КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон убывающей предельной полезности
Тема 9. Рыночное поведение потребителей Условия потребительского выбора: · рациональное (разумное) поведение потребителя; · независимость принятия решений; · отчетливая система предпочтений; · бюджетное сдерживание, т.е. ограниченность денежных доходов потребителей; · фиксированный уровень цен. Рациональный потребитель стремится максимизировать совокупную полезность приобретаемых благ при минимизации затрат. Излишек потребителя – разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он заплатил фактически. Полезность выдвигалась в качестве основы для определения стоимости товаров, начиная со средних веков (Св. Фома Аквинский; Николас Барбон; Этьен Кондильяк; Фердинандо Галиани; Джереми Бентам и др.). Парадокс Смита: · блага, имеющие наивысший полезный эффект (вода, хлеб, воздух), ценятся гораздо ниже, чем блага, польза которых с точки зрения естественных потребностей человека не вполне очевидна (бриллианты); · разрешается с появлением теории предельной полезности. Авторы теории предельной полезности: Герман Генрих Госсен; Карл Менгер; Фридрих Визер; Ойген Бём-Баверк; Уильям Стенли Джевонс и др. Два уровня полезности: · общая (совокупная) полезность – оценка потребителем полезности всего доступного ему запаса блага. · предельная полезность – оценка потребителем полезности последней (предельной) единицы из этого запаса (т.е. такой единицы, которая удовлетворяет наименее насущную потребность). Факторы предельной полезности: · интенсивность потребности; · редкость благ. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): полезность каждой последующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы (предельная полезность блага убывает с увеличением запаса). 9.2. Кардиналистский подход к обоснованию Кардиналистский подход (от англ. cardinal – количественный): · предельная полезность может быть измерена по абсолютной шкале измерения наподобие физической величины (например, в ютилях); · целью потребительского выбора является достижение потребительского равновесия. Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, изменяя набор приобретаемых товаров. Правило максимизации полезности (второй закон Госсена): при заданных ценах и бюджете потребитель достигнет максимума полезности тогда, когда отношение предельной полезности к цене будет одинаково по всем потребляемым благам. · где MUi – предельная полезность i-го блага (marginal utility); · Pi – цена i-го блага. 9.3. Ординалистский подход к обоснованию Ординалистский подход (от англ. ordinal – порядковый): · потребители не измеряют предельную полезность, но могут сопоставить все наборы товаров и услуг; · предпочтения потребителей транзитивны (если набор A лучше B, а B лучше C, то A лучше C); · потребители предпочитают большее количество товара меньшему. Кривая безразличия – линия, соединяющая комбинации двух товаров, имеющие одинаковую полезность для потребителя. Такие комбинации называют наборами безразличия. Свойства кривых безразличия: · кривую безразличия можно провести через любую точку; · кривые безразличия не пересекаются; · множество параллельных кривых образуют карту безразличия; · кривые безразличия имеют отрицательный наклон; · кривые безразличия являются выпуклыми по отношению к началу координат; · наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы замещения. Рис. 9.1. Кривая безразличия Предельная норма замещения – количество заменяемого товара (Y), которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить одну дополнительную единицу заменяющего товара (X) без выигрыша или потери общей полезности набора товаров. · где MRS – предельная норма замещения (marginal rate of substitution); · ΔQY – изменение количества заменяемого товара; · ΔQX – изменение количества заменяющего товара; Закон понижения предельной нормы замещения: По мере уменьшения у потребителя количества заменяемого товара (Y) и увеличения количества заменяющего товара (X) предельная норма замещения снижается (т.е. замена происходит все менее охотно). Бюджетная линия – показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода; совокупность точек, отвечающих условию равенства: · где I – доход (бюджет) потребителя; · PX, PY – цены товаров X и Y; · QX, QY - количества товаров X и Y, приобретаемых потребителем. Рис. 9.2. Бюджетная линия Свойства бюджетных линий: · увеличение дохода потребителя (или синхронное снижение цен) сдвигает бюджетную линию вправо, уменьшение дохода (или повышение цен) – влево; · изменение соотношения цен меняет угол наклона бюджетной линии. Рис. 9.3. Равновесие потребителя Условие равновесия потребителя:
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |