Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура нейрогуморальной системы




ФИЗИОЛОГИЧНЫЕ СИСТЕМЫ, ЧТО СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИЕЙ ПИТАНИЯ.

ПИТАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

ЛЕКЦИЯ 1.2.

ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В рационах питания детей отмечается недостаток животных белков, микронутриентов (витаминов, кальция, йода, железа).

Для растущего организма характерны интенсивные процессы ассимиляции, причем развитие отдельных органов и систем происходит неравномерно. Следствием этого является высокая чувствительность организма ребенка к действию повреждающих факторов, в том числе к нарушению сбалансированности пищевого рациона.

Набор продуктов питания для детей должен быть более разнообразным, чем для взрослых, дифференцированным по отдельным возрастным группам в соответствии с «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии детей и подростков Украины» Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания детей должно составлять 1: 0,9: 4,7. Потребность детей в пище в большей степени зависит от возраста, чем у взрослых людей. Чем младше ребенок, тем в большем количестве биологически ценных белков (на единицу массы тела) он нуждается.

Особенно повышена в детском возрасте потребность в белке, так как ребенок растет, увеличивается его белковая масса, энергичны процессы обновления белков. Ребенку от 1 года до 3 лет необходимо ежедневно получать не меньше 4 г белка на 1 кг веса тела, от 3 до 7 лет – 3,5 –4; от 8 до 10 лет –3; от 11 лет о старше – 2,5 г белка.

Доля животных белков в рационах детей должна составлять не менее 50-60 % от общего их количества. Особенно важны в детском питании молоко, молочные продукты и яйца как источник наиболее полноценных белков. мясо и рыба обязательны в детском питании не только как источники пластических веществ, но и как источники ростовых веществ. Основное количество энергии организм ребенка получает за счет углеводов пищи. Из общего количества углеводов около 20 % должны составлять легкоусвояемые. Их источниками в детском питании, прежде всего, являются фрукты, ягоды, их соки, содержащие глюкозу и фруктозу.

 


 

 

План

1.1. Структура нейрогуморальной системы

1.2. Сердечно-сосудистая система

1.3. Система пищеварения и процессы пищеварения

1.4. Ассимиляция пищи организмом

 

_______________________________________________

 

 

Организм человека – это целостная система, в которой регулируется деятельность всех физиологичных систем, их слаженность работы, сохраняется стабильность внутренней среды. Важнейшие физиологичные системы – нейрогуморальна, сердечно-сосудистая система и система пищеварения.

 

 

Нейрогуморальна регуляция поддерживает функции организма и его свойства на определенном уровне (гомеостаз).

Нервная регуляция жизнедеятельности организма осуществляется нервной системой.

Гуморальная регуляция и координация физиологичных функций организма человека происходит через жидкостные среды: кровь, лимфу, тканевую жидкость.

Гуморальная регуляция подчиняется нервной регуляции и составляет с ней единую нейрогуморальную регуляцию. На деятельность нейрогуморальной системы существенное влияние имеет характер питания.

Нервная регуляция состоит из центральной и периферической нервных систем. Центральная – головной и спинной мозг, периферическая – вегетативная и соматическая системы.

Структурным элементом нервной системы являются нервные клетки - нейроны, которые взаимосвязанны между собой и с другими органами и тканями. Восприятие и передача сигналов происходит двумя отростками - дендритами и аксонами.

Дендрити - короткие отростки, которые передают импульсы к телу нервной клетки.

Аксон - длинный отросток, который передает импульсы от тела нервной клетки к ее периферии.

С помощью дендритов нервная клетка получает информацию, с помощью аксонов передает импульсы другим нейронам и исполняющим органам.

 

Различают три типа нейронов: чувствительные (рецепторные) - передают нервный импульс от органов к центральной нервной системе, двигательные (ефекторные) - передают нервные импульсы от центральной нервной системы к мышцам и органам, вставные (промежуточные) - передают импульсы внутри нервной системы.

Нервы - скопление длинных отростков нейронов, которые связывают нервную систему со всеми органами. Выделяют три типа нервов: чувствительные, которые состоят из дендритов чувствительных нейронов, двигательные - из аксонов двигательных нейронов, смешанные - из аксонов и дендритов.

Места соединения отростков нейронов называются синапсами.

Биологически активные вещества, которые передают возбуждение или торможение из нервных клеток на другие клетки в синапсах называются медиаторами.

В механизмах передачи нервных импульсов принимают участие разные ионы (К, Na, Са) и медиаторы: норадреналин, ацетилхолин, серотонин, -аминомасляная кислота. Для их образования и выявления активности необходимы определенные вещества: соответствующие аминокислоты, витамины С, В1, В6 и другие, которые поступают в организм в основном с продуктами питания.

Конечные структуры чувствительных нервных волокон, которые воспринимают раздражение и превращают его энергию в нервный импульс, являются рецепторами, которые дифференцируются на: термо-, хемо-, барорецептори, тактильные, вкусовые, зрительные, слуховые и тому подобное.

Основой деятельности нервной системы является рефлекс.

Рефлекс - реакция организма на любое раздражение, которое осуществляется при участии нервной системы. Рефлексы разделяются на:

· безусловные - постоянные, наследственные, вродженные: пищевые; защитные; половые; болевые; моторные и другие;

· условные - приобретенные в процессе жизнедеятельности: секреция желез органов пищеварения на определенное время, звук, внешний вид блюд и другие.

Условные рефлексы являются физиологичным приспособлением организма к внешней среде на протяжении всей жизни. В формировании условных рефлексов у человека принимают участие как сами раздражители, так и слова, которыми их помечают. Непосредственно действующие раздражители академик І.П.Павлов назвал первой сигнальной системой, а деятельность мозга, которая связана с языковыми значениями раздражителей - второй сигнальной системой.

Центральная нервная система – скопление нервных клеток в головном и спинном мозге.

Головной и спинной мозг состоит из белого и серой вещества.

Белое вещество - скопление нервных волокон (аксонов и дендритов), которыми передаются нервные импульсы. Она образует ведущие пути, которые связывают отделы головного и спинного мозга.

Серое вещество - скопление центральных частей нервных клеток (тел), где размещены их ядра. Оно исполняет роль центров головного и спинного мозга и регулирует деятельность клеток, органов и систем.

Различают такие основные отделы головного мозга: большие полушария, мозжечок и ствол мозга, в состав которого входят задний мозг (продолговатый мозг, мост), средний и промежуточный мозг.

Большие полушария - это основа психической деятельности. В коре больших полушарий выделяют лобовую часть, теменную, височную и затылочную.

Вкусовая и обонятельная зоны размещены в лобовой части, двигательная и кожно-мышечная - в лобовой и теменной, слуховая - в височной, зрительная - в затылочной.

В больших полушариях различают три зоны: чувственную, двигательную и ассоциативную. Нейроны чувственной зоны воспринимают и формируют адекватную реакцию организма на импульсы от органов чувств. Нейроны двигательных анализируют импульсы от мышц, сухожилий, костей и руководят сложными движениями, их координацией.

Нейроны ассоциативных зон связывают между собой разные зоны коры и у них формируются психические функции - память, логическое мышление, воображение.

Мозжечок выполняет рефлекторную функцию и координирует движения, регулирует равновесие тела, поддерживает тонус мышц.

Средний мозг выполняет рефлекторную, проводниковую функции и в нем находятся центры зрения, слуха, мышечного тонуса.

Продолговатый мозг выполняет рефлекторную, проводниковую функции, в нем локализованы центры: дыхательные, сердечно-сосудистые, секреторной деятельности пищеварительных желез, жевания, глотания, рвоты, кашля, слюноотделения, потовыделения.

Промежуточный мозг образован таламусом и гипоталамусом. Промежуточный мозг выполняет рефлекторная и проводниковая функции. Таламус - передает импульсы от рецепторов к другим частям головного мозга, гипоталамус - руководит вегетативными реакциями организма, деятельностью гипофизу. В промежуточном мозге находится эпифиз, который осуществляет гуморальную регуляцию некоторых функций организма (сна, пробуждения, биоритмов).

Мост выполняет проводниковую функцию, соединяет средний и вытянутый мозг. От мозгового ствола отходит 12 пар черепно-мозговых нервов, из них 11 пар разветвляются в органах головы и шеи, а одна пара (блуждающий нерв) разветвляются в органы грудной и брюшной полостей.

Спинной мозг находится в канале позвоночника. Выделяют шейная, грудная, поясничная и крестцовая части. От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов: передние корешки - двигательные нервы, задние корешки - чувствительные нервы.

Мозговой канал заполнен спинномозговой жидкостью.

Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию - обеспечение сокращения скелетных мышц, регуляция работы всех внутренних органов и проводниковую - обеспечение связи и согласованности работы всех отделов центральной нервной системы.

Характерная особенность иннервации спинномозговых нервов заключается в том, что каждому сегменту спинного мозга отвечает определенный участок тела - метамер. Каждая пара спинномозговых нервов иннервирует три соседних метамера, а каждый метаметр инервуеться тремя соседними сегментами спинного мозга.

При повреждении спинного мозга нарушается его проводимость: ниже места повреждения теряется чувствительность соответствующих участков организма и способность к движению и трофика тканей и клеток.

Периферическая нервная система образуется из спинномозговых нервов, которые выходят из спинного мозга и нервируют все органы и ткани.

Различают соматическую и вегетативную периферическую нервную системы.

Соматическая нервная система (12 пар черепно-мозговых и 31 пара спинномозговых нервов) иннервирует скелетные мышцы, органы чувств. Деятельность соматической нервной системы контролируется сознательно.

Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов (дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы и тому подобное), эндокринных желез и процессы обмена веществ у них. Деятельность вегетативной нервной системы не контролируется сознательно и потому ее называют еще автономной.

Вегетативная нервная система состоит из соматического и парасоматического отделов. Они функционируют вместе и тесно связанные с центральной нервной системой.

Соматическийй отдел увеличивает ритм и силу сокращений сердца, суживает сосуды, замедляет перистальтику кишок, увеличивает количество сахара в крови. Возбуждение соматического отдела нервной системы мобилизирует силы организма на выполнение работы, преодоления трудностей. При этом тратится энергия.

Парасоматический отдел действует противоположно к действию соматического отдела: замедляет ритм и уменьшает силу сокращений сердца, расширяет сосуды, убыстряет перистальтику кишок, уменьшает количество сахара в крови. Возбуждение осуществляется во время перехода от состояния напряжения к состоянию покоя. Парасоматическая система возобновляет энергию.

Общий эффект соматической нервной системы заключается в повышении интенсивности обмена, а парасоматической - в снижении.

Гуморальная регуляция – - гормонами, которые регулируют функции организма на субклеточном, клеточном, тканевом, органном и системном уровнях

- медиаторами, которые передают нервные импульсы.

Гормоны влияют на обмен веществ и деятельность разных органов, поступая к ним через кровь. Гормоны образуются железами внутренней секреции (эндокринные), а также железами внешней секреции (тканевые - стенки желудка, кишечнику и другие).

К железам внутренней секреции относятся: гипофиз, эпифиз, щитообразная, вилочкова, поджелудочная, падпочечники, половые. Каждая из них продуцирует вещества со специфическим регулирующим действием. Гормоны имеют такие свойства:

- высокая биологическая активность;

- специфичность - действие на определенные органы, ткани, клетки;

- быстро разрушаются в тканях;

- размеры молекул малые, проникновение через стенки капилляров в
ткани осуществляется легко.

Гормоны достаточно активными, регулируют обмен веществ, а также они очень изменяют рост и развитие всего организма. Недостаток или избыток гормонов вызывает изменения в обмене веществ, который приводит к появлению болезненных явлений в организме человека.

Секреция большинства гормонов регулируется на основе негативной обратной связи. Выделение гормонов вызывает определенные изменения в организме, которые, в свою очередь, затормаживают их последующую секрецию. Негативная обратная связь - основной механизм, под воздействием которого эндокринная система поддерживает гомеостаз.

Гипофиз считали раньше главным «дирижером эндокринного оркестра», который руководит всеми другими железами и органами. На сегодня известно, что его деятельность во многом руководствуется гипоталамусом. Потому гипофиз более правильно рассматривать как промежуточное звено между регулирующими центрами нервной системы и периферическими эндокринными железами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.