Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные школы правопонимания




 

Приступая к изучению права, необходимо определить многообразные подходы, в рамках которых формулируется понимание права.

В общем виде различные точки зрения можно условно разделить на три главные школы:

а) нормативистская школа;

б) нравственная школа;

в) социологическая школа.

При всем различии каждая из школ правопонимания рассматривает право как условие организованного, устойчивого развития общества, как основу порядка в обществе.

Нормативистская школа. Суть ее заключается в том, что право и тексты законов – тождественные понятия. Нет права, не изложенного в текстах нормативно-правовых актов, так как язык, которым пользуется законодатель, является главным средством передачи информации обществу о возможном, должном поведении или запретах.

Эта школа опирается на приоритет государства в формировании права.

В рамках этой школы разработаны система кодификации и техника толкования, с помощью которых выявляется мысль законодателя, изложенная в тексте закона.

Нравственная школа. Данная школа сформировалась как критическое направление по отношению к нормативистской школе. Нравственная школа исходит из того, что право и закон не тождественны. Закон должен быть правовым, но есть законы, которые нарушают право, т. е. по своему содержанию являются позитивным произволом.

Право есть добровольно воспринятая обществом и рассмотренная как справедливая мера возможного поведения.

Первичным в этой школе является общественное сознание, которое обществом определяет те или иные правила поведения как соответствующие нравственности.

Эта школа нацелена на оценку нормотворческой деятельности государства с позиций соответствия этих норм понимаемой обществом справедливости. Сознание человека в данном случае выполняет роль фильтра, оценивающего ту или иную содержащуюся в законе норму на ее соответствие господствующему в обществе понятию о справедливости.

К недостаткам школы можно отнести необходимость учета значительных различий между оценками меры справедливости. То, что справедливо для одной социальной группы, несправедливо для другой, и наоборот. Кроме того, существует большое различие между индивидуальной и групповой мерой справедливости.

Такая разбросанность оценок правосознания сокращает объем права и не позволяет достаточно эффективно регулировать общественные отношения.

Социологическая школа. Право в рамках этой школы понимается как реально осуществленные права и обязанности.

Законодатель в своей правотворческой деятельности не всегда точно отражает в нормах права общественные потребности. В связи с этим в большом массиве права много «молчащих» и декларативных норм, которые реально не действуют.

Социологическая школа выделяет значение юридической практики.

В рамках этой школы право есть равный масштаб, примененный к фактически разным людям.

Основным недостатком социологической школы является то, что реальный правопорядок отождествляется с правом, в том числе право может быть отождествлено с индивидуальным произволом. Происходит размывание грани между понятием права как должного и правопорядком как сферой сущего.

Эти три школы правопонимания выделяют многогранность и многомерность права как социального явления. Каждая из школ закрепляет те или иные черты права, реально существующие в обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.