Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика Нового времени (17-19 век)




Период развитие промышленности и возникновение профессиональных этических принципов в профессиональной деятельности.

Мишель Монтень (1533 – 1592), Рене Декарт (1596 – 1650), Блез Паскаль (1623 – 1662), Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Жан Жак Руссо (1712 – 1778) Иммануил Кант (1724 – 1804) Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), Фридрих Ницше (1844 – 1900).

В этот период поднимаются вопросы:

1. Смысла жизни,

2. Высокая нравственность, которая должна строиться на разуме с опорой на законы природы.

3. Познания и самопознания, роли человеческих качеств;

4. Особенности опыта и роли мнения и религиозных догм в жизни человека.

5. Роль ума и познания в суждениях о добре и зле.

6. Необходимости следовать законам.

7. Добродетелей (твердость и решительность).

8. Слабостей человека (человека как существо противоречивое, трагическое, одновременно падшее и великое, смертное, слабое, легко поддающееся порокам).

9. О границах «научности»,

10. любви к себе, стремление к самосохранению, проблема альтруизма и эгоизма.

11. Проблема пользы.

12. Неравенства между людьми.

13. Морали и моральности

14. Долга.

15. Нравственности.

16. Зло как фактор движущего развития.

17. Воли, произвола.

18. Эгоизма и безнравственности.

19. Норм поведения (пассивное, активное).

20. Переоценка ценностей и иерархия страстей

21. «Воли к власти»

22. Сострадание.

 

Этика джентльменства как продолжение «мирской аскезы»

Средневековые традиции возвышенного отношения к труду как к служению получили дальнейшее развитие в этических исканиях итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Они в своих сочинениях прославлялась способность человека познавать природу при помощи естественных знаний. Они призывали человека к активной деятельности, считали, что человек сам в силах разобраться в пороках и добродетелях, не ожидая страшного суда.

Протестантская этика, определила особенности культуре Нового времени, которая смещает свои интересы на самоотверженного труда, самоограничения во имя веры, приветствуя энергию, подвижничество человека в преобразовании окружающего мира как богоугодную деятельность, выразив таким образом моральный «дух капитализма». Распространение норм, правил религиозной жизни на жизнь мирскую способствовало формированию гуманизма как нравственного принципа в труде и быту. Именно в протестантизме происходит переосмысление термина «профессия», который до Реформации употреблялся «только применительно к священнослужителям… (и) впервые стал употребляться как любой род занятий, выполняемых квалифицированно и ответственно». Не только богослужение, монашество, но и работа, на благо людей стала пониматься как высшее предназначение, призвание человека, требующее самоотречения, полной самоотдачи.

В этот период ценностью является расчетливость, полезность человеческой деятельности.

В этот период утверждается гедонистический принцип в морали. Гедонизм (от греч. hedone–наслаждение) – принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избегание страданий признается моральным, поскольку является естественным для человека, следовательно, отвечает гуманизму, т.е. существу морали. Впоследствии на его основании формируются и становятся популярными теории утилитаризма (ХIХ в.- Англия), прагматизма (ХХ в. – США), признающие нравственность полезности, деловитости и практичности.

Одним из проявлений свободной воли, осознаваемым многими в этот период, становится процесс автономизации хозяйства «или высвобождения экономических отношений из социальных и культурных норм в пользу большего подчинения экономики собственным законам». Эти законы рассматривают ценности гражданского общества, и способствуют формировании морали в новых экономических условиях, необходимости большего доверия профессионалам. Складывается принцип «взаимного воздаяния» или «верности договору». При этом, если раньше верность постулировалась вассальными отношениями, то теперь субъектами договора становятся свободно избираемые партнеры по деловым отношениям.

Джентльменство как идеология в Англии сложилось в результате установления конституционной монархии - союза аристократии и буржуазии. Это было своеобразным «классовым компромиссом».

С раннего детства не избалованные, закаленные и физически крепкие, как того требовала педагогика Д.Локка (автора «Мыслей о воспитании» - теории воспитания джентльмена), юные дворяне привыкали разумно и расчетливо вести свои дела. Поскольку дворянин ничего не должен делать руками сам – ни одеваться, ни готовить еду, никакую другую работу, кроме умственной, они ценили в себе интеллект, развивали способности в ученье. Происхождение обязывало, отказывая себе в самом необходимом.

Ограничения дворян по роду занятий, невозможность для них самообслуживания, занятий ремесленным трудом, приводили к разделению труда, появлению мещанского сословия, невольно воспринимавшего науку жить «как в лучших домах», ориентированного на интеллектуальных занятиях – государственной службе, юриспруденции, банковском деле и пр. Это привело к культивированию высоких стандартов в названных видах труда.

Появляется этика джентльменства которая предполагает, наличие деловой репутации, родовитости, «слово джентльмена». Как потомки рыцарей дворяне, считая делом чести сдержать его, а бесчестием - нарушить. Слово приравнивалось к нотариальному договору, служило основой сделки, приравнивалось к контракту и позволяло предпочитать англичан как честных партнеров в деловых отношениях. Джентльмены понимали значение равенства всех граждан перед законом, уважение представителей других профессий, каждый из которых может быть потенциальным партнером или клиентом.

Расчетливость, стремление «разумно ввести свои дела в этом мире» придавали образам джентльменов некоторую холодноватость, граничащую с бесчувственностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.