может казаться чрезвычайно ярким ночью, особенно если близко не имеются никаких других огней.

2. Подобно тому, как визуальная система неправильно оценивает размер и расстояние до неизвестного объекта, она может переоценить истинный блеск любого источника света на объекте.

3. Интенсивное световое излучение, попадающее на сетчатку, создает визуальное изображения очень яркого объекта большим по размеру, чем он должен быть.

При определении размеров предметов и удаленности от них:

1. Яркоокрашенные объекты воспринимаются ближе, чем темноокрашенные. Ночью яркие объекты кажутся находящимися ближе их истинного положения.

2. Днем на оценку расстояния определенное влияние оказывает Солнце: если наблюдатель стоит лицом к Солнцу, то расстояние кажется меньше истинного, спиной – больше истинного.

3. По мере перемещения любого предмета к горизонту (т.е. удаления от наблюдателя) уменьшаются его угловые размеры. Если же какой-то предмет перемещается к горизонту и при этом сохраняет неизменными свои размеры, то создается впечатление, что этот предмет становится все больше. (На этом эффекте основаны наблюдения «большой» Луны на горизонте.)

4. Визуальная система имеет тенденцию воспринимать неподвижный точечный источник света на однородном фоне как хаотически перемещающийся. Этот эффект называется автокинетическим движением.

 

Слух для водителя также немаловажен. Ведь множество опасностей проявляются сначала звуком, а потом уже стают видимы. Хороший слух – это когда человек слышит слова, сказанные на расстоянии 6 м обычным голосом. В случае пониженного слуха, нужно стараться держать окно приоткрытым и не включать магнитолу или радио.

Слуховым ощущением называют реакцию слуховой системы на звук.

Обычно считается, что человек воспринимает звуки в интервале частот от 20 до 20000 Гц.

Уровень звукового давления зависит от амплитуды колебаний и измеряется в условных единицах — деци­белах (дБ).

Шум внутри легковых автомобилей находится в пре­делах норм, принятых для производственных рабочих мест. В кабинах грузовых автомобилей, особенно большой грузоподъемности, интенсивность шума превышает эти нормы и может достигать значительных величин, Допустимым пределом шума в кабине автомобиля счи­тают 74 — 75 дБ при частоте 1000 Гц.

Слушание двумя ушами позволяет точно определить источник звука в пространстве и характер его переме­щения. Водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля с помощью слуха; воспринимает информа­цию, передаваемую звуковыми сигналами других води­телей, звонки у железнодорожных переездов, сирены спецавтомобилей, зуммеры внутренней сигнализации, а также различные шумы, интенсивность и частота кото рых дает некоторое представление о скорости движения и ее изменении.

Постоянно действующий шум оказывает отрицатель­ное воздействие на органы слуха. Под его влиянием удлиняется скрытый период двигательной реакции, сни­жается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движения и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

 

Психомоторика (греч. psyche – душа, сознание + лат. motor – приводящий в движение) – совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий. Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное, действие, представляющее собой решение элементарной задачи (иными словами, достижение простой осознанной цели) одним или несколькими движениями. Двигательное действие, развивающееся в процессе бытового или учебного упражнения, называется психомоторным навыком.

Руление двумя руками, одной рукой и в их сочетании составляет основные психомоторные акты водителя при управлении автотранспортом. В сложных условиях (на ограниченной площади и пересеченной местности, при неблагоприятной погоде, скоростном вождении автомашины, возникновении опасных дорожных ситуаций и пр.) к управляющим действиям водителя предъявляются исключительно высокие требования.

Наиболее общая психологическая классификация движений предусматривает деление их на следующие группы:

· основные – минимально необходимые для достижения цели деятельности, осуществляющиеся в наиболее благоприятных условиях;

· поправочные – уточняющие основные в соответствии с отклонением условий от наиболее благоприятных условий;

· дополнительные – не относящиеся к основному заданию, но необходимые в силу побочных для основного процесса факторов;

· аварийные – дополнительные, необходимые для ликвидации возникшей аварийной ситуации;

· лишние – ненужные и обычно мешающие основным движениям;

· ошибочные – выполняемые вместо правильных движений первых четырех групп и не достигающие цели.

Все движения управляются восприятиями, и качество движений зависит, прежде всего, от качества восприятий.

Движения должны выполняться предельно точно по мышечным усилиям и амплитуде (повороту на требуемый угол рулевого колеса), при скоростном маневрировании – за очень короткий промежуток времени и без снижения скорости вращения рулевого колеса при перехвате руки. Движения руками и ногой при торможении должны быть строго согласованы по времени. Критические ситуации сопряжены со срочным выбором действия и быстротой реагирования.

По мере овладения какой-либо новой для себя деятельностью, например, по управлению автомобилем, появляется возможность выполнять ее все точнее и быстрее благодаря навыкам.

Навык – это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматически, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Вместе с тем эти действия, сформированные в процессе, их упражнения и вошедшие в структуру более сложных действий, могут становиться операцией.

Тесно связано с понятием навыка представление об умениях человека. Умение – это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Навыки и умения, сформированные в процессе ознакомительных, пробных и основных упражнений, продолжают совершенствоваться на практике, конечным результатом такого процесса выступает мастерство. Мастерство – это высший уровень развития умений и конечная желаемая цель обучения. Именно мастерство в управлении автомобилем обеспечивает его высокую надежность и безопасность.

Знания — это совокупность усвоенных водителем све­дений, необходимых для безопасного управления авто­мобилем.

Умение — способность своевременно и целеустремлен­но применять специальные знания и навыки в процессе управления автомобилем.

Навыки — способность совершать необходимые и эф­фективные действия по управлению автомобилем (сте­пень совершенства, доведенная до автоматизма).

 

К другим ощущениям относят:

обонятельные ощущения (восприятие острых запахов бензина, электролита, горящих материалов, перегретого масла и т. п.);

- кожные ощущения (ощущения прикосновения, тепла или холода, боли);

- двигательные ощущения, сигнализирующие о степени сокращения мышц и положении частей тела, что имеет значение при выборе правильного положения за рулем, а также положения рук и ног на рычагах и педалях и т. д. Сочетание кожных и двигательных ощущений дает осязательные ощущения, позволяющие заменить зрительный самоконтроль суставно-мышечным;

- ощущения равновесия (на крутых поворотах, при боковых кренах автомобиля, на горных дорогах и т. п.).

Восприятие времени - это отражение объективной действи­тельности.

Восприятие пространства включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анали­заторов.

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

При восприятии пространства (объем, форма, величина и расстояние между предметами), как правило, мы основываемся на представлениях, сохранившихся у нас от прошлого опыта. Для водителя наиболее важно восприятие расстояний, т.е. удаленность от него предметов. Это так называемое глубинное зрение. Не все водители при рождении получают это неоценимое качество – глазомер. Но систематические тренировки в определении расстояний могут выработать это необходимое качество. Улучшить глазомер можно с помощью несложных упражнений, позволяющих тренироваться без каких-либо специальных приспособлений прямо в пути.

Упражнение 1. Двигаясь по дороге, вы видите впереди стоящий автомобиль. Определите на глаз, сколько до него метров.

Упражнение 2. Вам на встречу движется автомобиль. Определите, в какой точке дороги произойдет ваша встреча.

Упражнение 3. Выезжая со второстепенной дороги на главную, прикиньте, сколько времени займет у вас этот маневр. Начиная его, считайте: одна тысяча один, одна тысяча два и т.д., пока не завершите маневр. Правильна ли была ваша первоначальная оценка?

Необходимо помнить, что на восприятие пространства влияет цвет и размер предметов. Например, расстояния до автомобилей, окрашенных в темные цвета переоцениваются, а до светлых - недооцениваются.

 

Память - это процесс запоминания, сохранения и воспроиз­ведения прошлого опыта человека.

По времени хранении память подразделяют:

- Кратковременная (до 20с) - представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. (Состояние дороги в данный момент, наличие на ней пешеходов и т.д.)

- Долговременная (неограниченная) - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты. Например, для запоминания ПДД.

Лучше усваиваются знания, умения и навыки, в приобретении которых человек заинтересован или которые связаны с его профессиональной деятельностью. Поэтому существует понятие профессиональная память.

По характеру запоминаемого материала память делится на следующие виды:

а) словесно-логическая;

б) наглядно-образная,

в) эмоциональная и

г) двигательная.

Словесно-логическая память - это память на знания, изло­женные в речевой форме, логических схемах, математической символике. Человек с хорошим развитием этого вида памяти легко запоминает слова, идеи, логические конструкции.

Наглядно-образная память - это память на представления. Уровень ее развития у каждого человека может быть неодина­ков для различных модальностей. Поэтому выделяют зритель­ную, слуховую, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.

Важной функцией, которая обеспечивает переработку и прием информации, является внимание. Для водителя трудно переоценить, какое значение имеет внимание. В каждый момент водителя окружают многие явления и предметы, он должен воспринимать только то, что может повлиять на безопасность движения.

Внимание - это процесс избирательного сосредоточения сознания на определенном объекте, обеспечивающее его осо­бо ясное отражение.

Внимание характеризует активность личности и ее избира­тельное отношение к предметам и явлениям действительности.

Физиологические основы внимания. Физиологическим механизмом внимания является взаимодействие нервных процессов (возбуждения и торможения), протекающих в коре головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому всякий возникающий в коре головного мозга очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Эти очаги возбуждения могут быть разными по силе и величине.

Внимание характеризуется следующими свойствами: изби­рательностью, объемом, интенсивностью или концентрацией, распределением, устойчивостью и переключением.

Избирательность внимания - это сосредоточение на наибо­лее важных предметах (дорога, машины, пешеходы, идущие по обочине и т.д.)

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости. У взрослого че­ловека объем внимания равен 4-6 объектам, не связанным ме­жду собой.

Распределение внимания - это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из одновре­менных операций. Например, переключение передачи, просмотр обстановки в зеркало заднего вида, и т.д. Наилучшее распреде­ление внимания возможно, если один из видов деятельности полностью автоматизирован, или если существует логическая взаимосвязь между выполняемыми действиями.

Интенсивность или концентрация внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполне­ние данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этом виде деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью, быстротой.

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения его на объекте. Устойчивость внимания зависит от многих об­стоятельств: силы нервной системы, особенностей деятельно­сти, ее темпа и ритма, от отношения человека к ней, от воспи­танности внимания.

Сосредоточенность (концентрация) – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Переключение внимания - это намеренный перенос внима­ния с одного объекта на другой. Переключение в отличие от отвлечения происходит осознанно. Человек переключает вни­мания на другие предметы или действия в зависимости от тре­бований деятельности или необходимости отдохнуть.

По форме активности и осознанности внимание делится на три вида:

а)Произвольное

б)Непроизвольное

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельно­сти, оно всегда целенаправленно и требует волевых усилий, иногда значительных. Волевое усилие переживается как на­пряжение, которое помогает удерживать внимание, не отвле­каться, не ошибаться в действиях. Основой любой деятельно­сти, в том числе и вождения, является произвольное внимание.

Непроизвольное внимание - это сосредоточенность созна­ния на объекте в силу особенностей этого объекта как раздра­жителя. Оно не связано с заранее поставленной целью и не требует сколько-нибудь значительных волевых усилий. Непро­извольное внимание вызывается следующими особенностями:

а) интенсивностью и сложностью раздражителя;

б) новизной и необычностью объекта;

в) динамичностью воздействующих факторов.

Таким образом, на дороге главным образом проявляется произвольное внимание, причиной же отвлечения внимания является в основном включение непроизвольного внимания, усталость, монотонная деятельность, излишняя эмоциональность, реклама. Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т. д.).

Способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов обеспечивается волевыми усилиями. Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 10085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.