Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические группы растений по отношению к свету




 

  Экологические группы растений     Характерные представители       Основные морфо-экологические адаптации
  Гелиофиты (светолюбивые)            
  Сциофиты (тенелюбивые)        
  Факультативные гелиофиты (теневыносливые)      

Задание 3 (для самостоятельной работы).Как известно, основная роль света в жизни растений – служить источником энергии для фотосинтеза. В результате этого процесса происходит фотолиз воды с выделением газообразного кислорода, а энергия, полученная фотохимической системой, утилизируется для преобразования диоксида углерода в углеводы. Напишите основные уравнения для световой и темновой фазы фотосинтеза, указав массу выделяемого всеми растениями планеты кислорода и биомассу синтезируемых органи-ческих соединений за год (в сухом весе). Обратите внимание на рис. 4, где показано, что освещенность в своем влиянии на фотосинтез характеризуется так называемой кривой насыщения. У теневыносливых растений насыщение наступает при меньшей освещенности, чем у светолюбивых. Минимальное освещение, при котором поглощение углекислого газа для фотосинтеза равно выделению его при дыхании, называется точкой компенсации (на рисунке соответственно К1 и К2).

 

Реакция световой фазы:

Реакция темновой фазы:

 

Рис. 4. Кривые насыщения у светолюбивых и теневыносливых растений (по K. Kreeb, 1979)

 

Задание 4 (для самостоятельной работы). В жизни животных свет имеет, в основном, информационное значение. Опишите, как воспринимается свет, и каким образом создается зрительное восприятие у представителей различных по уровню эволюционного развития групп животных.

 

Инфузории ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Планарии _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Пауки __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Насекомые ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Головоногие моллюски (в том числе и глубоководные) ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ночные и сумеречные птицы и млекопитающие ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дневные птицы и млекопитающие ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Рис. 5. Язык пчел – передача информации об источнике пищи (по П. Фарб, 1976)

 

Круговой танец (слева) исполняется, когда источник нектара совсем близко. В этом танце Солнце как ориентир не используется, поэтому и не указывается направление поиска. Виляющий танец (справа) означает, что источник нектара удален. В нашем случае цветок находится примерно в 120 градусах слева от Солнца, и пчела-разведчица соответствующим образом «расположила» на соте свою восьмерку

«Четырехглазость» животных, обитающих у поверхности воды _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5 (для самостоятельной работы).Что такое биолюминесценция, чем она обус-ловлена и для каких животных характерна?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6 (для самостоятельной работы). Каково значение света для животных, осу-ществляющих миграции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 (для самостоятельной работы). Свет представляет собой первично-периоди-ческий фактор: закономерная смена дня и ночи, сезонные изменения длины светлой части суток происходят с жесткой ритмичностью, которая определяется астрономическими про-цесссами и на проявления которой не могут повлиять условия на Земле. Поэтому фото-период (длина дня) наиболее устойчив в своей динамике, автономен и не подвержен другим влияниям. Кратко охарактеризуйте основные типы адаптивных биологических ритмов и фотопериодических реакций, приведите примеры для растений и животных.

 

Суточные ритмы ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Животные с дневной активностью _______________________________________________

________________________________________________________________________________

Животные с ночной активностью ________________________________________________

________________________________________________________________________________

Животные с круглосуточной активностью ________________________________________

________________________________________________________________________________

Циркадные ритмы _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приливно-отливные ритмы ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сезонные ритмы ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цирканные ритмы _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Короткодневный тип фотопериодических реакций __________________________________

________________________________________________________________________________

Длиннодневный тип фотопериодических реакций ___________________________________

________________________________________________________________________________

 

Задание 8 (для самостоятельной работы). При изучении влияния света (в том числе и его действия совместно с другими абиотическими факторами) на основные процессы жизне-деятельности животных и растений, были установлены некоторые интересные явления и закономерности, имеющие важное общебиологическое и практическое значение. Раскройте сущность некоторых из них.

 

Фототропизм ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Фототаксис ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компасовые реакции _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Биологические часы и концепция хронона ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило Ашоффа ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило критической длины дня __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биоклиматический закон Хопкинса ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.