КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические режимы (понятие, виды)
Форма государственного устройства (понятие, виды).
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, включающая в себя принципы и формы взаимоотношений государства в целом и его составных частей. Формы государственного устройства бывают следующих видов: а) унитарное государство – единое суверенное централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц и располагающее едиными конституцией, гражданством, территорией, компетенцией, системой права и законодательства, системой органов власти (Япония, Франция, Эстония). Унитарное государство не имеет в своем составе никаких государственных образований. Власть исходит из центра и распространяется на всю территорию государства. Унитарное государство обладает суверенитетом, а административно-территориальные единицы таким суверенитетом не обладают. б) федерация – сложное, союзное государство как результат объединения ряда государств или государственных образований – членов федерации: - федерация – объединенное государство, состоящее из нескольких субъектов; - территория федерации состоит из территории субъектов федерации; - субъекты федерации пользуются определенной самостоятельностью; - законодательный орган всегда имеет двухпалатную структуру (одна палата, нижняя, представляет интересы всего народа в целом, вторая, верхняя, палата представляет интересы отдельных субъектов федерации); - в рамках федерации одновременно действуют система государственных органов федерации и система государственных органов ее субъектов; - наличие конституции и законодательства федерации в целом и конституции либо иных документов и законодательства субъектов федерации. Классификация федераций: 1) по принципу организации власти - национальная (Чехословакия, Югославия); - территориальная (США); - национально-территориальная (Российская Федерация). 2) по полномочиям субъектов федерации: - симметричные – все субъекты федерации имеют одинаковое название и правовое положение (США); - асимметричные (Российская Федерация).
Политический режим это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством. Политический режим - организационные средства осуществления государственной власти, в основе которых лежат определенные принципы организации властных отношений. В основе политического режима лежат два принципа: 1. Принцип демократизма; 2. Принцип авторитарности. Принцип демократизма характеризуется следующими моментами: - Равноправие сторон во всех видах общественных отношений; - Государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу; - Взаимная ответственность личности и государства; - Существует свобода выбора варианта поведения; - Наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения; - Действует общедозволительное регулирование в праве (В праве существуют два типа регулирования: общедозволительный и разрешительный. Общедозволительное регулирование выражается формулой: "Разрешено все, кроме прямо запрещенного законом". В этом случае действует общее дозволение на любые варианты поведения, а право очерчивает рамки, которые нельзя переступать, т. е. очерчивает перечень конкретных запретов. Разрешительный тип регулирования выражается формулой: "Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом". В этом случае действует общий запрет на любые варианты поведения, не предусмотренные законодательством. Право представляет собой перечень конкретных дозволений (разрешений). В праве преобладают запреты и обязанности.). Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами: - Диктат государства и его органов; - Наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства; - Односторонняя ответственность личности перед государством; - Разрешительный тип регулирования в праве. Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида: - Тоталитарный, - Авторитарный, - Демократический. При организации власти в любом государстве так или иначе воплощаются как идеи авторитарности, так и идеи демократизма. В зависимости от того, черты какого принципа выражены более явно в законодательстве и общественной практике, политический режим можно охарактеризовать как демократический, тоталитарный (жесткоавторитарный) или авторитарный (переходный). В литературе предлагаются различные характеристики политических режимов, более подробные, но все виды политических режимов по некоторым существенным признакам могут быть отнесены в одному из трех названных видов. Для тоталитарного политического режима характерно: - Стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни, вплоть до личной. - Основу тоталитарного режима составляет моноидеология политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию. - Наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию. - Сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т. д. - Монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики. Этот признак характеризует крайнюю степень тоталитаризма. Если завершился процесс огосударствления экономики, то тоталитарный режим считается сформированным. - Отсутствие политического плюрализма. - Применение физического террора и устрашения в отношении граждан. Наиболее классическими примерами являются СССР, бывшие страны социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия; в отношении современных государств можно с определенной долей условности назвать Кубу, КНДР. Фашистские, коммунистические политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тоталитарного режима (их особенности в идеологии: националистической, коммунистической). Для авторитарного политического режима характерно: - Наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений. - Отсутствие моноидеологии. - Отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственнозначимые властные решения. - Законодательная власть подчинена исполнительной; институты государства носят вторичный характер, могут быть расформированы. - Допускается ограниченный плюрализм до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе. - Граждане не подвергаются репрессиям и террору опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму. Авторитарный политический режим весьма широкая категория. Под это понятие подпадают различные режимы и государства, это и современная Россия, и государства военной диктатуры. Авторитарный режим может характеризоваться различной степенью демократичности, он может быть и жесткоавторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод. Государство, характеризуемое сильной исполнительной, президентской властью, с явно выраженным лидером, может быть отнесено к авторитарному. Очень разные, несоотносимые, на первый взгляд, государства, сходятся в том, что и составляет внешние отличительные черты авторитаризма. Демократический политический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Особенности этого режима состоят в том, что в обществе должны наличествовать предпосылки для его формирования. Эти предпосылки таковы: - Наличие различных форм собственности, и, прежде всего частной. Именно она делает индивида действительно свободным, самостоятельным, а демократический политический режим может быть сформирован только на основе общества свободных индивидов. - Экономическая свобода товаропроизводителя. - Высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов. К демократическим институтам относятся прежде всего выборные органы власти, действующие на основе принципа гласности и подконтрольные обществу. Определенный (достаточно высокий) уровень культуры развития общества, прежде всего политическая и правовая культура, а также сформировавшиеся демократические традиции в обществе. Демократические традиции означают, что выборные институты, органы общественного контроля существуют в обществе достаточно долго, общество привыкло к ним и воспринимает их существование как норму жизни. Сам факт введения в государстве демократических институтов (например, парламента, органов конституционного контроля) еще не гарантирует формирование демократического политического режима. Эти институты должны войти в привычку, стать традиционными. Черты демократического политического режима: - В основе этого политического режима лежат принципы парламентаризма и разделения властей. - Наличие политического плюрализма в обществе. - Многопартийность. - Наличие гарантированных прав и свобод. Демократию характеризуют именно гарантированные права и свободы, а не декларированные. Так, для тоталитарного режима характерно провозглашение многочисленных прав и свобод, которые носят декларативный характер, ничем не обеспечены и не воплощаются в жизнь. - Равенство всех перед законом. - Легитимность государственной власти. Государственная власть должна быть выборной и осуществляться в соответствии с правом. Как уже упоминалось, в основе демократического режима лежат принципы парламентаризма и разделения властей.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |