Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допрофессиональный от 3000 лет до 2500 т.л. до нашей эры




Тема 2. История развития этики и профессиональной этики

Понятие о профессиональной этике

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу и регулируют нравственные отношения людей в трудовой сфере.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

1. отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

2. нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

3. взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;

4. особенности профессионального воспитания.

Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности. Профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

В процессе развития этики и профессиональной этики ученые выделяют пять периодов.

1. Допрофессиональныйот 3000лет до 2500 т.л. до нашей эры.

2. Античная этика: Сократ, Платон, Аристотель – добродетель – главное предназначение человека. Клятва Гиппократа. От 2500 т. лет до н.э

3. Этика эпохи Средневековья (10 -15 века): христианство и мировая религия с понятием «принятия, любви к ближнему».

4. Этика Нового времени (17-19 век): развитие промышленности и возникновение профессиональных этических принципов в профессиональной деятельности.

5. Теория и практика этики 20-21 века: этика в философии, медицине, социологии, педагогике, юридической деятельности и психологической практике.

Давайте рассмотрим данные периоды более детально.

 

Культура возникает на определенном историческом этапе как совершенно новый, небиологический способ детерминации поведения.

В процессе эволюции человека животные инстинкты в нем постепенно подавляются. Их функции берут на себя социальные институты первобытного общества, которые предписывают человеку, как ему вести себя в той или иной ситуации. Смена биологических регулятивов социальными привела к более эффективной адаптации человека к окружающей среде. Благодаря этому стала возможной быстрая и гибкая реакция на изменяющиеся условия жизни. Фактически с этого момента человечество, уже не меняясь биологически, беспрерывно растет, осваивая гигантские территории.

Мораль возникла на заре человечества в первобытном обществе. Жизнь первобытного человека была жестко регламентирована многочисленными ритуалами в форме запретов (табу), обычаев, обрядов, которые требовали от людей однотипных поступков в условиях повторяющихся и сходных ситуаций. Но это была еще не мораль, поскольку многие обычаи не имели нравственного характера.

Мораль первобытного общества характеризуется простотой, неполной отвлеченностью от архаических обычаев, неразвитостью и не вполне самостоятельным положением индивида в обществе. Человек с самого раннего возраста попадал в строгую систему моральной регламентации и испытывал на себе настойчивое воздействие коллектива. В нем постепенно вырабатывалась потребность поступать, действовать как и все члены его рода, и все, что ему внушали, со временем перерастало в его жизненные принципы.

Равенство индивидов предполагалось само собой, поэтому оно еще не выступало в качестве особого требования.

Справедливость имела в основном коллективный характер, предусматривала различные права и обязанности индивида перед родом.

В результате в данный период формируются простейшие моральные требования к человеку как члену рода – выносливость, смелость, почитание старших, способность безропотно переносить лишения, чувство равенства в делении добычи и т.д. В то же время другие формы личных взаимоотношений в быту регулировались обычаями, ритуалами религиозно-мифологического порядка.

Зарождение этики и трудовой этики. Данный период характеризуется тем, что появление морали, этики в примитивном виде было обусловлено необходимостью сдерживать агрессивные и разрушительные тенденции человека для того чтобы мог выжить не отдельный человек, а общество в целом. В этот период трудовые отношения были необходимы для удовлетворения потребностей общества и жизнедеятельности.

На этом этапе нормы и ценности и ценности трудовой морали находились в процессе становления. Они не имели четкой формулировки, а труд еще не является нравственной ценностью.

О дотрудовом периоде в развитии профессионального сознания человека можно судить только предположительно: подлинных исторических свидетельств об этом времени мало.

Г.В. Лазутина считает, что первоначальным нравственным восприятием человеком трудовой деятельности было ощущение ее как «благой», «доброй», т.е. приносящей пользу и обеспечивающей процесс продолжения жизни. Действительно, трудовая деятельность как деятельность по созданию общественно значимого продукта воплощала в себе витальный, т.е. жизненный, смысл для первобытного человека. Труд, т.е. производство необходимого для жизни человека продукта, для общества выступал в виде жизненной необходимости, поэтому все то, что способствовало этому процессу, оценивалось как благо, все, что препятствовало и мешало этому процессу, - как зло.

На этом этапе формировались первые представления о деятельности, знаниях, умениях, навыках человека необходимых для определенного вида труда.

Большую популярность в Древнем мире имели такие виды деятельности как жричество, шамонизм, целительство. Эти сферы человеческой деятельности носили сакральный характер и поэтому знания передавались только избранным. В этот период появлялись догадки о том, что успешно выполнить определенную деятельность, оказать помощь людям может не каждый человек, а тот, кто обладает рядом особенностей: «специально обученный и усердный, терпеливый, сообразительный, небезразличный к другим, готовый к самопожертвованию». Именно поэтому стали появляться первые попытки отбора кандидатов. Для этих целей разрабатывались испытания, обращали внимание на явления природы, погоды и т.д.

В этот период функции деятельности, права жрецов, целителей, шаманов, вождей передавались в знаково-речевой форме от поколения к поколению так, как письменность еще не существовал, а только зарождалась.

О наличии в древнем обществе нравственных представлений о труде свидетельствуют некоторые сохранившиеся документы. Так, в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до нашей эры, в числе прочих требований к работнику указывается на необходимость добросовестного и качественного выполнения своих обязанностей, поскольку такое отношение к труду рассматривается как залог будущей высокой должности и богатства.

В начальный период истории развития верований, религий, ремесел, наук и искусств формированию представлений об их значимости, их моральных основ, их «идеологии». Успехи в труде в дописьменый период объяснялись милостью богов.

Первые философские и литературные памятники, в которых отражены моральные отношения в сфере труда, описывают уже более поздние времена, относящиеся ко времени зарождения и развития трудовой морали. Отдельные современные авторы в своих трудах пытаются воссоздать ранний период в становлении профессиональной морали человечества

В этот период человечество сталкивается с множеством проблем, которые касаются вопросов:

1. необходимости контроля агрессии для выживания;

2. формированием понимания, что трудовые отношения залог выживания;

3. выработкой норм и ценностей труда;

4. олицетворения деятельности и труда с благом и добром;

5. формированием представлений о том, что деятельность и труд невозможны без знаний умений и навыков;

6. зарождением идеи профотбора кандидатов;

7. описанием функций и прав труда в рамках определенной деятельности;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 3598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.