Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы изучения данной науки




ВВЕДЕНИЕ

МЕНЕДЖМЕНТ

Трубенева Т.Г.

 

 

 

Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования

 

 

Санкт-Петербург 2009


 

Учебное пособие представляет собой конспект лекций для студентов по дисциплине «Менеджмент».

Содержание пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный материал или познакомиться с дополнительным материалом, более успешно подготовиться к экзамену.

Учебное пособие дисциплины «Менеджмент» обсуждено на заседании методической комиссии экономических дисциплин (протокол № 1 от 27.08.2009) и одобрено методическим советом Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики «Александровский лицей» (протокол № 1 от 31.08.2009).


Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

1. Содержание дисциплины, её основные задачи, связь с другими науками. 6

2. Методы изучения данной науки. 8

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ.. 9

1.1. История развития менеджмента. 9

1.2. Современные подходы в менеджменте. 11

1.3. Принципы управления. 14

РАЗДЕЛ 2. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.. 15

2.1. Организация как объект менеджмента. 15

2.2. Внутренняя среда организации. 16

2.3. Внешняя среда организации. 17

РАЗДЕЛ 3. ЦИКЛ МЕНЕНДЖМЕНТА.. 20

3.1. Составляющие цикла менеджмента. Организация и типы её структур. 20

3.1.1. Цикл менеджмента. 20

3.1.2. Организация. Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации. 21

3.1.3. Разделение и кооперация труда. 22

3.1.4. Типы структур организации по взаимодействию с внешней средой: механические и органические. 23

3.1.5. Характеристика линейной структуры управления: сущность, преимущества и недостатки. 24

3.1.6. Характеристика функциональной структуры управления: сущность, преимущества и недостатки. 25

3.1.7. Характеристика линейно-функциональной структуры управления: сущность, преимущества и недостатки. 26

3.1.8. Характеристика дивизиональной структуры управления: сущность, преимущества и недостатки. 27

3.1.9. Характеристика матричной структуры управления: сущность, преимущества и недостатки. 28

3.2. Планирование: основные стадии планирования, стратегический и тактический планы.. 30

3.2.1. Формы и задачи планирования, понятие. 30

3.2.2. Виды планов. Основные стадии планирования. 31

3.2.3. Стратегическое планирование. 31

3.2.4. Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования. 34

3.3. Мотивация: критерии, виды, ступени мотивации. 36

3.3.1. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. 36

3.3.2. Ступени мотивации. Классификация теорий мотивации. 36

3.3.3. Содержательные теории мотивации. Потребности и мотивационное поведение 37

3.3.4. Процессуальные теории мотивации. 38

3.3.5. Правила работы с группой. 39

3.3.6. Полномочия и ответственность (исполнительская и управленческая) 40

3.3.7. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования. 42

3.4. Контроль в организации. 44

3.4.1. Понятие контроля, задачи. 44

3.4.2. Классификация контроля. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. 44

3.4.3. Три этапа контроля. 46

3.4.4. Характеристика эффективного контроля. 47

3.4.5. Правила контроля. «Управленческая пятерня». 47

РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.. 49

РАЗДЕЛ 5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.. 53

5.1. Типы решения и требования, предъявляемые к ним.. 53

5.2. Уровни принятия решений. 54

5.3. Этапы принятия управленческого решения. 55

5.4. Методы оптимизации управленческих решений. 56

РАЗДЕЛ 6. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ.. 59

6.1. Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов. 59

6.2. Причины возникновения конфликтов. 59

6.3. Стадии развития конфликтов. Типичные конфликтные ситуации. 60

6.4. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. 60

6.5. Последствия конфликтов. 62

6.6. Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса. 62

6.7. Взаимосвязь конфликта и стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций 63

РАЗДЕЛ 7. РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ПАРТНЁРСТВО.. 65

7.1. Управление человеком и управление группой. 65

7.2. Понятие руководства и власти. Формы власти. 66

7.3. Искусство строить отношения с сотрудниками. 68

7.4. Имидж (образ) менеджера. 69

7.5. Лидерство. 72

РАЗДЕЛ 8. САМОМЕНЕДЖМЕНТ.. 77

8.1. Планирование работы менеджера. 77

8.2.Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики. 80

8.3.Ортобиоз, слагаемые ортобиоза: релаксация, рекреация, катарсис. 81

РАЗДЕЛ 9. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ.. 85

9.1. «Решетка менеджмента». 85

9.2. Определение стиля по «Решетке менеджмента» и характеристика каждого стиля. 85

РАЗДЕЛ 10. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ.. 88

10.1.Понятие и классификация коммуникаций. 88

10.2. Коммуникационный процесс: этапы, элементы процесса коммуникаций, обратная связь и помехи. 88

10.3. Помехи (барьеры) в межличностных коммуникациях. 89

10.4. Помехи в организационных коммуникациях. 90

10.5. Коммуникационные сети. 91

10.6. Информация в системе коммуникаций. Информационные потоки и системы, принципы и пути их совершенствования. 92

10.7. Технические средства в управлении: средства приема, составления, копирования, передачи, хранения и поиска документов. 93

РАЗДЕЛ 11. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГОВОРОВ, ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ.. 95

11.1. Деловое общение, его характеристика. 95

11.2. Фазы делового общения. 95

11.3. Организация труда руководителя. 95

11.4. Организация переговоров. 96

11.5. Типы собеседников. 98

11.6. Организация проведения совещаний. 100

11.7. Проведение бесед, встреч. 102

11.8. Требования к проведению телефонных переговоров. 104

11.9. Культура речи. 105

11.10. Работа с документами. 105

РАЗДЕЛ 12. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: ФОРМЫ, ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА 107

12.1. Управленческое общение: формы, правила, его функции и назначение 107

12.2. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. «Шкала отношений». 107

12.3. Основные характеристики подчиненных. 109

12.4. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных 110

12.5. Правила устного распоряжения. 110

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 112

Приложение 1. 113

Приложение 2. 115

Приложение 3. 116

Приложение 4. 117

Приложение 5. 118

Приложение 6. 120

 

 


 

1. Содержание дисциплины, её основные задачи, связь с другими науками

Управление это процесс целенаправленного воздействия субъектов управления на объект управления для достижения определённых результатов. Под субъектом управления понимается физическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Объектами управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей.

Особенности управления:

1. Управление – это процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве. Охватывая всё необходимое пространство, оно имеет место не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период времени.

2. Управление – это целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определённых целей.

3. В результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью. Реальный результат практически всегда отличен от цели – чаще всего он ниже и лишь в отдельных случаях может превосходить цель. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.

 

Менеджмент – это управление организацией прежде всего в коммерческих, производственно-рыночных условиях

Менеджмент – этоиспользование и координация таких ресурсов как капитал (производственный, финансовый, человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью.

Субъекты менеджмента – менеджеры. Менеджер – человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью.

Вертикальное разделение труда приводит к выделению менеджеров высшего, среднего и низшего уровня или звена. Руководителям низового звена подчинены непосредственно исполнители (бригадир, мастер, старший кассир); руководители среднего звена являются своеобразными передаточными звеньями между руководителями высшего и низового уровня. Выполняя частично функции и тех и других (начальник отдела, заведующая отделом); руководители высшего звена руководят организацией в целом, определяя пути её развития.

Рис. 1. Уровни менеджмента

Требования к профессиональной компетенции менеджеров:

1. Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.

2. Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации.

3. Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые.

4. Владение искусством управления человеческим ресурсами.

5. Владение искусством налаживания внешних связей.

6. Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию – знания и умения.

Этим знания и навыки менеджер получает при изучении менеджмента других дисциплин. Менеджмент связан с такими дисциплинами как социальная психология, управленческая психология, маркетинг, экономика организации, анализ финансово-хозяйственной деятельности, правовое и информационное обеспечение профессиональной деятельности.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определённых задач менеджмента. Существуют следующие виды менеджмента: финансовый, стратегический, инновационный, производственный, персональный, управление персоналом, менеджмент снабжения; экологический, менеджмент маркетинга, внешнеэкономическая деятельность,.

Задачи менеджмента:

1. Создание конкурентоспособности организации.

2. Эффективное использование персонала организации.

3. Эффективное использование маркетинговых технологий.

4. Разработка ресурсосберегающих технологий и технологий, направленных на защиту окружающей среды.

Цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, то есть эффективное функционирование всех внутренних и внешних элементов организации.

Менеджмент, как любая другая наука, обладает своим особым методом исследования явлений управленческой деятельности. В основе метода менеджмента, несомненно, лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. В центре исследований в менеджменте находится человек, осуществляющий производственную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации, поэтому метод менеджмента – это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.

Особенно важным в менеджменте является метод системного анализа. Важным для практики управления и последующих теоретических обобщений является метод эксперимента. Методы – это способы, приёмы получения новых и проверки на истинность старых знаний. В составе методов экономического исследования различают общенаучных методов, локальные, специфические методы. В составе общенаучных методов выделяют эмпирико-теоретические и теоретические методы. В системе локальных методов менеджмента используются как общие методы и приёмы (например, экспертиза, генерирование идей, оценка управленческих решений, применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.) так и специальные (инновационный, финансовый, персональный менеджмент).

Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое менеджмент?

2. Дайте определение термина «менеджер».

3. Назовите уровни менеджмента, приведите примеры.

4. Каковы задачи менеджмента?

5. Назовите основную цель дисциплины «Менеджмент».


РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.