Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Международный порядок




 

Международного общества как единой социально-политической организации, управляемой единым правительством на основе общих законов, не существует. Трудно предполагать, что оно вообще возможно в обозримом будущем. Однако столь же трудно отрицать, что государства и народы, населяющие планету, прочно связаны сегодня нитями единой мировой экономики и в большинстве своем разделяют сопоставимые идеалы и ценности, а также представлены в совместных политических и иных структурах, наконец, сталкиваются с теми же самыми вызовами и проблемами. Иначе говоря, существует тот минимум единства и организации, который вполне позволяет говорить о вполне реальном существовании международного общества. А это означает, что такой же реальностью является и международный порядок.

Возникает вопрос, возможен ли общественный порядок в сфере международных отношений, в которой нет единой центральной власти, которая определяла бы правомерность или неправомерность действий акторов, зато есть многообразие несовпадающих между собой ценностей? Ведь общие ценности играют здесь весьма слабую роль, а нормы международного права, в сущности, необязательны.

Пытаясь ответить на этот вопрос, следует иметь в виду то, что с самого начала истории международных отношений человечеству было присуще стремление к их сознательному регулированию, в основе которого лежала всеобщая потребность акторов в безопасности и выживании. По мере возрастания степени зрелости международных отношений, это стремление выражалось во все более интенсивном развитии международного права, создании и укреплении международных организаций и институтов, в усилении их роли в стабилизации международной жизни и, наконец, в постепенном формировании на этом пути целостной глобальной международной системы.

Международный порядок – важная составная часть мирового порядка, его ядро, но к нему не сводится все содержание мирового порядка. Поэтому, с точки зрения строгого, академического подхода, их не следует уравнивать. В то же время было бы неверно и абсолютизировать их различие. Они имеют общие корни, общие основы, которые цементируют единство человеческого общества, обеспечивают его целостность. К числу таких основ относятся международные экономические обмены, которые помогают формировать единый мировой рынок; научно-технические достижения (особенно в области коммуникационных систем, средств связи и информации); политические структуры и интересы; социокультурные ценности.

Вертикальное измерение международного порядка представлено отношениями между сильными и слабыми акторами. Именно триумф силы гарантирует иерархически жесткую организацию международных отношений и регулирование взаимодействий в рамках империй, являющихся типичным примером доминирования в международной системе вертикального измерения международного порядка. При этом насилие – главное, но не единственное средство сохранения империи: история показывает, что ей угрожает развал именно тогда, когда сила становится ее единственной опорой, а остальные средства («вертикальная дипломатия», специальные органы имперской бюрократии и правовые системы, экономические компенсации для лояльных вассалов) по тем или иным причинам дают сбои, не действуют.

В целом, наблюдаемые в истории типы международного порядка колеблются в пределах двух классических моделей: модели «состояния войны» и модели «ненадежного мира» («нарушаемого порядка»). Согласно первой из них, сущностью международных отношений является война или подготовка к ней. Так называемые общие нормы – хрупки, временны, они пропорциональны поддерживающей их силе, подчинены преходящему совпадению интересов. Сторонники этой модели считают, что в международных отношениях не существует общего разума, который умерял бы амбиции каждого актора, а есть лишь институциональная рациональность: поиски наилучших средств для особых целей, расчет сил, приводящие не к гегемонии, а к конфликтам. Вместе с тем они расходятся в своих оценках подобного типа международного порядка, а, следовательно, и путей его преодоления и замены новым, более совершенным.

Одни из них считают, что ведущую роль в формировании международного порядка призваны сыграть многочисленные международные организации во главе с ООН, которая может рассматриваться как зачаток будущего мирового правительства. Другие указывают на роль региональных процессов как катализаторов, способных ускорить создание таких институтов.

Некоторые из сторонников регионального подхода, усматривая зачатки будущей конфедерации государств в интеграционных союзах, которые, в свою очередь, имеют тенденцию к взаимному сближению, считают, что ООН не способна возглавить данный процесс. Этому мешает прежде всего слабость международного права, которое, по сути, основывается на договорах, содержащих в самом акте их заключения возможность нарушения. Поэтому, по их мнению, вместо ООН нужна принципиально новая система государств, способная обеспечить действенность общих принципов их поведения на мировой арене.

К рассматриваемому направлению можно отнести и модель «гостиницы на полпути»: по мнению ее сторонников, для создания эффективного нового международного порядка необходимо не глобальное правительство, к которому не готовы народы и государства, а полицентрическое управление из центральной руководящей группы государств (США, Японии, стран ЕС, а также России – при условии преодоления ею своих проблем, и Китая – при условии политических перемен), которые сформировали бы своего рода Всемирный Генеральный Комитет. С другой стороны, схожую роль могли бы играть и региональные державы в соответствующих регионах мира.

Не менее разнообразны взгляды и сторонников социологического подхода к проблеме мирового порядка. Так, некоторые из них считают, что становление мирового порядка будет идти через конвергенцию социальных структур, размывание общественно-политических различий двух типов общества и затухание классовых антагонизмов.

В наши дни, в силу необычайного повышения роли частных и негосударственных акторов международных отношений, резко возрастает потребность в развитии сотрудничества на неправительственной основе. ООН и другие существующие международные организации уже сейчас выполняют не только политические функции, но и практически связаны со всеми отраслями человеческой деятельности. В дальнейшем эта роль будет еще больше возрастать, а решение многих международных программ все чаще станет обеспечиваться неправительственными источниками. Важными факторами существенных изменений в мире станут их народная поддержка и, соответственно, восприимчивость международных организаций к воле народов.

В основе процесса символического принуждения лежит тот факт, что социальные и политические идеалы, принятые как господствующие всем обществом, в действительности вырабатываются в особых секторах этого общества его отдельными представителями. Находясь в привилегированном положении, они способны через систему контролируемых ими институтов социализации (таких, как школа, религиозные или политические организации, СМИ и т.п.) навязать обществу систему своих представлений и идеалов. Эффективность этого процесса зависит от двух факторов: насколько удачной будет попытка рационально представить частные потребности и идеалы в качестве общих; насколько успешным окажется стремление исключить (дискредитировать и обесценить) противоположные требования и идеалы. В конечном все зависит от соотношения интеллектуальных, а также культурных сил общества.

С этой точки зрения, распространение в мире демократических ценностей и идеалов не должно создавать иллюзий относительно их общечеловеческого характера. В действительности речь идет о ценностях западной либерально-демократической идеологии. Присущее ей, как и всякой идеологии, стремление исключить иные системы взглядов на общество и мир, на правила и нормы международного взаимодействия, а также попытки представить идеалы рыночной экономики, парламентской демократии, индивидуальных свобод и прав человека в качестве рациональных потребностей, связанных с самой человеческой природой, сталкивается с серьезными проблемами.

Например, человечество не сможет повторить путь Запада к материальному процветанию, ибо он связан с обострением и глобализацией экологических и иных проблем, исчерпаемостью источников энергии и природных ресурсов планеты. Уже сегодня 6 % населения планеты, живущих в развитых странах, потребляет 35 % ее основных продуктов, что делает маловероятным присоединение к этим странам всего остального человечества.

Экономическое неравенство, дистанция, разделяющая уровень жизни в богатых и бедных странах, отнюдь не уменьшается. Но если на протяжении прежних веков оно воспринималось как нормальное явление, то сегодня все больше ощущается как несправедливость, порождая протесты и конфликты. С другой стороны, не уменьшается и культурно-цивилизационное многообразие мира. Поэтому каждое общество, осуществляющее модернизацию, сталкивается с дилеммой: как осуществить необходимые для повышения эффективности экономики и подъема уровня жизни населения технико-экономические преобразования и одновременно сохранить собственную социокультурную идентичность?

Как свидетельствует история, крушение одного типа международного порядка и замена его другим происходит в результате масштабных войн или революций. Сегодня наблюдается конвульсивная трансформация всей системы сложившихся международных отношений, сопровождающаяся высвобождением политического экстремизма и агрессивного национализма, религиозной нетерпимости, ростом конфликтов на национально-этнической и конфессиональной основе, возрастанием миграционных потоков. Дестабилизация международной системы свидетельствует о том, что человечество находится на переломном этапе своего развития. Объективные императивы выживания, безопасности и развития влекут за собой потребность в более надежном международном порядке, отвечающем новым тенденциям, связанным с «раздвоением» привычного государственно-центричного мира и сосуществованием его с миром нетрадиционных акторов. Время покажет, будет ли новый порядок регулироваться планетарным правительством, располагающим для этого всеми необходимыми полномочиями и ресурсами.

Ключевые слова и понятия: международный порядок, мировое правительство, интеграционные союзы, модель «гостиницы на полпути», «символическое принуждение». Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «международный порядок» и «мировой порядок».

2. Проанализируйте элементы системы факторов международного порядка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.