КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Запасы воды на Земле
ЧАСТЬ 1. ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ГИДРОБИОНТОВ ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ, АДАПТАЦИИ К НИМ ОРГАНИЗМОВ Водная оболочка Земли (гидросфера) включает Мировой океан, воды суши (реки, озера, болота, ледники) и подземные воды (таблица 3). Таблица 3
Мировой океан занимает почти 70% поверхности Земли, содержит около 96,5% от общих запасов воды и является уникальной экосистемой, которой присущи: а) гигантские размеры; б) огромные глубины, освоенные жизнью; в) непрерывность, так как все океаны связаны друг с другом; г) постоянная циркуляция водных масс; д) соленость и буферность; е) наличие растворенных биогенных элементов; ж) заметная периодичность жизни в связи с приливно-отливными ритмами; з) ярко выраженная зональность в градиенте закономерно изменяющихся экологических условий. Океаны и моря являются наиболее плотно, но нерав-номерно заселенными экосистемами: наряду с зонами высокой плотности жизни имеются и большие пустынные акватории. Океаносфера регулирует глобальный обмен энергии и веществ на суше, а геологические и геохимические процессы, протекающие в морях и океанах, оказывают очень сильное влияние на всю земную кору. Эустарии и морские побережья, как переходные зоны, характеризуются своеобразны-ми экологическими условиями. Их важнейшие особенности: а) интенсивная циркуляция питательных веществ и конечных продуктов обмена, обусловленная приливами и отливами; б) очень тесные контакты автотрофов и гетеротрофов; в) высокая круглогодичная первичная продукция; г) огромное разнообразие организмов и их жизненных форм, не встречающихся ни в открытом море, ни в пресных водах. Реки и ручьи – пресноводные проточные водоемы – активно эксплуатируются чело-веком. Для организмов этих экосистем большое значение имеет подвижность воды (течения), способствующая перемешиванию, а также поступление органического вещества из примы-кающих озерных и наземных экосистем. Озера и пруды характеризуются наличием стоячей пресной (иногда соленой) воды. Ви-довое разнообразие в них относительно невелико. Почти для всех озер и прудов свойственна достаточно четкая зональность и стратификация, т.е. разделение водной толщи на слои различной плотности, что препятствует перемешиванию вод. Озера разделяются на олиготрофные (малопродуктивные) и эвтрофные (высокопродуктивные). Пресноводным болотам присущи периодические колебания уровня воды; потенциаль-но они обладают высоким плодородием и стабильностью. Характеризуются преобразовани-ем мертвых неразложившихся растительных остатков в запасы торфа. Болота поддерживают гидрологический режим, биологический круговорот и экологический баланс на больших территориях. В процессе естественной сукцессии болота вытесняются наземной древесной растительностью.
Задание 1. Дайте краткую характеристику основных свойств водной среды.
Плотность и давление ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кислородный режим _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Солевой режим __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пресные воды _________________________________________________________________ Солоноватые воды_____________________________________________________________ Соленые воды ____________________________________________________________ _____ Рассолы ______________________________________________________________________ Световой режим ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Температурный режим __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2 (для самостоятельной работы). Четко различающиеся по природным усло-виям крупные структурные части океана или его морей называются экологическими зона-ми Мирового океана. Главнейшими из них являются водная масса – пелагиаль и дно – бенталь. В составе бентали различают супралитораль, литораль, сублитораль, батиаль, абиссаль и ультраабиссаль. Обобщающее название для организмов, живущих в биотопах бентали – бентос. Пелагиаль по вертикали делят на эвфотическую зону, или собственно пелагиаль (эпипелагиаль), дисфотическую зону, или батипелагиаль, и афотическую зону, или абиссопелагиаль. По горизонтали пелагиаль разделяют на неритическую и океаническую области, или районы. Поскольку океан – трехмерное образование – толща воды неритичес-кой области совпадает с эвфотической зоной, а океанической – с дисфотической и афотичес-кой. Организмы и сообщества пелагиали называют пелагическими (пелагос). Изучите рис. 12 и сделайте необходимые пояснения к нему. Рис. 12. Экологические зоны (области) Мирового океана (по Н. Ф. Реймерсу, 1991)
Супралитораль __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Литораль _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сублитораль ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Батиаль ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Абиссаль ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ультраабиссаль _________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эпипелагиаль ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Батипелагиаль __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Абиссопелагиаль _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 13. Экологические зоны озера (по Н. Ф. Реймерсу, 1991) Побережье ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подводная терраса ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Свал ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Котел __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Профундаль _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эпилимнион ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Металимнион ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Гиполимнион ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Компенсационный слой ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Термоклина _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Весенне-осеннее перемешивания ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Задание 4. Обитатели водной среды (гидробионты) представлены разнообразными экологическими группами, среди которых важнейшими являются планктон, нейстон, плейс-тон, нектон, перифитон и бентос. Дайте краткую характеристику каждой из экологических групп, приведите примеры морских организмов, в них входящих, и назовите основные их адаптации к данному образу жизни.
Фитопланктон __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зоопланктон ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Нейстон ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Плейстон _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Нектон _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перифитон _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Бентос _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5. Изучите рис. 14 и поместите изображенных животных в соответствующую экологическую группу. Дополните эти сведения литературными данными.
Нейстон _________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ Плейстон ________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ Планктон ________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ Нектон __________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ Перифитон _______ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ Бентос ___________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________
Рис. 14. Обитатели пруда умеренной зоны Задание 6 (для самостоятельной работы). Опишите некоторые основные способы ориентации животных в водной среде и назовите три-четыре вида, для которых такой способ ориентации является преобладающим.
Зрительная ориентация __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ориентация на звук ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эхолокация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Восприятие гидростатического давления __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Восприятие химизма среды _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Восприятие инфракрасного излучения _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7 (для самостоятельной работы). Что такое фильтрация (как особый тип пи-тания многих гидробионтов), и каково значение организмов-фильтраторов в водных экосис-темах?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Рис. 15. Способы ориентации акулы в морской среде
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |