Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная структура общества




Чем отличается социальная структура современного общества в нашей стране с таковой в Советском Союзе?

Социальная структура общества – это более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения.

В России существуют следующие социальные слои в зависимости от имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня:

1) верхний, включающий в себя политические и экономические элиты;

2) верхний средний, собственники и менеджеры крупных предприятий;

3) средний – мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы;

4) базовый – массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики;

5) низший – неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры;

6) социальное дно.

В процессе социальной дифференциации в России наблюдаются 4 тенденции:

-обнищание (пауперизация) специалистов,

- криминализация и люмпенизация многих социальных слоев,

- образование среднего класса.

Формирование так называемого среднего класса идет на базе различных слоев. Для него характерны: ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности, усто­явшийся образ жизни «положительного человека», ценность семьи и образования. Эти ценности - источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в общест­ве. В то же время именно он обычно представляет собой силу, ста­билизирующую общество.

Значительно большее влияние на моральный климат общества оказывает процесс люмпенизации, который захватил практически все социальные слои. Люмпен сегодня – это не традиционный отброс общества. Современный российский люмпен отличается не имущественным положением, а определенной системой ценностей, суть которой в том, что отчуждение от труда (труд как “добыча” средств или повинность) и собственности (она воспринимается как средство сиюминутного удовлетворения потребностей, а не как ценность для потомков) из ущербной черты, из источника комплекса неполноценности превращено в ценность, источник самоуважения. Благодаря этому люмпен не желает рас­ставаться со своей позицией, она для него самодостаточна (М. Сиверцев). Поэтому можно говорить о том, что есть люмпен-предпри­ниматели, люмпен-политики, люмпен-интеллигенты и т.п.

Очевидно, что названные тенденции играют существенную роль в социализации детей, подростков, юношей, ибо фактически предоставляют им выбор диаметрально противоположных жиз­ненных сценариев.

На стихийную социализацию и самоизменение человека соци­альная структура, во-первых, влияет постольку, поскольку каж­дый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни.

Стиль жизни каждого социального слоя специфически влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юно­шей. Кроме того, ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи ро­дители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к кото­рому принадлежит их семья.

Во-вторых, следует иметь в виду, что чем более социально диффе­ренцирование общество, тем больше в нем потенциальные возмож­ности для мобильности его членов - горизонтальной и вертикальной.

Существует горизонтальная и вертикальная социальная мобильность в обществе.

Горизонтальная социальная мобильность – это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя.

Вертикальная социальная мобильность – переход членов общества из одного социального слоя в другой.

Воспитание как социально контролируемая социализация ис­пытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей. Соответственно они предъявляют разные требования к системе образования и организации социального опыта подрас­тающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.