КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологические группы растений по отношению к воде
ЧАСТЬ 4. ВЛАЖНОСТЬ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР Связь организмов с водной средой обусловлена, прежде всего, историей жизни, зарож-дение и развитие которой на протяжении долгого периода было ограничено водной средой. Полное освобождение от водной среды в связи с выходом на сушу потребовало появления многих морфологических и физиологических адаптаций. Особенности поддержания водного баланса зависят от того, в какой экологической обстановке обитают организмы, насколько они могут использовать различные источники влаги и задерживать воду в теле. Эволюция животных и растений протекала в двух направлениях относительно роли воды в жизни организма. Первое из них – пойкилогидризм, второе – гомойогидризм. Пой-килогидричные организмы могут переносить значительные различия влажности окружаю-щей среды и соответствующие им различия в содержании воды в клетках. Периоды высы-хания такие организмы обычно переживают в состоянии покоя, при сильном обезвоживании тканей. У растений, например, с таким механизмом адаптации клетки не содержат вакуолей, поэтому при высыхании они сокращаются значительно меньше, чем клетки, имеющие вакуо-ли. Гомойогидрические организмы приспособлены к постоянному содержанию воды в клет-ках. У растений клетки имеют большие вакуоли, но если высыхание клеток превысит неко-торую пороговую величину, изменения в протоплазме станут необратимыми и приведут к гибели растения. У животных содержание воды в организме более постоянно; полное высы-хание может происходить только у тех, которые образуют споры или цисты.
Задание 1. Охарактеризуйте пути поступления воды в живые организмы. Для каких групп они характерны? Абсорбция воды из водной среды ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Получение воды из почвы _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Абсорбция водяных паров _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Получение воды из дождевых осадков ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Питье __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Извлечение воды из сочной пищи __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Высвобождение воды при метаболизме ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Кратко опишите основные способы выведения воды из организма.
Транспирация ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Испарение воды с поверхности тела _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Потери воды с дыханием _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Потери воды через экскрецию _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Изучите анатомо-морфологические особенности растений из разных эколо-гических групп, дайте определения и заполните таблицу 2 Таблица 2
Таблица 2 (окончание)
Задание 4. Приведите примеры гигрофильных, ксерофильных и мезофильных живот-ных и дайте характеристику способов (особенностей) регуляции водного баланса у наземных животных, обитающих в различных ландшафтно-климатических зонах.
Гигрофилы ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ксерофилы ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Мезофилы ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 7. Водный баланс саранчи при употреблении в пищу свежей травы (А)и сухого сена (Б): стрелками, направленными к насекомому, обозначены составляющие водного прихода, от насекомого – потери воды (мг/особь за 1 час) (по E. P. Edney, 1977) Рис. 8. Влияние относительной влажности воздуха на активность нападения комаров (Aedes dorsalis): а – активность комаров; б – относительная влажность воздуха (по F. Schwerdtfeger, 1963) Поведенческие особенности _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Морфологические особенности ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Физиологические особенности ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |