КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система добровольной сертификации
В России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватывающих в основном рынок потребительских пищевых продуктов, товаров и услуг. Системы добровольной сертификации имеют некоторые характерные черты: ■ активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования, выбирает схему сертификации; ■ самоорганизация системы, т. е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности; ■ открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации; ■ самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность систем (если они не являются ее организаторами). Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации. В этом случае необходимо зарегистрировать систему добровольной сертификации и ее знак соответствия и предусмотреть в правилах проведения сертификации, наряду с обязательной и добровольную сертификацию. Право на проведение сертификации вновь создаваемая система добровольной сертификации получает после ее регистрации в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия». Срок действия сертификата соответствия по правилам добровольной сертификации устанавливает орган по добровольной сертификации с учетом срока действия нормативного документа, на соответствие которому проведена сертификация. Знаки соответствия в системах добровольной сертификации подтверждают соответствие продукта: ■ всем требованиям нормативного документа; ■ отдельным требованиям нормативного документа. В последнем случае к знаку соответствия должна добавляться ограничительная оговорка (маркировка). Еще одна особенность систем добровольной сертификации относится к признанию сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат. Однако в конечном счете решение о признании принимает непосредственно заинтересованная в сотрудничестве с держателем сертификата сторона. Более трудной проблемой считается признание российских систем добровольной сертификации за рубежом. В связи с этим системы добровольной сертификации при их организации должны быть гармонизованы с международными правилами и нормами. Информация об этих системах должна быть доступной для заинтересованных сторон. Официальную информацию о зарегистрированных системах добровольной сертификации, в том числе об их правилах, знаках соответствия, формах сертификата, публикует Госстандарт РФ на данных Государственного реестра систем сертификации. Несмотря на то, что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертификации, и это предоставляет системам право работы по своим правилам, добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации. К этим принципам относят следующие положения: ■ в системе добровольной сертификации должны быть определены правила и процедуры, о которых информируются заявители; ■ объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная система, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов. Нормативные документы, предлагаемые заявителем, принимаются при условии их пригодности для целей сертификации; ■ процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, что особенно важно в случаях подачи апелляций; ■ любая система добровольной сертификации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соответствия. При этом, сертификат должен содержать все общепринятые реквизиты, а знак — иметь патентную чистоту; ■ вопрос о передаче полномочий органа по сертификации другим участникам системы (например, испытательной лаборатории) должен быть отражен в правилах системы. Нормативными документами по ветеринарно-санитарной экспертизе являются: правила, инструкции, ГОСТы, ТУ, СанПиН и др. В последние годы интенсивно разрабатываются новые концепции эффективного контроля качества и безопасности пищевых продуктов (критические контрольные точки, барьерная технология, прогнозирующая микробиология и др.). Российские предприятия, выпускающие продукты животного происхождения для выхода на глобальный рынок и удержания позиций на локальных, внутренних рынках, должны не только обеспечивать качество и безопасность продукции, но и предоставлять убедительные доказательства этого, уметь продемонстрировать наличие и выполнение определенных процедур мониторинга производства, направленных на предотвращение опасностей. Этим требованиям в наиболее полной мере отвечает система ХАССП (англ. НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки), которая является моделью управления качеством и безопасностью продукции на пищевых предприятиях во многих развитых странах мира. Критическая контрольная точка (ККТ) — это технологическая операция либо ее этап, на котором могут быть осуществлены меры профилактики микробного обсеменения сырья или продукта. Эти меры должны устранить, предотвратить или свести к минимуму любую микробную опасность, возникшую перед данной технологической операцией. Госстандарт России утвердил государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования». Этот стандарт направлен на достижение следующих целей: ■ повышение уверенности в безопасности пищевой продукции и продовольственного сырья за счет того, что внедрение системы ХАССП полностью предотвращает или снижает до приемлемого уровня риски возникновения опасностей для жизни и здоровья потребителей; ■ повышение стабильности качества пищевой продукции и продовольственного сырья за счет упорядочения и координации работ по управлению рисками при производстве, транспортировании, хранении и реализации на основе принципов ХАССП; ■ содействие проведению государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов в процессе производства за счет установления обоснованной номенклатуры контрольных точек в технологическом процессе и системы их мониторинга. Выбор и обоснование контрольных точек в технологической цепи производства конкретной (или группы однородной) продукции животного происхождения включает в себя выполнение следующих работ: ■ сбор и анализ исходной информации; ■ анализ и оценка риска; ■ определение контрольных точек (КТ); ■ разработка системы мониторинга; ■ проверка принятых решений и их документальное оформление. Внедрение системы ХАССП в России подтверждается путем проведения сертификации. С этой целью Госстандарт России 23.02.2001 г. ввел в действие «Систему добровольной сертификации ХАССП», в которой центральным органом, органом по сертификации и учебным центром определен ВНИИС (Всероссийский НИИ стандартизации). Консультационный центр института оказывает методическую помощь в разработке и внедрении документов в системе ХАССП. В 2002 г. в число сертифицированных предприятий на систему ХАССП вошли: Новгородский мясной двор, Пензенский мясоптицекомбинат, Петелинская птицефабрика Московской области и другие предприятия. Департаментом ветеринарии разработаны и утверждены «Ветеринарно-санитарные требования при инспекционном контроле (надзоре) птицеперерабатывающих предприятий» (2002 г.), которые составлены с учетом ГОСТа Р 51705.1-2001). Согласно этому нормативному документу, оценка риска возможного обсеменения должна осуществляться на следующих технологических операциях (критические контрольные точки): - контроль за потрошением тушек птицы должен быть направлен на исключение загрязнения и бактериального обсеменения наружных и внутренних поверхностей тушки; - контроль за организацией и проведением ветеринарно-санитарной экспертизы; - контроль за качеством проведения мойки тушек птицы; - контроль за технологическими процессами при охлаждении тушек птицы; - контроль технологических операций при разделке тушек птицы (температурно-влажностный режим; санитарное состояние помещения, технологического оборудования, спецодежды, инвентаря и рук рабочих); - контроль за сортировкой, фасовкой и упаковкой; - контроль за безопасностью при механическом сепарировании мяса на всех этапах его производства; - контроль за организацией и проведением лабораторных исследований мяса птицы и птицепродуктов по показателям безопасности; - контроль за соблюдением температурно-влажностных режимов при временном хранении и отгрузке продукции на реализацию; - контроль за качеством санитарной обработки и дезинфекции; - контроль за организацией и выполнением программы по борьбе с вредителями (крысы, мыши, насекомые и др.); - контроль за организацией и выполнением требований, правил личной гигиены персонала предприятия. Необходимо отметить, что система ХАССП действует лишь на хорошо организованном производстве при строгом соблюдении предусмотренных технологических операций.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение........................................................... 1 История развития и становления боенского дела и отечественной ветеринарно-санитарной экспертизы. …………………….. …………………….. 2 Глава 1. Убойные животные............................ 11 Категории убойных животных.......................... 11 Определение упитанности................................ 11 Глава 2. Транспортировка животных на боенские предприятия................................. 17 Способы транспортировки................................ 17 Ветеринарно-санитарные мероприятия на транспорте…………….………………….… 21 Глава 3. Предприятия по переработке Значение боенских предприятий………………..... 24 Требования к постройке и производственным цехам........................ 25 Типы боенских и мясоперерабатывающих предприятий................................................ 28 Мясокомбинаты (28). Хладобойни (29). Бойни (30). Скотоубойные пункты и убойные площадки. (30) Мясоперерабатывающие заводы. (31). Специализированные боенские предприятия (31) Санитарно-гигиенические требования к производственным цехам и оборудова- Глава 4. Предубойный режим содержания животных.................................. 35 Помещения для предубойного содержания................. 35 Прием животных и ветеринарный осмотр............................. 38 Подготовка животных к убою....................... 41 Глава 5. Основы технологии первичной переработки животных.............. 43 Убой животных.............................................. 43 Разделка и обработка туш.............................. 47 Разделка туш крупного рогатого скота (48). Разделка туш свиней (53) Выход продуктов убоя......................... 56 Убой и переработка сельскохозяйственной птицы............... 56 Приемка и предубойное содержание (56). Первичная переработка птицы (58) Убой и переработка кроликов.............. 62 Приемка и предубойное содержание кроликов (62). Убой кроликов и разделка тушек (63)
Глава 6. Организация и методика Общие положения................................... 65 Лимфатическая система........................ 65 Особенности топографии лимфатических узлов у разных видов животных.......... 68 Порядок ветеринарно-санитарного осмотра туш и внутренних органов................ 81 Оснащение рабочего места ветсанзксперта............................ 86 Регистрация результатов ветеринарно-санитарного осмотра. 86 Глава 7. Ветеринарное клеймение......... 87 Общие положения..................................... 87 Порядок клеймения мяса и субпродуктов.............................. 89 Ветеринарные клейма и штампы.... 90 5 Глава 8. Учение о мясе...................... 92 Морфологический состав мяса................ 92 Химический состав............................... 95 Особенности мяса сельскохозяйственной птицы...... 98 Физико-коллоидная структура мяса.. 98 Ферментация (созревание) мяса............... 99 Товароведение мяса................................. 103 Разделка туш говядины........................ 108 Глава 9. Изменения в мясе при хранении.......................................... 111 Загар мяса................................................. 111 Гниение мяса............................................ 112 Плесневение мяса................................. 115 Ослизнение мяса и образование сухого налета.... 116 Свечение (фосфоресценция) мяса ………………………117 Изменение цвета мяса………………………..……………118 Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса при изменениях, имеющих санитарное значение...................................118 Липохроматоз………………………………………………119 Меланоз …………………………………………………...119 Мясо незрелых животных…………………………………120 Глава 10. Определение видовой принадлежности мяса……………………. 121 Органолептические показатели…………………………...121 Анатомо-морфологические параметры ………………….122 Физико-химические показатели…………………………..130 Глава 11. Ветеринарно-санитарная
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |