Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Золотое правило морали — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой




Мораль.

Проверь себя.

Культура

 

Культура (в переводе с лат.) —возделывание,культивирование почвы.

Культура -все виды преобразовательной деятельности,а так же еѐ результаты.

 

Культура в узком смысле -степень воспитанности человека.

 

Элементы культуры:

 

1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)

 

2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения).

 

Духовная культура –сфера человеческой деятельности,охватывающаяразличные стороны духовной жизни человека и общества. Культурный комплекс -совокупность культурных черт или элементов,возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных (футбол - болельщики, символика, чемпионаты).

 

Культурное наследие -часть материальной и духовной культуры,созданнаяпрошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество А.С.Пушкина)

 

Культурные универсалии -нормы,ценности,традиции,присущие всемкультурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

 

Функции культуры:

1. познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе

2. оценочная – определение системы ценностей

3. регулятивная – формирование системы норм и требований

4. информативная – передача опыта, ценностей

5. коммуникативная – тиражирование культурных ценностей

 

6. социализации – усвоение норм и культурных ролей.

 

Пути развития культуры:

 

1. накопление культурных ценностей

 

а) вертикальное - передача культурных ценностей от поколения к поколению

 

(Евклидова геометрия-геометрия Лобачевского);

б) горизонтальное — наследование целого художественного произведения

(сонеты Шекспира в 19 и 21 веке).

2.новаторство

 

Формы культуры:

 


1. Элитарная. Создаѐтся привилегированной частью общества либо позаказу профессиональными творцами. Еѐ девиз: «Искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Закрыта. Стремится к новаторству. Произведения приобретают статус культурных канонов. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.

 

2. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массовогопроизводства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель - получить коммерческую выгоду. Коммерциализация приводит к падению общего культурного уровня. Сленговое название - кич, китч (в переводе с нем.яз.) - дешѐвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Стандартизирована. Клише. Точный выбор адресата-потребителя. Примером массовой культуры является поп-музыка.

 

3. Народная. Создана анонимными творцами,не имеющимипрофессиональной подготовки. Создатель произведения одновременно является его исполнителем. Отражение бытового уклада народа. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Коллективный опыт. Связана с религиозной субкультурой. Преемственность. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.

 

4. Экранная. Связана с компьютерной революцией.Выход в миринформации. Широкая аудитория. Большие возможности. Примером

являются виртуальные игры.

 

Доминирующая культура -совокупность норм и ценностных ориентаций,распространѐнных во всѐм обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определѐнным обычаям и т. д.)

 

Мидкульт –соединение элитарной и массовой культуры. (Бах в современнойобработке)

 

Диалог культур -взаимопроникновение культур,духовное сближение большихкультурных регионов.

 

Разновидности культуры:

 

1. Субкультура -часть общей культуры,присущей большой социальнойгруппе (молодѐжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)

 

2. Контркультура -субкультура,которая противоречит доминирующей,находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи, скинхэды)

 

____________________________________________________________________ Дополнительный материал по теме.

 

Х.Ортега–и– Гасет считал,что элитарная культура даѐт возможностьизбранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние

 


варварства. Он выделил черты «массового человека»:

 

-рост жизненных запросов;

-врождѐнная неблагодарность;

-плывѐт по течению.

 

А. Фрейд считал,что при потреблении массовой культуры действует механизмзаражения.

 

Европоцентризм -течение,в основе которого идея избранности западнойкультуры, как наиболее цивилизованной.

 

Американоизм -течение,в основе которого особая культурная миссия США какцивилизации, родившейся в борьбе за свободу.

 

Афроизм (негритюд) - течение,в основе которого возвышение африканскойкультуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру. Мультикультурализм –идеология существования различных культурных групп

 

в рамках одной политической общности. «Культура – вторая природа».

Виды культур в процессе взаимовлияния (аккультурации):

-доминирующая

 

-донорская – та, из которой осуществляется заимствование -реципиентная – та, которая заимствует.

 

1.К массовой культуре относится:

1)изящное искусство

2)былина

3)детектив

4) эпос

2.Верны ли суждения

 

А) Криминальная культура относится к контркультуре.

Б) Культура готов относится к субкультуре

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

3. Установите соответствие между артефактами и элементами культуры

 

А) орудия труда     1)материальная культура
Б) оригами     2)духовная культура
В) мебель          
Г) архитектура          
Д) футбол          
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами  
А   Б В   Г Д
             

 

4.Перечислите 3 особенности элитарной культуры.

5.Приведите 3 доказательства, что влияние массовой культуры в

 


современном обществе возросло.

 

6.Приведите 3 доказательства роли культуры в современном обществе.

7.Приведите 3 примера по реализации человеком своих культурных прав.

8.Приведите 3 примера молодѐжной субкультуры.

9.Приведите 3 примера регулирующей роли культуры в обществе.

 

10.Приведите 3 примера специфического свойства книги как духовной ценности.

 

11. Приведите 3 примера влияния национальной культуры на поведение человека.

 

12. Приведите 3 причины распространения массовой культуры.

13.На 3 примерах покажите взаимосвязь различных форм культуры.

 

14.Составьте развѐрнутые планы на тему «Содержание и формы духовной культуры», «Массовая культура», «Молодѐжная субкультура».

 

15.Напишите эссе на тему: «Культура есть неотвратимый путь человека в человечество».

 

 


 

 

 

Мораль (в переводе с лат.) –нравственный,относящийся к характеру.

Мораль -совокупность нравственных норм,регулирующих поведение людей.

 

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика -наука о морали.

 

Признаки морали:

1. всеобщность

2. добровольность

 

Функции морали:

1. познавательная

 

2. регулятивная

3. воспитательная

4. мотивационная

5. прогностическая

6. аксиологическая (формирует ценности)

 

Структура морали:

-нравственная деятельность

-нравственные отношения

-моральное сознание (принципы, ценности и др.)

Моральная система включает в себя:

 

1. моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

 

2. моральные ценности

 

Ценность -положительная или отрицательная значимость объектовокружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Ценности могут быть индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Они носят непреходящий характер, являются ориентиром для большинства людей, имеют позитивный характер, ограничены.

 

Существует 7 фундаментальных ценностей:

 

1)польза – в экономике

2)господство - в политике

3)справедливость – в социальной сфере

4)истина – в духовной сфере

5)красота – в духовной сфере

6)добро – в духовной сфере

 

7)свобода – во всех сферах

 

3. моральные категории Основные категории морали:

 

1. Добро -положительные качества,которых придерживается общество вцелом или отдельный человек. Антоним-зло.

 


Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков.

 

Антоним - порок.

 

2. Долг -осознание личностью безусловной необходимости исполнениятого, что заповедуется моральными идеалами.

 

3. Стыд -осознание личностью своего несоответствия принятым нормамили ожиданиям окружающих.

 

4. Совесть -способность человека,критически оценивая свои поступки,мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

5. Милосердие -сострадательное,доброжелательное отношение.

6. Честь -внутреннее достоинство человека,благородство души.

 

7. Счастье -эмоциональное состояние,при котором человек испытываетудовлетворѐнность условиями своего существования.

 

 

Нравственность -степень усвоения личностью моральных ценностейобщества и практическое следование им в повседневной жизни.

 

Этапы нравственного поведения:

1. человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания

 

2. человек не совершает дурных поступков, так как дорожит мнением других людей

 

3. человек не совершает дурных поступков, так как его поведение

 

определяется определѐнными принципами. Духовность -обращѐнность человека к высшим ценностям,идеалу,стремлениеусовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

 

Альтруизм - бескорыстные действия,направленные на благо и удовлетворениепотребностей другого человека.

 

____________________________________________________________________ Дополнительный материал по теме.

Ввел понятие «альтруизма» О. Конт. «Живи для других».

Эгоизм –предпочтение личных интересов интересам других.

Эгоцентризм –восприятие своей точки зрения как единственно правильной.

Мизантропия –нелюбовь к людям,отчуждение от них.

 

Филантропия –совокупность моральных представлений,направленных наоказании помощи неимущим, заботу об улучшении участи человечества. Талион –принцип воздания равным злом за равное зло.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.