Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запасы воды на Земле




ЧАСТЬ 1. ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ГИДРОБИОНТОВ

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ, АДАПТАЦИИ К НИМ ОРГАНИЗМОВ

Водная оболочка Земли (гидросфера) включает Мировой океан, воды суши (реки, озера, болота, ледники) и подземные воды (таблица 3).

Таблица 3

Часть гидросферы Объем (тыс. куб. км) Доля мировых запасов
от общих запасов воды от запасов пресной воды
Мировой океан   96,5
Подземные воды, в том числе пресные   1,7 0,76 – 30,1
Ледники и снежный покров 24064,1 1,74 68,7
Подземные льды   0,022 0,86
Воды озер пресные соленые 176,4 85,4 0,013 0,007 0,006 – 6,26 –
Воды болот 11,47 0,0008 0,03
Воды в руслах рек 2,12 0,0002 0,006
Воды атмосферы 12,90 0,001 0,04
Биологическая вода 1.12 0,0001 0,003
Общие запасы воды 1385984,61  
Запасы пресной воды 35029,21 2,53  

Мировой океан занимает почти 70% поверхности Земли, содержит около 96,5% от общих запасов воды и является уникальной экосистемой, которой присущи: а) гигантские размеры; б) огромные глубины, освоенные жизнью; в) непрерывность, так как все океаны связаны друг с другом; г) постоянная циркуляция водных масс; д) соленость и буферность; е) наличие растворенных биогенных элементов; ж) заметная периодичность жизни в связи с приливно-отливными ритмами; з) ярко выраженная зональность в градиенте закономерно изменяющихся экологических условий. Океаны и моря являются наиболее плотно, но нерав-номерно заселенными экосистемами: наряду с зонами высокой плотности жизни имеются и большие пустынные акватории. Океаносфера регулирует глобальный обмен энергии и веществ на суше, а геологические и геохимические процессы, протекающие в морях и океанах, оказывают очень сильное влияние на всю земную кору.

Эустарии и морские побережья, как переходные зоны, характеризуются своеобразны-ми экологическими условиями. Их важнейшие особенности: а) интенсивная циркуляция питательных веществ и конечных продуктов обмена, обусловленная приливами и отливами; б) очень тесные контакты автотрофов и гетеротрофов; в) высокая круглогодичная первичная продукция; г) огромное разнообразие организмов и их жизненных форм, не встречающихся ни в открытом море, ни в пресных водах.

Реки и ручьи – пресноводные проточные водоемы – активно эксплуатируются чело-веком. Для организмов этих экосистем большое значение имеет подвижность воды (течения), способствующая перемешиванию, а также поступление органического вещества из примы-кающих озерных и наземных экосистем.

Озера и пруды характеризуются наличием стоячей пресной (иногда соленой) воды. Ви-довое разнообразие в них относительно невелико. Почти для всех озер и прудов свойственна достаточно четкая зональность и стратификация, т.е. разделение водной толщи на слои различной плотности, что препятствует перемешиванию вод. Озера разделяются на олиготрофные (малопродуктивные) и эвтрофные (высокопродуктивные).

Пресноводным болотам присущи периодические колебания уровня воды; потенциаль-но они обладают высоким плодородием и стабильностью. Характеризуются преобразовани-ем мертвых неразложившихся растительных остатков в запасы торфа. Болота поддерживают гидрологический режим, биологический круговорот и экологический баланс на больших территориях. В процессе естественной сукцессии болота вытесняются наземной древесной растительностью.

 

Задание 1. Дайте краткую характеристику основных свойств водной среды.

 

Плотность и давление ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кислородный режим _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Солевой режим __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пресные воды _________________________________________________________________

Солоноватые воды_____________________________________________________________

Соленые воды ____________________________________________________________ _____

Рассолы ______________________________________________________________________

Световой режим ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Температурный режим __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2 (для самостоятельной работы). Четко различающиеся по природным усло-виям крупные структурные части океана или его морей называются экологическими зона-ми Мирового океана. Главнейшими из них являются водная масса – пелагиаль и дно – бенталь. В составе бентали различают супралитораль, литораль, сублитораль, батиаль, абиссаль и ультраабиссаль. Обобщающее название для организмов, живущих в биотопах бентали – бентос. Пелагиаль по вертикали делят на эвфотическую зону, или собственно пелагиаль (эпипелагиаль), дисфотическую зону, или батипелагиаль, и афотическую зону, или абиссопелагиаль. По горизонтали пелагиаль разделяют на неритическую и океаническую области, или районы. Поскольку океан – трехмерное образование – толща воды неритичес-кой области совпадает с эвфотической зоной, а океанической – с дисфотической и афотичес-кой. Организмы и сообщества пелагиали называют пелагическими (пелагос). Изучите рис. 12 и сделайте необходимые пояснения к нему.


Рис. 12. Экологические зоны (области) Мирового океана (по Н. Ф. Реймерсу, 1991)

 

Супралитораль __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литораль _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сублитораль ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Батиаль ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Абиссаль ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ультраабиссаль _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпипелагиаль ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Батипелагиаль __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Абиссопелагиаль _________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3 (для самостоятельной работы). Наука, изучающая озера, называется лимно-логия. Внимательно изучите рис.13. Что общего в принципах выделения экологических зон озера и океана? Сделайте пояснения к рисунку и дайте определения понятиям «компен-сационный слой», «термоклина», «весеннее и осеннее перемешивания».

 

Рис. 13. Экологические зоны озера (по Н. Ф. Реймерсу, 1991)

Побережье ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подводная терраса ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Свал ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Котел __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профундаль _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпилимнион ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Металимнион ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гиполимнион ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компенсационный слой ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Термоклина _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Весенне-осеннее перемешивания ___________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Обитатели водной среды (гидробионты) представлены разнообразными экологическими группами, среди которых важнейшими являются планктон, нейстон, плейс-тон, нектон, перифитон и бентос. Дайте краткую характеристику каждой из экологических групп, приведите примеры морских организмов, в них входящих, и назовите основные их адаптации к данному образу жизни.

 

Фитопланктон __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зоопланктон ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нейстон ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плейстон _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нектон _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перифитон _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бентос _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Изучите рис. 14 и поместите изображенных животных в соответствующую экологическую группу. Дополните эти сведения литературными данными.


 

Нейстон _________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Плейстон ________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Планктон ________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Нектон __________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Перифитон _______

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Бентос ___________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

 

Рис. 14. Обитатели пруда умеренной зоны

Задание 6 (для самостоятельной работы). Опишите некоторые основные способы ориентации животных в водной среде и назовите три-четыре вида, для которых такой способ ориентации является преобладающим.

 

Зрительная ориентация __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ориентация на звук ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эхолокация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие гидростатического давления __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие химизма среды _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие инфракрасного излучения _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 (для самостоятельной работы). Что такое фильтрация (как особый тип пи-тания многих гидробионтов), и каково значение организмов-фильтраторов в водных экосис-темах?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Рис. 15. Способы ориентации акулы в морской среде




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.