Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 3. Наземно-воздушная среда обитания




 

Выход организмов на сушу сопровождался грандиозной адаптивной радиацией, охва-тившей все таксоны живых существ. В наземно-воздушной среде, на фоне колоссального разнообразия условий для жизни, происходили крупнейшие ароморфные преобразования и возникали специфические адаптации у животных, растений, грибов. На суше особенно сильно выражено влияние сил гравитации. В сочетании с низкой плотностью воздуха эти факторы предопределили наибольшую концентрацию жизни именно вблизи поверхности Земли, т.е. в тесной связи с определенным субстратом даже у видов, способных к полету (а их более 75%). Поэтому, говоря об обитателях воздушной среды, мы всегда имеем в виду наземные формы животных и растений, подразумевая в их составе представителей разно-образных экологических групп (например, если говорить о животных, – типично наземные, древесные, полудревесные, наземно-водные и т.д.).

 

Задание 1. Качество наземно-воздушной среды определяется, прежде всего, свойствами газовой оболочки Земли – атмосферы. Обратите внимание на рис. 21 и укажите современный газовый состав атмосферы (в %).

 


 
 

 

 

Рис. 21. Изменение газового состава атмосферы в геологической истории Земли


 

Задание 2. Температура, влажность (режим выпадения осадков), освещенность, дав-ление и некоторые другие абиотические факторы, действуя совместно, в значительной мере определяют условия существования организмов на суше. Как изменяется интенсивность этих факторов?

 

Световой режим ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Амплитуда температурных колебаний ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение величины давления в зависимости от высоты над уровнем моря (по верти-кали) ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение величины давления в зависимости от температурных процессов (по гори-зонтали) ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Климат местности является результирующей, с одной стороны, общих географических условий данного района (географическая широта, высота над уровнем моря, взаимное распо-ложение морей и суши, влияние морских течений, орография Земли, высота снежного покро-ва зимой и др.), с другой – осуществления трех климатообразующих циклов: теплообмена, круговорота воды и общей атмосферной циркуляции.

 

Задание 3 (для самостоятельной работы). Водный баланс Земли основан на предполо-жении о равенстве количества воды, поступающей с осадками и испаряющейся с поверх-ности воды и суши. Большая часть оборота воды происходит на просторах океанов. Годовой приход воды в виде осадков здесь меньше, чем потери за счет испарения. Обратная ситуация наблюдается на суше, где выравнивание водного баланса достигается поверхностным стоком (таблица 4).

Таблица 4

Водный баланс Земли (в куб. км воды)

Составляющие баланса Океаны Суша Итого
Годовые осадки +403,0 +108,0 +511,0
Испарение –449,4 –61,6 –511,0
Поверхностный сток +46,4 –46,4 0,0

 

 

Поверхность суши делят на влажные и сухие зоны, в которых составляющие баланса имеют разные значения. Водный баланс, установленный для океанских просторов, влажных и сухих участков суши, содержит все элементы, составляющие суммарный баланс данной местности (рис. 22). Необходимо всегда иметь в виду, что круговорот воды в гидроло-гическом цикле в первую очередь связан с условиями испарения и конденсации водяных паров. На водных пространствах физическое испарение с поверхности является одновре-менно полным испарением, а на суше полное испарение слагается из испарения почвы и эвапотранспирации растений.

Внимательно изучите рис. 22 и поместите в предложенный ниже текст соответствую-щие цифровые величины в процентном исчислении.

Рис. 22. Гидрологический цикл воды (по A. Schmuck, 1969)

 

Гидросфера дает ______ водяных паров, находящихся в атмосферной циркуляции. Большая часть этих паров (76%) выпадает в виде дождевых осадков над океаном, а осталь-ные ______ переносятся к поверхности суши. Около 2% водяных паров, образующихся над сушей, достигают океана. Половина этих водяных паров входит в состав дождевых туч, образующихся над океаном. Над поверхностью океана осадков выпадает ______, то есть меньше количества образующихся паров.

Влажные зоны суши отдают в атмосферу лишь ______ всего объема парообразования на Земле, из них 8% входит в состав локальных дождевых туч и ______ поступает в зоны сухих регионов. Дождевые тучи, образующиеся во влажных зонах, содержат, кроме того, 9% влаги, поступившей с океанов. Полное количество осадков во влажных зонах составляет ______.

В засушливых зонах с испарением поступает в атмосферу лишь ____ воды, из них ____ приходится на локальные дождевые тучи, усиленные 2% воды, приходящей в эти районы извне. На засушливые районы суши приходится ______ осадков Земного шара.

 

Задание 4 (для самостоятельной работы). Продукты атмосферной конденсации, достав-ляемые в виде осадков на поверхность грунта, составляют основу климатической харак-теристики данного региона. В качестве климатических характеристик могут использоваться разные показатели: 1) среднее количество (годовая сумма) осадков по многолетним данным (в мм); 2) количество дней с осадками; 3) количество часов с осадками; 4) плотность выпадения осадков – количество осадков (мм), приходящихся в среднем на 1 день с осадками; 5) интенсивность выпадения осадков – количество осадков (в мм), приходящихся на 1 час (или 1 минуту) в период выпадения осадков. Режим выпадения и характер осадков оказывают существенное влияние на живые организмы. Дайте краткую характеристику некоторым типам осадков и укажите их роль в жизни растений и животных.

Дождь __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Снег ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Град ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5 (для самостоятельной работы). Механизм, управляющий атмосферной циркуляцией, опирается на неоднородность нагревания отдельных частей поверхности Земли солнечными лучами в сочетании с действием силы Кориолиса (сила Кориолиса обусловлена вращением Земли и модифицирует направление ветра;на экваторе она равна нулю, а на полюсах – максимальна). Самое интенсивное нагревание поверхности грунта в тропической зоне обусловливает образование восходящих конвекционных потоков воздуха и их движение в сторону полюсов. На северной и южной широте порядка 30 градусов сила Кориолиса приводит к тому, что направление воздушных потоков уже в верхних слоях тропосферы становится почти широтное. На этих широтах потоки воздуха опускаются к поверхности Земли и в приземном слое устремляются в направлении экватора, образуя ветры – пассаты. В северном полушарии пассаты дуют с северо-востока, в южном – с юго-востока. Часть опускающегося воздуха, однако, не возвращается в направлении экватора, а отклоняется в северном полушарии на север в направлении полосы циклонов зоны умеренного климата, где формирует теплые фронты. В полосе полярных антициклонов воздух, поднимаясь в области полюсов, опускается на более низких географических широтах и вновь возвращается в направлении полюсов в рамках цикла арктического атмосферного круговорота; некоторая часть воздуха при этом переносится в виде полярных воздушных масс на территорию умеренной полосы.

В локальных условиях географической среды возникают местные ветры. Дайте крат-кую характеристику некоторых основных типов местных ветров и установите значение ветра в жизни растений и животных.

Муссоны ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бризы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фены ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мистрали (бора) _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шквалы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Локальные вихри (торнадо, смерчи) ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Влияние ветра на растения _______________________________________________________

Процессы транспирации ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анемогамия ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формообразующее действие _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Влияние ветра на животных _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бескрылость островных насекомых ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информационное значение ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анемохория ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6 (для самостоятельной работы). В 1925 году советский ученый Л. С. Берг, используя для классификации климатов биологические критерии (в особенности, характер растительного покрова) выделил 12 климатических поясов, соответствующих ландшафтным поясам. В этой классификации наблюдается хорошее соответствие между климатом и ос-тальными компонентами биогеографической среды (тип почвы, растительный покров и др.). Дайте краткую характеристику основных климатических зон, указав для них такие пара-метры как температурный режим, режим выпадения осадков, преобладающий тип почв, общий характер растительности (см. также рис. 10).

 

Зона вечного холода ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тундра __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тайга ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зона широколиственных лесов ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зона муссонного климата _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средиземноморская зона __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степь __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Саванна ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пустыня _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зона влажных субтропических лесов _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зона влажных тропических лесов _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При подъеме в горах происходит изменение климата. Особенно сильно изменяется температура воздуха – в среднем с увеличением высоты на 165 м температура понижается на 1 градус. Температура влияет на содержание в атмосфере влаги: холодный воздух не можеи удерживать столько влаги, сколько теплый. Поднимающийся вдоль склонов воздух, теряет часть влаги в виде дождя или снега, в зависимости от высоты. Высоким областям достается, таким образом, больше осадков. На высоких горных вершинах осадки откладываются в виде снега. Если низкие температуры препятствуют таянию снегов, происходит их постепенное смерзание в лед, и образуется ледник. С подветренных сторон гор, где воздух опускается, осадки выпадают значительно реже – здесь создается дождевая тень (например, для расположенных в Азии пустыни Гоби такую тень создают Гималаи). Таким образом, в горах создается высотная поясность (рис. 23), которая в меньшем масштабе повторяет расположе-ние биомов в направлении от экватора к высоким широтам, однако полной аналогии между высотными и широтными поясами нет. Так, если типичной равнинной тундре присущи смены полярных дня и ночи, то в горах на более низких широтах их нет.

 

 

Рис. 23. Обобщенная схема высотной поясности

Задание 7 (для самостоятельной работы). Разница в высотной протяженности зон быва-ет очень существенна. Так, в Альпах пояс хвойных лесов заканчивается на уровне 2000 м, в то время как в Гималаях его граница проходит на высоте 3400 м. В горах Сьерра-Невада (штат Калифорния) зону смешанных лесов представляют не лиственные породы, а хвойное мамонтово дерево. Выше этого пояса находится зона северных лесов, где растут дугласова пихта, скрученная широкохвойная сосна и гемлок. Гора Кения расположена на экваторе, и поясность здесь иная. Вместо поясов северных и смешанных лесов, характерных для гор более высоких широт, ниже альпийских лугов и зоны кустарников, здесь растут бамбуковые и горные леса. В чем основная причина таких различий?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.