Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Простота личных потребностей, аристократизм вкусов и профессионализм – основа джентльменского образа жизни




Ценности протестантской этики - трудолюбие, бережливость, энергичность, скромность в телесных потребностях и поведении, прививаемые с детства домашними учителями и родителями, способствовали распространению в обществе представлений о профессионализме, понимаемом как выражение нравственной позиции человека, т.к. честность и усердие в делах, скромность повседневных запросов – в еде, удобствах – вызывали уважение к господам – труженикам. Без посредников и бюрократической волокиты эти методические и щепетильные до мелочей, когда речь шла о деле, джентльмены энергично двигали экономику, создавая благоденствие своей страны и свое собственное. Джентльмены получали фундаментальное образование, в сочетании с домашним воспитанием, дающим знание манер и этикета - это создавало реалистические ориентации в жизни и высокую конкурентоспособность. Хорошее владение родным языком (умение ясно и правильно изъясняться устно и письменно), знание основ таких практических наук, как бухгалтерия, минералогия (введенных в образование джентльмена Д. Локком), способствовали формированию культуры «трудящихся аристократов».

Джентльмен хозяин своих слов, в основном молчалив, независим, никому и ничему не угождает - ни людям, ни мнениям, ни деньгам. Так начинаю говорить о чертах прирожденного господина: независимость, самообладание, спокойствие.

Прекрасно образованные, джентльмены также и законодатели эстетических вкусов, знатоки и коллекционеры.

В Англии джентльменство постепенно утрачивает смысл благородства по наследству. Все большее значение придается личным качествам человека, его манерам. Джентльменам может быть человек добившийся положения в обществе, имеющий материальное благополучие, занимающийся честным трудом, обладающий безупречностью манер и за все обязан самому себе.

 

Джентльмен – игрок в команде

Исследователями отмечалось, что формирование понятия джентльмена связано с образом рыцарства и терпимости, толерантности в человеческих отношениях. Образ лояльности создавался, в частности, культивированием в привилегированных колледжах для джентльменов командных видов спорта. Футбол, баскетбол, волейбол, возникшие в Англии, способствовали привычке к игре в команде, где каждый учится побеждать вместе с другими, «работает» на общий результат, пробует себя в разных функциях. Участие в спортивной жизни колледжа дисциплинировало, помогало формировать «бойцовские» качества: бороться до победы, смиряться с поражением. Трудно переоценить значение опыта спортивной борьбы для формирования уважения к закону, для становления профессиональной этики. Ведь в спорте, где каждый на виду, эмоции приходится смирять, а играть все равно только по правилам. В спорте борьба идет до последнего мига, там, как нигде, ценится время и энергия человека.

Несмотря на развитую индивидуалистичность, понимание личной ответственности, джентльмены ценили общение и умели общаться. Именно в их среде культивировались клубы. Одной из форм объединения истинных джентльменов стали масонские ложи («деятельные ложи» существовали в18 веке)

Коллегиальность, т.е. привычка советоваться, принимать решение с учетом мнений и интересов заложила основы демократизации, которая проявлялась в отказе от личного успеха ради общего блага. Джентльмен же высоко ценит собственную индивидуальность, одержим стремлением к успеху, преуспеванию, но на основе уважения интересов других, отнюдь не ценой пренебрежения ими.

Спорт и охота прочно закрепляются в образе жизни аристократии, культивирующей хорошую физическую форму, заботящейся о здоровье, ясном уме и твердой руке для осуществления своих честолюбивых замыслов.

Таким образом, джентльменство в Европе из наименования сыновей наследственного дворянства эволюционирует в оценочную этическую категорию, обозначая совокупность добродетелей, отличающих национальные идеалы воспитанности и деловитости. Это честность и надежность, солидность и респектабельность, воспитанность и умение работать в коллективе.

 

Теория и практика этики 20-21 века:

 

Этика в философии, медицине, социологии, педагогике, юридической деятельности и психологической практике.

Западно-европейская этика в XX в. Тенденции, сложившиеся в этике в конце XIX в., развиваются и в XX в.

Продолжается развитие научно-рационалистических направлений в этике (прагматизм, позитивизм), берущих начало от немецкой классической философии, возникают новые системы иррационалистической этики: психоанализ, экзистенциализм, персонализм и др. Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике уже существующие религиозно-этические направления: неопротестантизм, неотомизм.

Этика психоанализа. Основателем психоанализа стал Зигмунд Фрейд (1856 – 1939). Он утверждал, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное Оно (Ид), которое сводится к совокупности сексуальных импульсов (либидо) и определяет рациональные, осознанные компоненты личности – Я (Эго). Третий уровень в структуре личности – Сверх-Я (Супер-Эго), которое представляет собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подавляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию в санкционированные обществом виды деятельности – искусство, творчество, науку, спорт, производство (так называемую «сублимация»).

Представители неофрейдизма (Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Райх и др.) частично отошли от узкого истолкования нравственных отношений в духе «сублемированной» сексуальности. Они вводит понятие «коллективного бессознательного», обусловленного социальными факторами. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) дает определение «архетипа» – совокупности глубинных психических образов, выражающих такого рода культурные и нравственные тенденции.

Эрих Фромм (1900 – 1980) считал, что «коллективное бессознательное» можно свести к двум фундаментальным установкам: «биофилической», направленной на самореализацию, стремление «быть», и «некрофилической», стремящейся «иметь», присваивать окружающую реальность, а значит, разрушать ее и саморазрушаться. Эти тенденции в разные периоды человеческой истории попеременно занимают в культуре лидирующее положение, либо существуют в каком-либо сочетании. Они налагают свой отпечаток на моральную структуру личности, определяют господствующие в обществе нравственные отношения.

Этика экзистенциализма. Экзистенциализм углубился в проблему сущности и существования человека. Карл Ясперс (1883 – 1969), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), Жан Поль Сартр (1905 – 1980, Альбер Камю (1913 – 1960) и др. определяли нравственность как отражение неподлинного бытия, средство общественного манипулирования личностью. В подобном бытии человек теряет свою сущность, становясь таким, как другие. Поэтому в целом оно враждебно человеку.

У Камю окружающий мир – это мир абсурда, с которым человек находится в постоянном конфликте. Он предлагает человеку преодолеть через отношение к Богу пограничные ситуации, т.е. неподлинное существование, и быть абсолютно свободным.

Сартр утверждает, что право человека на свободу и счастье – выше всех моральных прав. В своих правах на счастье он может распоряжаться своей судьбой, в том числе и правом на смерть. В своем внутреннем мире мы не зависим ни от общества, ни от других людей. В то же время абсолютная свобода человека означает и его абсолютную ответственность за все, совершающееся в мире.

Религиозно-этические учения XX в. Особенностью современных религиозно-этических концепций является стремление к переходу от жесткой конфронтации с наукой и светской этической мыслью к диалогу и утверждению возможности согласования религии и науки. Однако принципиальные положения религиозно-этических концепций остаются неизменными.

Среди религиозных направлений в этике следует отметить неотомизм (Ж. Маритен (1882 – 1973), Э. Жильсон (1884 – 1978), Ю. Бохеньский (1902 – 1995), папа Римский Иоанн Павел II (1920 – 2005) и др.) как официальное учение католической церкви. Его представители ставят перед собой задачу переосмыслить с учетом новейших тенденций наследие Фомы

Аквинского. Этика неотомизма исходит из того, что источником морали является божественный разум, который вечен и определяет моральные требования к человеку. Человек лишь подобен Богу, его бытие отличается неполнотой, сопряжено со злом, поэтому подлинное блаженство на этом свете невозможно. Главной причиной всех бед является отступление от норм религиозной морали. Счастье человека состоит в подчинении «божественному закону», который только и может определить путь к вечному блаженству на том свете.

Теологическое обоснование нравственности представлено также в неопротестантизме (К. Барт (1886 – 1968), Р. Нибур (1892 – 1971), П. Тиллих (1886 – 1965) и др.), представители которого последовательно развивают учения Лютера и

Кальвина. По их мнению, человек по природе своей греховен и порочен, а потому не способен осуществлять заповеди Христа в реальной жизни. Нравственность как божественное предначертание находится в сфере «отношения человека к Богу», что и составляет его подлинное бытие. Нравственность – это обращение и любовь к Богу, всепрощение и справедливость, тогда как мирская мораль – это утилитарные расчеты и материальные эгоистические интересы.

Этика гуманизма. В XX в. с наибольшей полнотой суть гуманизма сформулировал Альберт Швейцер (1875 – 1965). Он считал, что этика является «душой культуры» и выступает основным средством возможного преодоления духовного кризиса в условиях техногенной цивилизации. Деградацию современного общества Швейцер связывает с оторванностью культуры от ее этического основания, излишней материальной озабоченностью.

Первоначалом человеческого бытия выступает, по мнению Швейцера, универсальное желание жить, утверждающее: «Я жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить». Отсюда вытекает главный этический принцип – «благоговение перед жизнью». Он же выступает в качестве критерия различения добра и зла: все, что сохраняет, возвышает жизнь, есть добро; все, что наносит ей ущерб – зло.

На протяжении всей своей жизни А. Швейцер показывал пример гуманизма на практике: лечил бедных в Африке, выступал против применения атомного оружия, был противником фашизма, расизма и других форм человеконенавистнической идеологии.

Зло прекратится в том случае, когда все люди, преодолев отчуждение, вступят на путь святой праведности. Только постепенное, эволюционное развитие и совершенствование являются правильным направлением; всякие крайности и радикализм непродуктивны.

Рассмотрим в качестве примера профессиональный кодекс социолога. Несмотря на то, что как наука социология возникла в середине XIX в., институционализация профессии социолога приходится на XX в. Во второй половине XX в., с вступлением ряда развитых стран в эпоху постиндустри­ального общества, особенно возросло значение социологии.

Как академическая, так и прикладная социология сегодня является важной движущей силой гармонизации общественных отношений, влияющей на течение многих общественных процессов. Это в полной мере осознается мировым сообществом социологов. Ответственность социологов перед обществом и человеком отражена в специальном этическом кодексе международного общества прикладной социологии, принятом в 1995 г. Главный его принцип, как и в клятве

Гиппократа: «не навреди» - не навреди ни респонденту, что доверил тебе личные тайны, ни заказчику, раскрывшему коммерческий секрет, показавшему наиболее уязвимые свои места.

В кодексе, помимо прочего, специально оговаривается ответственность социолога перед коллегами, перед клиентом и респондентами.

Среди теорий морали 20 века следует обратить особое внимание на этику ненасилия, которая находит все большее количество приверженцев во всем мире.

Исторически существовала и до сих пор продолжает свое существование традиция разрешения различных государственных, национальных, межличностных проблем с позиций силы.

Этика ненасилия - это совершенно иной подход к разрешению конфликтов, исключающий насилие. Идеи ненасилия сформулированы еще в Библии, в Новом Завете, рекомендующем, если, «кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». В данном случае отразился некий идеал, в соответствии с которым непротивление злу рассматривается как проявление нравственного совершенства, нравственного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расценивается как проявление добра. Соответствующие библейские заповеди с большим трудом утверждались в сознании человека и до сих пор многим кажутся невыполнимыми.

Значительное развитие этика ненасилия получила в работах выдающегося русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого (1828-1910), считавшего, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия. По его мнению, большинство людей христианского мира чувствуют бедственность своего положения и употребляют для избавления себя то средство, которое по своему миросозерцанию считают действительным. Средство это- насилие одних людей над другими. Одни люди, считающие для себя выгодным существующий государственный порядок, насилием государственной деятельности стараются удержать этот порядок, другие тем же насилием революционной деятельности стараются разрушить существующее устройство и установить на место его другое, лучшее.

Л. Толстой находит ошибку политических учений в том, что они считают возможным посредством насилия соединить людей так, чтобы они все, не противясь, подчинились одному и тому же устройству жизни. «Всякое насилие состоит в том, что одни люди под угрозой страданий или смерти заставляют других людей делать то, чего не хотят насилуемые». Насилие не создает ничего, оно только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни других, ни себя. Таким образом, насилие бессильно, бесплодно, разрушительно. Недаром еще в учениях древних мудрецов любовь, сострадание, милосердие, воздаяние добром за зло считались основой нравственных отношений. Другой сторонник этой теории - М. Ганди, мечтавший обрести свободу Индии мирными средствами, считал ненасилие оружием сильных. Страх и любовь - противоречащие понятия. Закон любви действует, как действует закон гравитации, независимо от того, принимаем мы его или нет. Так же, как ученый творит чудеса, по-разному применяя закон природы, так и человек, применяющий закон любви с аккуратностью ученого, может творить еще большие чудеса.

Ненасилие не означает пассивности, оно активно и предполагает, как минимум, две формы борьбы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Идеи отказа от насилия как средства разрешения конфликтов и проблем находит все большее количество своих сторонников во всем мире.

Одной из интереснейших философских концепций 20 века является этика благоговения перед жизнью, основоположник которой выдающийся гуманист современности - Альберт Швейцер. В основе этой теории находится принцип благоговения перед жизнью в любой форме, облегчение страданий всех живущих. Благоговение перед жизнью, по мнению А. Швейцера, относится как к природным, так и к духовным явлениям, так как преклонение перед естественной жизнью необходимо влечет за собой преклонение перед жизнью духовной. «Особенно странным находят в этике благоговения перед жизнью то, что она не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью. У нее есть свои основания поступать таким образом. Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей», - отмечает он.

Уравнивая нравственную ценность всех существующих форм жизни, А. Швейцер, тем не менее, вполне допускает ситуацию морального выбора: «Находясь вместе со всеми живыми существами под действием закона самораздвоения воли к жизни, человек все чаще оказывается в положении, когда он может сохранить свою жизнь, как и жизнь вообще, только за счет другой жизни.

Если он руководствуется этикой благоговения перед жизнью, то он наносит вред жизни и уничтожает ее лишь под давлением необходимости и никогда не делает это бездумно. Но там, где он свободен выбирать, человек ищет положение, в котором он мог бы помочь жизни и отвести от нее угрозу страдания и уничтожения». Понимая насколько трудна судьба того, кто будет следовать его идеям,

А.Швейцер обращает внимание на необходимость самоотречения как средства деятельности. Самоотречение не обесценивает личность человека, а помогает освободиться от эгоизма, предвзятости в оценке других. Бороться со злом необходимо, но не средствами зла, не отмщением, пресекая распространение зла. В этом положении взгляды А.Швейцера близки идеям сторонников теории ненасилия.

Одним из средств недопущения зла в человеческую душу он считает необходимость прощения, тем самым пренебрегая злом, исключая его. Такой способ недопущения зла позволяет избавить человека от мук нравственного выбора, необходимости поисков самооправдания. «Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами». В этом высказыванании А.Швейцера заключен глубокий смысл. Вся его этическая концепция призывает к активной целенаправленной деятельности, сохранению всех существующих форм жизни, самоотверженному служению людям, отдавая им частицу своей жизни, участия, любви, доброты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.