КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 2. Свет как экологический фактор
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМЫ ТЕМА 1. ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ИХ ДЕЙСТВИЕ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ Любой живой организм существует в сложном и постоянно меняющемся мире, поэтому успех его жизнедеятельности определяется исторически сформировавшимися и постоянно совершенствующимися адаптациями, которые затрагивают всю его организацию и, в то же время, определяют характер взаимодействия со средой и с другими организмами. Отдельные свойства или компоненты среды, прямо или косвенно воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Задание 1. Раскройте понятия «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы», приведите примеры. Изучите рис. 1, дайте определения терми-нам «оптимум», «экологическая валентность», «экологический спектр вида», приведите примеры стенобионтных и эврибионтных видов растений и животных. Абиотические факторы __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Биотические факторы ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Антропогенные факторы _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Рис. 1. Общая схема действия экологического фактора на живой организм 1 – точка минимума; 2 – точка оптимума; 3 – точка максимума Оптимум _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Экологическая валентность ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Экологический спектр вида _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Стенобионты ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эврибионты ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Сформулируйте основные закономерности, присущие действию экологичес-ких факторов на живые организмы.
Закон лимитирующих факторов (Блэкман, 1909) ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Закон толерантности (Шелфорд, 1913) ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Закон неоднозначного действия фактора на различные функции организма ____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Закон (эффект) компенсации факторов (Рюбель, 1930) _______________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Закон незаменимости фундаментальных факторов (Вильямс, 1949) __________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Закон совокупного действия факторов _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правило экологической индивидуальности (Раменский, 1924) _________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правило взаимодействия факторов _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1. Изучите схемы на рис. 2, 3. Опишите основные процессы преобразования и использования потока солнечной энергии.
Рис. 2. Баланс солнечной радиации на поверхности Земли
Рис. 3. Прохождение УФЛ через атмосферу Ультрафиолетовые лучи _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Физиологическая радиация _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Инфракрасные лучи ______________________________________________________________
Задание 2. Используя гербарии и учебные пособия, изучите основные экологические группы растений по отношению к свету и заполните таблицу 1. Таблица 1
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |