Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и функции цены, как экономической категории




Тема 9 Ценообразование

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновес­ной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу.

Цена – это денежное выражение стоимости изделия. Она выступает важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом, отдельного производства и его структуры, конкуренции товаропроизводителей и конкурентоспособность то­вара, научно-технический прогресс.

Цена выполняет ряд важных функций:

1) Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

2) Распределительная функция цен состоит в распределении национального дохо­да и валового внутреннего продукта между предприятиями, от­раслями, регионами путем товарообмена. При значительных отклонениях цен от стоимости, когда на отдельные товары, ус­луги государством устанавливаются низкие цены или же они предоставляются бесплатно, а другие товары отличаются относительно высокими ценами за счет включения в них косвенных налогов (акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды, на­логов с продаж и др.) усиливается перераспределительная фун­кция цен.

3) Стимулирующая – создание заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек и в итоге – стремление повысить конкурентоспособность продукции.

4) Уравновешивающая – обеспечивает равновесие между спросом и предложением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается.

5) Обеспечение доходности – не только возмещение издержек производства продукции конкретного наименования, но и получение производителем прибыли при достижении объема производства выше критической точки.

6) Учетная функция - означа­ет, что цены используется как предприятиями, так и государ­ственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпу­щенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показа­телей.

 

9.2 Система цен их классификация

 

Система цен в народном хозяйстве представляет собой совокупность разных видов цен и тарифов, обслуживающих экономические взаимоотношения предприятий, отраслей и регионов, а также государства, отдельных хозяйственных единиц и населения.

Цены принято классифицировать по нескольким признакам :

1) в зависимости от стадии товародвиже­ния, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.

 

Отпускная цена предприятия-изготовителя цена, по которой предприятие-изготовитель реализует продукцию всем покупателям (оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям), за исключением населения. Она включает в себя:

 

Цотп = Сп + П + НДС,

(Сп + П) * Нндс

НДС = ------------------------------

 

Оптовая цена формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией розничным и др. организациям.

 

Цопт = Цотп + Нопт,

Где Нопт – оптовая надбавка, тыс.р.

 

Оптовая надбавка — надбавка, образующаяся в оптовом звене сферы обращения. Предназначена для компенсации расходов, связанных с операциями купли-продажи и получением прибыли. Устанавливается по соглашению сторон — оптовых и розничных предприятий. Уполномоченные органы государ­ственного управления могут устанавливать ограничение раз­меров оптовой надбавки.

 

Розничная цена цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного пот­ребления.

Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включа­ет в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включит отпускную цену предпри­ятия-изготовителя, а розничная цена — отпускную цену опто­вого предприятия.

 

Црозн = Цотп(опт) + Нторг,

Где Нторг – торговая надбавка, тыс.р.

Торговая надбавка — надбавка, устанавливаемая торговы­ми или иными предприятиями при реализации продукции на­селению. Предназначена для покрытия расходов торговых предприятий, связанных с продажей продукции в розницу, и получения прибыли от этих операций. Уполномоченные орга­ны государственного управления могут устанавливать ограни­чение размеров торговой надбавки.

 

2) По способу установления различают фиксированные, регулируемые и сво­бодные (договорные) цены.

Фиксированные – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах.

Регулируемые цены - цены, по которым государством устанавливается максимальный и минимальный уровень, переходить который предприятие не имеет право. Они неизбежны в условиях переходного периода и при­меняются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию пред­приятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установле­ны ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии, и коммунального хозяйства для населения).

Свободные (договорные) цены устанавливаются по согла­шению сторон — продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены фор­мируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответ­ствуют рыночной экономике.

3) В зависимости от принадлежности товара к определен­ной отрасли в сфере народного хозяйства различают оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные це­ны в строительстве, тарифы на различные производствен­ные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.

4) Цены с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены разме­ров транспортных расходов используются различные виды цен «франко».

5 ) Цены с учетом их территориального распространения. Выделяют единые республикан­ские и местные цены.

Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливают­ся и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодо­рожным транспортом, квартирная плата и др.).

Местные цены формируются по определенным территори­ям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.

1) В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары).

2) Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары.

9) От сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены. Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса.

Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в период высокой инфляции.

Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а в последней – могут лишь возмещать затраты на производство или их часть.

Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам года и обуславливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг.

Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам, например, в зависимости от характера потребителя, для различных категорий населения.

 

9.3 Методы расчёта отпускной цены предприятия.

 

В зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета предпола­гаемой цены на товар, они объединяются в следую­щие группы:

1) основанные на издержках производства;

2) параметрические методы;

3) метод установления цены на основе проведения подрядных торгов.

 

1) Методы, основанные на издержках производства:

Затратный метод — метод ценообразования, базирующий­ся на фактически сложившихся затратах. При установлении цен по этому методу возмещаются практически любые затра­ты, цены не стимулируют предприятия к рациональному ис­пользованию ресурсов, к достижению высоких конечных ре­зультатов. На основе издержек устанавливаются цены на новые товары, т.к. нет аналогов, в единичном производстве, при выполнении госзаказа, монопольного положения на рынке. Этот метод отража­ет традиционную ориентацию главным образом на производ­ство и в меньшей степени — на рыночный спрос.

Формула цены Ц при этом ме­тоде:

Ц = С + П+ КН,

где С — себестоимость единицы продукции, руб.;

П — при­быль на единицу продукции, руб.;

КН—косвенныеналогивценепродукции,руб.

Агрегатный метод используется в том случае, если вновь выпущенная продукция состоит из конструктивных элемен­тов (деталей, узлов, комплектующих изделий), цена либо себе­стоимость которых известна. Применяется для расчета цены изделий, собираемых из унифицированных элементов, узлов, (например, металлорежущие станки, другое промышленное оборудование, транспортные средства). Цена продукции, рас­считанная этим методом, представляет собой сумму цен от­дельных конструктивных элементов изделия с добавлением затрат по сборке.

Цизд = Цi + Зсб

Метод структурной аналогии. Применяется в производ­ствах с широкой номенклатурой однотипных изделий или ра­бот (услуг). При расчете цены конкретного изделия используют фактические данные о доле основных видов затрат (материалы, зарплата, амортизация) в цене аналогичного товара.

 

Цн = Со / До,

где Со – абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия;

До – доля основного вида затрат в цене изделия-аналога.

 

2)Параметрические методы, суть состоит в определении количественных зависимостей между ценой и основными потребительскими свойствами продукции в пределах параметрического ряда.

Параметрический ряд представляет собой группу изделий, которые однородны по конструкции и технологии изготовления, имеют одинаковое или сходное функциональное назначение и различаются между собой количественным уровнем потребительских свойств.

Параметрические методы установления цен наиболее точно и полно связывают цены с качеством, полезностью товаров.

Метод удельной цены. Он используется для расчета и анализа цен товаров, характеризующихся довольно полно одним основным параметром качества: производительность, мощность, грузоподъемность, содержание полезных компонентов в веществе и др. Данный метод широко используется в машиностроении. Вначале определяется удельная цена единицы основного параметра Цо, принятого в качестве представителя параметрического ряда, по формуле

 

Цо = Цф / Мф,

где Цо — удельная цена единицы основного параметра;

Цф - цена изделия, принятого в качестве изделия-представителя, руб.;

Мф — значение основного параметра (например, мощности) в соответствующих единицах измерения.

Затем рассчитывается цена нового изделия по формуле:

 

Цн = Цо * Мн,

 

где Мн — значение основного параметра нового изделия.

 

В данном случае цена изменяется прямо пропорционально изменению качества товара. Однако во многих случаях этого недостаточно. Для успешного развития и внедрения достиже­ний научно-технического прогресса должен соблюдаться принцип относительного снижения цены на единицу главного (основного) параметра новой продукции по сравнению с базовой. Для этого в формулу вводят поправочные коэффициенты. Недостаток метода удельной цены — учет в ценообразова­нии лишь одного, пусть даже главного параметра. Основная же масса продукции, особенно сложные ее виды, характеризуется широким набором, комплексом технико-экономических пара­метров. Указанный недостаток преодолевается использовани­ем другого параметрического метода — баллового.

Балловый метод. Суть этого параметрического метода заклю­чается в формировании цен на основе экспертных оценок пара­метров качества изделий. Этот метод незаменим в тех случаях, когда цена определяется несколькими параметрами качества, в том числе такими, которые не поддаются количественному со­измерению. К ним относятся удобство использования изделия, эстетические свойства, дизайн, экологичность, противопожарность, органолептические свойства (запах, вкус, цвет).

Для расчета необходимо выбрать базовое изделие и несколь­ко показателей качества в качестве оцениваемых. Если оцени­ваемые показатели неравнозначны для покупателей, их мож­но ранжировать и ввести в расчет коэффициенты весомости.

Метод корреляционно-регрессионного анализа. Суть мето­да состоит в определении эмпирических формул зависимости цен от изменения параметров качества в пределах параметри­ческого ряда изделий. При этом цена выступает как функция от параметров:

Ц = f(x1,x2x3,...,xn),

где xt, хг х3,..., хп - параметры изделия в натуральных едини­цах измерения.

Этот метод позволяет определять аналитическую форму свя­зи и использовать рассчитанные уравнения регрессии для оп­ределения цен изделий, входящих в данный параметрический ряд. Он является самым точным, совершенным среди парамет­рических методов.

Необходимым условием применения метода является тща­тельная аналитическая работа по формированию параметри­ческого ряда, определению технических и экономических па­раметров, на основе которых он строится. Изделия отбираются в параметрический ряд по признакам однородности техничес­ких требований к ним и однотипности технологии их изготов­ления. Однородность технических требований предполагает наличие одних и тех же основных показателей качества.

3) Методы установления цены на основе проведения подрядных торгов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.