Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов




Качества внимания можно развивать и совершенствовать. Зная про недостатки внимания, водитель ставит перед собой конкретные задачи - выработать настойчивость или другое качество, которое влияет на внимание, научиться концентрировать внимание. На работу по самовоспитанию внимания могут указать инструкторы и преподаватели вождения автомобиля.

Опытный водитель управляя автомобилем, изучает обстановку, воспринимает и анализирует обстановку в зоне слежения. Он будто предугадывает, как будет развиваться дорожная ситуация, которая после промежутка времени может быть зоной опасности. Чрезмерно активное поведение какого-то водителя вызывает неправильные действия со стороны других участников движения.

У водителя автомобиля концентрация внимания может быть выше в течение некоторых промежутков времени, к примеру, при въезде на эстакаду, тоннелях, мостах, при проезде пешеходных переходов, при встречном разъезде на узких дорогах и улицах, при проезде железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта и так далее. Опытный водитель не всегда одинаково концентрирует свое внимание, при обычном движении на перекрестке он ищет 8 конфликтных точек опасности, на хорошей и прямой дороге он ищет не более двух точек опасности.

Для водителя важно иметь большой объем внимания, который определяется числом объектов, которые человек может одновременно воспринять. Это одна из характеристик внимания, которая показывает, сколько может одновременно восприниматься вниманием. Чем шире объем внимания человека, тем больше объектов охватывает внимание. Если условия не очень сложные, то водитель может охватить одновременно 6 объектов. Большое значение имеет тренировка, в ходе которой человек учится воспринимать какие-то отдельные элементы, группируя их по существенным связям.

При вождении водителю нужно менять объекты, на которые направленно внимание. Это называют переключением внимания. Хорошее переключение внимания - основа предосторожности и осмотрительности водителя. Известно, что если водитель длительно управляет автомобилем, это приводит к его утомлению. В свою очередь это снижает качество вождения и в ряде случаев приводит к ДТП. Это случается после 11 часов непрерывной работы водителя и характеризуется тяжелыми последствиями. Начинающий водитель на перекрестке видит зеленый свет светофора и не замечает указаний регулировщика, несмотря на то, что он запрещает продолжить движение.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Это высший познавательный процесс, позволяющий человеку отражать в своем сознании не только внешние особенности воспринимаемых предметов, но и их сущность. Мышление — это обобщенное и опосредованное (не прямое, не непосредственное) отражение действительности. Оно дает нам возможность познавать то, чего мы непосредственно не наблюдаем, предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Различают три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. В понятии отражаются общие и наиболее существенные свойства предметов и явлений, оно является элементом мысли. Мыслить понятиями — это значит мыслить словами, так как понятия формируются через язык на основе восприятий и представлений. В суждении выражен итог мысли. Так, например, при взгляде на дорогу у водителя возникает суждение: «Впереди мост, обгонять нельзя». Суждение является простейшей формой мыслительного процесса. Умозаключение — более сложный процесс, в котором из одного и нескольких суждений выводится новое. Например: «Сейчас будет крутой поворот дороги, на повороте следует уменьшить скорость,— значит, мне нужно уменьшить скорость». Умозаключение лежит в основе прогнозирования, т. е. способности опытного водителя предвидеть изменение дорожной обстановки, чтобы соответствующими целенаправленными действиями предупредить возникновение опасных ситуаций.

Способность водителя к прогнозированию свидетельствует о высоком уровне его мастерства.

В зависимости от характера выполняемой деятельности условно различают три вида мышления:наглядно-действенное, связанное с осуществлением практической деятельности (вождение автомобиля); образное, при котором предметы непосредственно не воспринимаются, а представляются в памяти (например, воображаемое вождение автомобиля по определенному маршруту или воображаемые действия в различных дорожных ситуациях); отвлеченное, или абстрактное, когда изучаются общие понятия и закономерности явлений (например, освоение законов динамики, установление законов движения материи и т.д.).

Для деятельности водителя характерен особый тип мышления — оперативное, совершающееся в ходе практической деятельности и направленное на решение практических задач. Для него характерны: тесная связь, переходящая в единство, между восприятием и осмысливанием быстро изменяющейся дорожной обстановки; непосредственное включение мышления в практическую деятельность; жестко лимитированное время, что определяет немедленное исполнение принятых решений; повышенный эмоциональный фон работы, требующий высокого нервно-психического напряжения.

При оперативном мышлении водитель в условиях жестко ограниченного времени должен мысленно воссоздать и представить элементы, из которых складывается дорожная ситуация (автомобиль, пешеход, другие участники движения, дорога, среда движения), привести в движение образы этих элементов и на основе их перемещения увидеть план своих наиболее целесообразных действий. При этом, водитель должен учитывать влияние, какое окажут его действия на дорожно-транспортную обстановку в целом с точки зрения безопасности всех участников движения. Оперативное мышление протекает у опытного водителя очень быстро. Скорость его замедляется под влиянием утомления, болезненного состояния и после употребления алкоголя. Мышление может быть не критическим (при отсутствии проверки предположений), тогда вместо полезной быстроты появляется вредная торопливость мышления и, как следствие, неправильные действия.

Оперативное мышление может улучшаться с накоплением опыта. Французские специалисты, например, считают, что начинающие водители в течение первых 500 км пробега поглощены только своим автомобилем и не реагируют на других участников движения. По мере увеличения пробега от 500 до 3000 км поведение водителя начинает соответствовать дорожной обстановке. И только после 3000 км навыки управления автомобилем настолько стабилизируются, что новичка можно считать настоящим водителем.

Чем глубже знания человека, тем продуктивнее процесс мышления. Однако сами по себе знания еще не могут обеспечить правильного мышления, если человек не умеет ими управлять. Правильное мышление водителя определяется его специальными знаниями и опытом, которые обеспечивают своевременное извлечение из кладовых памяти сведений, необходимых для принятия решений и выполнения действий в конкретной дорожной ситуации.

Анализ – это способность классификации всех встречающихся при движении объектов по определенным категориям, влияющим на безопасность движения.

Необходимо выделить три основные группы этих объектов:

- объекты, угрожающие безопасности движения автомобиля. К ним могут относиться неподвижные препятствия, такие, как стоящие автомобили или столбы, движущиеся препятствия – пешеходы, автомобили, велосипедисты, препятствия закрывающие обзор – холмы, строения, деревья.

- объекты информационного характера. К ним относятся дорожные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика.

- объекты, не представляющие опасности для движения автомобиля, - реклама, пешеходы, идущие по тротуару и т.д.

Принцип безопасности движения – видеть самому и быть видимым другим.

Чтобы правильно принять решения в ДТС, необходимо научиться правильно осмыслять ситуацию. Для этого необходимо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах:

- поведение и состояние других участников дорожного движения, дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная разметка;

- дорожные условия.

Для того чтобы успешно обучать управлению автомобилем, необходимо отчетливо представлять процесс формирования навыков, в основе которых лежат рефлексы (безусловные и условные). Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Если безусловные рефлексы являются врожденными, то в непосредственной связи с ними находятся рефлексы условные, развивающиеся в жизнедеятельности, обучении, труде. Единство безусловных и условных рефлексов можно показать на следующем примере. Реакция водителя на возникшую опасность - рефлекс безусловный (защитный), а качественное его выражение (быстрота, точность оценки, оптимальное решение) - Рефлекс условный, поддающийся тренировке наравне с другими психологическими функциями.

Благодаря навыку действия становятся целенаправленными привычными, точными, экономичными. Навык требует меньших затрат нервной и мускульной энергии повышает работоспособность снижает утомляемость, обеспечивает способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям движения, предотвращать опасность. Навыки дают большое моральное удовлетворение в труде, делают его радостным, творческим, высокопроизводительным, безопасным. Они развиваются и совершенствуются вначале во время обучения, а затем на производстве, в процессе трудовой деятельности. При перерыве (даже многолетнем) навыки полностью не утрачиваются. Достаточно небольшой практики в управлении автомобилем чтобы они восстановились. Успешное образование навыка неразрывно связано не только с учебными, но и воспитательными воздействиями, морально-эмоциональными стимулами, психофизиологическими факторами. Навыки - качественный показатель подготовки водителя. Привитие навыков безопасного и экономичного управления автомобилем - конечная цель и учебно-воспитательная задача.

Процесс формирования навыков состоит из трех взаимозависимых и взаимосвязанных периодов:

- начальною - наиболее трудного, замедленного,

- промежуточного - прогрессивного, отличающегося более быстрым развитием;

- заключительного - завершающего развитие навыка на данной стадии подготовки.

Процесс формирования навыков неравномерен: вначале развитие навыков замедляется, затем убыстряется и в заключительном периоде сдерживается. Структура развития навыков будет понятна при рассмотрении ее в динамике по периодам.

Об овладении навыком судят по показателям работы. Постоянное, а не случайное достижение качественных результатов характеризует устойчивость навыка, подготовленность к труду по данной профессии. В дальнейшем, в процессе самостоятельной работы, навык непрерывно совершенствуется. В навыке может объединяться комплекс различных действий. В начале обучения учащийся настраивается на выполнение ряда последовательных действий. После многократных тренировок происходит автоматизация действий и объединение их в одно крупное. Навыки проявляются не только в движениях, но и при восприятии и распределении внимания. Навыки закрепляются в психике в виде обобщенных схем и связей, позволяющих по ситуации реализовать один и тот же навык по разному. Благодаря такой гибкости реализации навыков возможен их перенос. Так водитель грузового автомобиля может управлять легковым автомобилем.

С опытом вырабатывается индивидуальная манера управления автомобилем, развивается умение выбирать способы действия с учетом изменяющихся условий движения, уверенно ориентироваться в сложной обстановке, т. е. все то, что называют мастерством управления автомобилем, к чему курсант подготавливается содержанием и направлением учебно-воспитательного процесса.

Мастерство управления атомобилем складывается из:

- базовых навыков управления автомобилем

- навков ориентации в дорожном жвижении

- навыков управления в сложных и критических ситуациях.

Базовые навыки управления автомобилем включают следующие действия:

- посадка за рулем

- начало движения

- остановка и торможение

- переключение передач

- выдерживание траектории движения

- развороты, повороты, парковка, движение задним ходом.

Необходимо довести эти навыки до автоматизма. После этого перейти к овладению навыками ориентации в дорожном движении, которые включают в себя:

- наблюдение за обстановкой

- анализ и прогнозирование развития дорожной ситуации

- выбор скорости, дистанции, интервала.

После того как вы научились выявлять опасность можно переходить к овладению навыками управления автомобилем в сложных и критических ситуациях:

- в плотном транспортном потоке

- ночью

- по бездорожью

- в гололед

- в критических и аварийных ситуациях.

 

Влияние возрастных различий на управление автомобилем

Если вы молоды:

Молодые водители в возрасте до 20лет попадают в происшествия в 10раз чаще, чем водители среднего возраста. Для молодых характерны беззаботность, пренебрежение любыми нормами и правилами, импульсивность, тяга к скорости и риску, желание быть во всем первым.

Поэтому хорошо:

- побольше ответственности за себя и других

- понять, что без соблюдения ПДД невозможны согласованные действия всех участников, и их безопасность

- сначала думать, а потом действовать, а не наоборот

- получать удовольствие не от быстрой, а от грамотной езды

- учитывать не только свои, но и чужие интересы.

В начальный период соблюдайте правило трех НЕ:

- НЕ совершайте продолжительных поездок

- НЕ злоупотребляйте движением в сложных условиях (ночью, в плотном транспортном потоке, в сильный дождь, гололед)

- НЕ пользуйтесь автомобилем в состоянии спешки или в плохом настроении.

Водители от 30 до 45 лет, как правило, сложившиеся личности с устоявшимся набором привычек и ценностей, с определившимся социальным статусом, что как правило, отражается на стиле вождения. Но стремительный ритм жизни, жизненные стрессовые ситуации, желание все успеть приводят к печальным последствиям.

Если вам за 50:

После 50 лет мало кому удается избежать повышения колебаний кровяного давления, увеличения времени реакции, уменьшение остроты зрения (особенно ночного) и некоторых других изменений. Это вовсе не значит, что нельзя садиться за руль.

Рекомендации:

- не давайте вовлекать себя в ситуации, требующие быстрых действий

- внимательно следите за сменой сигналов светофора

- реже перестраивайтесь из одного ряда или транспортного потока в другой

- избегайте участков со сложной и непривычной организацией движения

- избегайте движения в интенсивном транспортном потоке, движущемся с большой скоростью.

 

Влияние гендерных различий на управление автомобилем

Женщин по статистике ожидает меньшая, чем мужчину вероятность стать участником происшествия. Вы осторожны и внимательны, хорошо приспосабливаетесь к окружающей обстановке, в простых ситуациях управляете автомобилем уверенно. Однако для женщин характерна повышенная эмоциональность и тревожность.

Советы:

- не расстраивайтесь по пустякам

- не думайте о своих неприятностях, думайте о том как их избежать

- в совершенстве овладейте навыками управления автомобилем в критических ситуациях

- обдумайте маршрут заранее.

Мужчины по данным статистики чаще попадают в ДТП по неосторожности, невнимательности, склонности к риску. Мужчины менее эмоциональны, чем женщины, предпочитают управлять автомобилем на высоких скоростях, любят поучать других, особенно женщин, предпочитают сложные задачи простым.

Советы:

- избегайте неоправданного риска

- уделяйте больше внимания сложным условиям

- будьте более снисходительны к ошибкам других, и менее к своим.

РЕАКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ — закономерный ответ организма (водителя) на воздействие извне. Наиболее типичные Р. в.: простая и сложная реакции торможения на красный сигнал светофора; сложная реакция торможения на появление объекта; сложная реакция поворота руля; сложная Р. в. при оценке ситуации на перекрестке; сложная Р. в. при оценке ситуации через зеркало заднего вида.

ПРОСТАЯ СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ — максимально быстрое ответное действие водителя на заранее известный раздражитель заранее известным способом (напр., нажатие на педаль тормоза при появлении красного сигнала светофора, если водитель, ожидая сигнала, подготовился к торможению).

СЛОЖНАЯ СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ — реакция водителя на раздражитель, к которому он заранее не подготовлен.

В каждой реакции различают скрытый, или латентный, и моторный периоды. Латентный период - это время от момента появления раздражителя до начала движения. Моторный период - это время выполнения двигательного акта. Среднее время латентного периода простой реакции на световой сигнал составляет примерно 0,20 секунды, на звуковой - 0,14 секунды. Латентный период сложной реакции колеблется в широких пределах и зависит от дорожной обстановки и, следовательно, от сложности выбора при принятии решения, а также от индивидуальных психофизиологических особенностей, опыта и состояния водителя. Время моторного периода зависит от сложности выполняемых ответных действий. Эти действия в сложной реакции могут совмещаться в различных сочетаниях. Например, нажатие на педаль тормоза автомобиля и одновременный поворот рулевого колеса.

Полная схема прохождения сигнала выглядит следующим образом. Изменение дорожной обстановки воспринимается преимущественно органами зрения водителя. (Исключение составляют ситуации, когда источник опасности находится вне поле зрения водителя; тогда время принятия решения отсчитывается с восприятия органами слуха.)

Совокупность сигналов поступает в центральную нервную систему водителя, где на их основании и на основании суммы приобретенных знаний и опыта формируется ответ — в виде ряда действий, совершаемых водителем с рулем, педалью тормоза и т.п.

Однако организм человека — сложнейшая биологическая система, и мгновенное прохождение по ней сигнала об опасности практически невозможно. Достаточно упомянуть время на обработку информации в головном мозге. Сейчас при экспертизе используется нормативное время реакции водителя, равное 0,8 с. Но реальная жизнь всегда разительно отличается от теоретических выкладок.

Например, в идеальном варианте для торможения водителю достаточно всего лишь перенести стопу ноги с педали газа на педаль тормоза — и затратить на это не более 0,5 с. Если потребуется совершить объезд препятствия, действия с управлением будут уже сложнее, соответственно, и время на их выполнение возрастет…

Пол

По времени реакции водители-мужчины немного лучше женщин, — примерно на 0,05 с. Прекрасные половинки, однако, впереди по точности управления.

Возраст

Молодые быстрее обнаруживают сигнал и обрабатывают информацию. Однако пожилые тратят меньше времени на принятие правильных решений, к тому же, время реакции у них стабильнее.

Опыт, стаж

Никакие знания ПДД и техники не заменят водителю «опыт, сын ошибок трудных». Опытного водителя сразу можно распознать по спокойному, дисциплинированному, уверенному, порой даже интуитивному вождению. Приобретенная с годами способность предугадывать ситуацию на дороге значительно сокращает время реакции водителя со стажем.

Тренированность

Регулярные занятия физкультурой и спортом оказывают на организм оздоровляющее воздействие. Как следствие, физически здоровые водители быстрее реагируют на опасность.

Условия работы

Городское движение — постоянное изменение дорожной ситуации. Поэтому водитель, заранее настраивая себя на это, лучше реагирует на внезапную опасность, чем «убаюканный» долгой и однообразной междугородней трассой.

Время суток

Время реакции можно улучшить, для этого нужно тренироваться, и не у всех есть для этого время (работа, дом и пр.). К тому же нужно помнить, что есть факторы, отрицательно влияющие на время реакции:

Алкоголь — расслабляет водителя и притупляет реакцию. Поэтому если вы выпили, то забудьте о том что у вас есть машина.

Музыка — влияет по разному: одна музыка расслабляет водителя, притупляя реакцию, а другая музыка заставляет мобилизовать силы и не позволяет заснуть. Но одно ясно: громко слушать музыку нельзя.

Ароматы — действуют, как и музыка: одни расслабляют водителя, другие, наоборот, приводят его в чувство.

Медицинские препараты — если вы принимаете таблетки, значит, вы не здоровы, так, может, не нужно садиться за руль?

Мобильный телефон — а это вообще зло!

Время реакции водителя – также важнейший показатель. Для его определения нужно взять картонную полоску 12*3 см. Помощник должен держать ее в таком положении, чтобы нижний ее край был между указательным и большим пальцем водителя. Помощник резко отпускает полоску, а водитель должен ее поймать. Если получится – отлично, нет – реакция не очень хорошая. Но расстраиваться не стоит. Ее можно компенсировать прогнозируя опасность заблаговременно.

Сенсомоторные процессы — комплекс ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей. К их числу относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция, сенсомоторная координация.

Простая сенсомоторная реакция — это ответное элементарное движение на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал. Простая реакция характеризуется единственным параметром — временем. В его состав входят латентный (скрытый) период и время двигательного акта. Примером простой реакции может служить переключение тумблера в ответ на звуковой сигнал.

Сложные сенсомоторные реакции. могут быть двух видов. В том случае, когда на один сигнал нужно ответить движением, а на другие нет, говорят о реакции различения. Если же необходимо выбрать строго определенный из нескольких возможных двигательный ответ, то реакцию называют реакцией выбора. Сложные С. р. характеризуются временем выполнения, вариативностью и точностью.

Нормальное время реакции для торможения -1,0 секунды. Минимальное время реакции — 0,5 секунды, а максимальное — 2 секунды. На дорогу внезапно выбежал пешеход. Реакция водителя? Конечно же, сразу нужно тормозить! Вот только время реакции у них разное, одни начинают тормозить раньше, другие позже, а третьи уже после того, как наехали на пешехода. С третьими все понятно. А вот «раньше» и «позже» разделяет мгновение, и от этого мгновения зависят здоровье и жизнь человека.

Что же такое время реакции? Это время с момента получения я сигнала об изменении дорожной обстановки (то есть время не с момента появления пешехода на проезжей части, а время с того момента, когда водитель заметил пешехода) до момента начала действия водителя (в нашем случае — до начала торможения).

А теперь давайте поразмышляем. Раз водителю нужна 1 секунда только для того, чтобы начать торможение, следовательно, эту секунду машина будет ехать с той же скоростью, с которой она и ехала. Займемся математикой. Если машина ехала со скорость 80км/ч, что вполне нормально для городского движения, то за 1секунду автомобиль проедет 22,2 метра, и только после этого начнет тормозить! Если же за рулем медлительный водитель или просто уставший, или же водитель отвлекся и вовремя не заметил пешехода, то автомобиль со скоростью 80 км/ч проедет как минимум 44,4 метра! Вы можете себе представить сколько пешеходов можно сбить на этих 44,4 метра — это не весь путь. Прибавьте к этому длину тормозного пути.

Время реакции можно улучшить, для этого нужно тренироваться, и не у всех есть для этого время (работа, дом и пр.). К тому же нужно помнить, что есть факторы, отрицательно влияющие на время реакции:

Алкоголь — расслабляет водителя и притупляет реакцию. Поэтому если вы выпили, то забудьте о том что у вас есть машина.

Музыка — влияет по разному: одна музыка расслабляет водителя, притупляя реакцию, а другая музыка заставляет мобилизовать силы и не позволяет заснуть. Но одно ясно: громко слушать музыку нельзя.

Ароматы — действуют, как и музыка: одни расслабляют водителя, другие, наоборот, приводят его в чувство.

Медицинские препараты — если вы принимаете таблетки, значит, вы не здоровы, так, может, не нужно садиться за руль?

Мобильный телефон — а это вообще зло!

Монотония (от греч. monos – один, единый и tonos – напряжение, ударение) — функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического пресыщения.

При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте, водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения. Таким образом, в монотонной обстановке при недостатке информации или вынужденной бездеятельности чувство усталости может возникнуть даже быстрее, чем при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при этом еще может и не быть.

В психологии принято различать две монотонии:

- развивающуюся в результате многократного повторения одних и тех же движений и поступления большого количества одинаковых сигналов в одни и те же нервные центры, т.е. информационной перегрузки (например, работа на конвейере с мелкими операциями, когда человеку за смену приходится сотни и тысячи раз повторять одни и те же движения);

- вызываемую однообразием восприятия, когда приходится действовать в условиях одной и той же мало изменяющейся информации; недостаток новой информации порождает у человека так называемый «сенсорный голод» (это езда в условиях однообразной, неинтересной местности, длительное наблюдение за приборными пультами в ожидании появления редкого, но важного сигнала и т.п.); подобная монотония особенно типична для водителей.

Тот и другой род монотонии, хотя в одном случае ее причиной является перегрузка информацией, а в другом, наоборот, ее недостаток, переживаются примерно одинаково: как какая-то своеобразная тяжело переносимая скука, усталость, как какое-то отупление от топтания на месте, что-то вроде дурмана. Подобное состояние у водителей иногда называют «дорожный гипноз». Но в отличие от обычной усталости, утомления, для устранения которых требуется относительно длительный отдых, монотония быстро проходит при изменении условий вождения. И это объясняется тем, что утомление является результатом накопления существенных сдвигов в организме, а монотония — следствием нарушения его саморегуляции.

«Дорожный гипноз» особенно сильно переживается водителями и потому, что он порождает тормозное, сонливое состояние. Человеку за рулем приходится волевыми усилиями преодолевать его и поддерживать необходимый уровень бодрствования. А когда требуется длительное время сохранять таким образом произвольное внимание, то работа водителя превращается в тяжелый и напряженный труд. Вот поэтому-то деятельность водителя при монотонии порой приравнивается к экстремальному режиму.

Монотония развивается при длительной езде по прямой дороге в условиях однообразной и ничем не примечательной местности. Набегающая на водителя дорога непроизвольно приковывает к себе его внимание, а ритмичные покачивания автомобиля, порой блики на его капоте еще более усиливают ее тормозное действие. Под воздействием монотонии существенно увеличивается время реакции водителя (при езде по монотонной дороге за 10—12 км пути оно возрастает на 30 %). Под влиянием монотонии происходит затормаживание процессов восприятия и мышления, открывается большой простор для непроизвольных срабатываний всяких автоматизированных действий. И это становится опасным. Поскольку, как известно из психологии, автоматизмы срабатывают на определенные ситуации, а при заторможенном восприятии всякие неожиданно возникающие дорожные ситуации могут восприниматься неадекватно и вызывать неуместные двигательные реакции. Все эти факторы — заторможенное восприятие и мышление, замедленная реакция, склонность к непроизвольным ошибочным движениям способствуют возникновению дорожных происшествий. Поэтому не случайно 78 % таких происшествий приходится на последнюю и первую треть монотонных участков дороги, т.е. на участки, где уже накапливается воздействие монотонии при прямом и обратном движении.

Люди по-разному устойчивы к монотонии, по-разному ее переживают. Так, замечено, что те, у кого сильная нервная система, переживают монотонию сильнее, чем те, у кого она слабая, что подвижные типы переносят ее хуже, чем инертные. Изучение водителей показали, что 74 % водителей очень тяжело переносили состояние монотонии, 23 % — тяжело и лишь 3 % были относительно устойчивы к монотонии. Замечено, что водители, работающие длительное время на дальних междугородных перевозках грузов, легче переживают монотонность дороги, чем другие водители. Это позволяет предположить, что существует некоторая тренируемость к монотонным условиям.

Можно дать и некоторые психологические рекомендации водителям, как противодействовать «дорожному гипнозу». Во-первых, не следует сосредоточивать свое внимание на однообразной дороге. Поскольку такое состояние развивается в спокойной дорожной ситуации, то можно совершенно безболезненно думать о посторонних вещах, но желательно не о безразличных, а о чем-то волнующем. Во-вторых, ему следует специально обращать внимание на окружающую природу — на особенности ландшафта, облака, пролетающих птиц, в общем, на что угодно, что уводит его мысли от однообразной картины данной местности. Для уменьшения воздействия монотонии можно также включать магнитолу. Вместе с тем следует избегать монотонной музыки и очень отвлекающих передач. Японские ученые считают, что жевательная резинка является эффективным средством в борьбе с «дорожным гипнозом». Также для предупреждения такого состояния на однообразных участках дороги рекомендуется использовать средства, активизирующие внимание водителей: беседа со спутником, жевание сушеных фруктов или кислых конфет.

Если вы обнаружили малейшие признаки усталости, нужно сделать передышку и остановиться. Если у вас нет времени, можно не ложиться спать. Сон заменит небольшая дремота, расслабление или разминка. Помогает умывание прохладной водой и свежий воздух. Либо, в крайнем случае, можно выпить любой тонизирующий напиток – чай или кофе.

Если предстоит длительная поездка, нужно как следует поспать, ничто не придает столько энергии и сил, как крепкий сон. Если в дороге водитель почувствовал большую усталость, нужно остановиться и поспать 30 минут. Этот непродолжительный сон на долгое время вернет бодрость. А чтобы не проспать, следует завести будильник. Хорошо делать остановки в дневное время. Ночью водителю следует выбрать место для ночлега и хорошенько отоспаться. Хорошим способом в борьбе с усталостью является музыка. Прослушивание и воспроизведение музыкальных композиций снимает усталость, сонливость, повышает настроение. Нормальным вариантом будет радио, можно прослушать музыку разных направлений и стилей. Можно послушать любимые диски, это могут быть разные сборники или альбомы любимых исполнителей. Чтобы они не наскучили, их нужно менять. В борьбе со сном и усталостью поможет разминка для глаз, тела, ног и рук. Водитель долгими часами сосредоточен на одной точке, что приводит к утомляемости организма и глаз. Поэтому важно попеременно смотреть то в близь, то вдаль, то по сторонам.

Важно проветривать салон автомобиля или кабину, чтобы не одолевала дремота. Поток свежего воздуха и приоткрытое окно ободряюще действуют на человека. Прохладная вода обладает этим же действием. Для снятия усталости нужно умыться холодной либо прохладной водой, все зависит от времени года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 4825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.