Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальная помощь




Коллектив.

В наиболее общем виде коллектив можно определить как фор­мализованную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

В воспитательной организации создаются первичные коллек­тивы (классы, кружки, секции, клубы и т.п.), совокупность кото­рых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации.

Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружаю­щей действительности.

В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независи­мо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что кол­лектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя. Первый - нормы и ценности, одобряемые и культи­вируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в кол­лектив его руководителями. Второй - нормы и ценности, специ­фические для общества, социальных, профессиональных, возраст­ных групп, не совпадающие с первыми. Третий - нормы и ценно­сти, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входя­щие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин А.Т. Ку­ракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива не однород­ный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один - ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, ко­торые регламентируют коллективно значимое поведение лично­сти. Другой - те нормы и ценности, которые, в принципе не про­тивореча первым, предоставляют отдельным микрогруппам и чле­нам коллектива возможности для некоторой самобытности в по­ведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития и духовно-ценностной ориентации личности.

В любом коллективе складываются две структуры отношений - формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руково­дителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Фор­мализованная структура отражает деловые отношения между все­ми членами коллектива и отношения управления, которые скла­дываются между руководителями, функционерами органов само­управления и остальными членами коллектива.

Неформализованная структура коллектива отражает неофици­альные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отно­шений приятельства и дружбы.

Характер отношений в коллективе определяется полем интел­лектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития и духовно-ценностной ориентации его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как про­цесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: со­циальный и психологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами орга­низации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Пси­хологический аспект - это субъективная трактовка членом кол­лектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями к предписаниями. Это несовпадение, если оно про­является в жизнедеятельности, может вызвать негативные санк­ции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряже­нию, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение ста­новится основой импровизационности в исполнении роли, прояв­ления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т.е. проявляет креативность).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрыва­ния социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутвержде­ния, т.е. создает возможности для становления человека.

 

Индивидуальная помощь человеку в воспитательной органи­зации становится необходимой и должна оказываться тогда, ко­гда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста. (О тех и о других речь шла в главе 3.) Более или менее успешное решение возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие.

Достаточно условно можно выделить группы возрастных за­дач - естественно-культурные, социально-культурные и социаль­но-психологические, а также источники опасностей - семья, об­щество сверстников, воспитательные организации.

В соответствии в выделенными тремя группами возрастных за­дач можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная по­мощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.

В процессе решения естественно-культурных задач индивиду­альная помощь может стать необходимой при возникновении у человека таких проблем, как укрепление здоровья, развитие своих физических задатков, чтобы в возможной степени соответство­вать норме возрастного физического развития; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности - фемининности и соответ­ственно минимизации переживаний, связанных с собственным «соответствием» этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.

В процессе решения социально-культурных задач индивиду­альная помощь будет полезной при появлении проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей; с приобретением знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребно­стей; с овладением способами взаимодействия с людьми, с развити­ем или коррекцией необходимых установок; с пониманием проблем семьи, других групп членства, социума, восприимчивостью к ним.

В процессе решения социально-психологических задач инди­видуальная помощь становится необходимой в случае возникно­вения у человека проблем, связанных с самопознанием и само­принятием; определением себя в актуальной жизни, самореализа­цией и самоутверждением, а также определением своих перспектив; с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с уста­новлением позитивных просоциальных взаимоотношений с окру­жающими, особенно со значимыми лицами; с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.

В детстве, отрочестве, юности наиболее типичными и серьез­ными источниками опасности для ребенка, подростка, юноши можно считать семью, общество сверстников, воспитательные организации. Возможное или реальное столкновение с различны­ми опасностями может породить многочисленные проблемы, часть которых могут быть в какой-то мере решены в случае ока­зания индивидуальной помощи человеку педагогами.

Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей или одного из них (либо в связи с их личностными свойствами, либо из-за их стиля жизни, либо стиля отношения к детям); агрессивность к родителям и (или) окружающим; низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; использование антисоциальных и саморазрушительных способов приспособле­ния к родителям или способов компенсации и самоутверждения.

Общество сверстников благодаря исходящим от него опасно­стям может породить проблемы, частично аналогичные тем, о которых шла речь выше, а также ряд специфических проблем: просоциальной адаптации в обществе сверстников; использова­ния антисоциальных и саморазрушительных способов приспо­собления к обществу сверстников, противоправных форм самоут­верждения; полоролевого кризиса; отвержения группой сверстни­ков при отсутствии других групп членства, ощущения одиночест­ва; сексуального и иных видов насилия. (Часть этих проблем мо­жет порождаться у ребенка, подростка, юноши как следствие кон­тактов с антисоциальными или криминальными взрослыми.)

Воспитательные организации как социально-психологические группы сверстников скрывают в себе соответствующие опасности и порождают у детей, подростков, юношей соответствующие проб­лемы. Воспитательным организациям, как таковым, свойственны специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликтности со взрослыми, агрессивности по отношению к ним; эгрессивного (избегающего) поведения по отношению к жизнедеятельно­сти организаций; внутриличностных конфликтов, порождаемых неуспехами в значимой для человека или для значимых лиц сферах жизнедеятельности; потери ощущения самоценности, низкого само­уважения, неприятия себя; отсутствия или потери перспектив.

Приведенный перечень проблем, в решении которых человеку может быть оказана индивидуальная помощь в воспитательных организациях, во-первых, неполон, а во-вторых, содержательно эти проблемы имеют половозрастную специфику. И то и другое изучено недостаточно, особенно половозрастная специфика.

Особенно плохо разработана методика оказания индивидуаль­ной помощи. Фактически пока можно назвать лишь самые оощие способы этой работы: индивидуальные и групповые беседы, соз­дание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитатель­ных организаций; работа со значимыми лицами; переориентация индивидуальных и групповых интересов; тренинга и ролевые иг­ры; рекомендация для чтения специальной литературы; привлече­ние специалистов-психологов и некоторые другие.

Индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспи­тательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психоло­го-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять по­мощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, полу­чить информацию, совет, порой даже инструктаж.

В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания ин­дивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т.е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последователь­ности в установках по отношению к воспитанникам, справедли­вости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками, умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.

В-четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опеку­на»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуа­цию сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осоз­нать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.

В-пятых, использование в воспитательной организации лично­стного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от лично­стного подхода тем, что личностный подход имеет в виду апри­орное отношение к любому воспитуемому как к самоценной лич­ности независимо от присущих ему особенностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.